39_200_03.jpg
Бронепоезд на главном пути. «Любимый руководитель» КНДР Ким Чен Ир в третий раз за последние 10 лет навестил Россию на своем бронепоезде класса люкс, подаренном его отцу Ким Ир Сену еще Сталиным. Зачем приезжал и с чем уехал от нас главный теоретик и практик чучхе — вникал The New Times

Официальная Россия улыбалась северокорейскому вождю такой лучезарной улыбкой, что, казалось, напрочь забыла и про своеобразное чувство юмора вождя КНДР — в 2000-м тот пообещал Путину отказаться от ядерной программы, а потом заявил, что «пошутил», и про неожиданные неудачные пуски баллистических ракет в 2006-м, упавших в море вблизи российских берегов. Подобное радушие могло означать только одно: цена двусторонней дружбы резко возросла.

Не бликовать!

70-летний вождь КНДР доверяет только проверенной технике и проверенным людям. Его литерный бронированный состав прибыл в столицу Бурятии Улан-Удэ 23 августа в 8.37 по местному времени. К этому моменту сотрудники службы безопасности и правоохранительных органов полностью «зачистили» привокзальную территорию — был закрыт даже виадук, которым пользуются многие уланудэнцы, добираясь на работу. Одной из жертв повышенной бдительности стала съемочная группа Бурятской телерадиокомпании, попытавшаяся запечатлеть знаменитый бронепоезд: ее задержали и доставили в ближайшее отделение полиции.

Во время встречи лидера КНДР президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным на перроне вокзала фото- и видеосъемка была разрешена только сотрудникам протокольных служб. Телеоператоров и фоторепортеров «по-серьезному» предупредили: расчехлять камеры лишний раз не стоит, поскольку «северокорейские снайперы могут отреагировать на блики от объективов».

Обслуживающему бронепоезд персоналу была предоставлена относительная свобода перемещения по Улан-Удэ. Гости побывали, в частности, в православной церкви Николая Угодника — покровителя железнодорожников — и местном этнографическом музее. Одному из журналистов удалось переговорить с машинистами, обедавшими в обычном уланудэнском кафе. Оказалось, что спецсостав обслуживают две сменные российские бригады из Тынды. Накануне визита Ким Чен Ира в Россию их вывезли в Северную Корею, где они приняли электропоезд. Они же повезли корейского лидера обратно на родину. Фотографироваться на память машинисты наотрез отказались.

«Кымчымыр приехал»
39_200_02.jpg
Поезд Ким Чен Ира состоит
из 17 вагонов. На приграничной станции
Хасан к ним были прицеплены
еще четыре российских вагона.
В качестве локомотивов
в «составе № 1» используются
тепловозы достаточно старой серии
ТЭП-70БС — их начали производить
в СССР на Коломенском заводе в 1973
году, а теперь в модифицированном
виде производят в России. С собой
Ким Чен Ир возит два автомобиля.
На одном из них — бронированном
«Мерседесе» S-класса выпуска
1995 года — он 24 августа проследовал
в закрытый военный городок для
встречи с Дмитрием Медведевым.


Реакция местных жителей на визит высокого гостя оказалась на удивление сдержанной. Если бы не длинные автомобильные кортежи, следовавшие то в одном, то в другом направлении, и связанные с этим проблемы с передвижением, уланудэнцы могли бы и не обратить на него особого внимания. Да и приезд Дмитрия Медведева был воспринят на удивление спокойно.

— В Бурятию приехал Кымчымыр, — уверенно заявляет пожилая женщина, более получаса дожидающаяся рейсового автобуса.

— А кто это? — спрашивает ее гражданка помоложе.

— Президент Кореи, — после секундного раздумья заявляет старушка.

Ким Чен Ир выглядел аскетом и на всех мероприятиях был в привычном френче военного покроя. В ходе ознакомительной экскурсии по Улан-Удэ северокорейская делегация побывала на центральной площади города. Генеральный секретарь Трудовой партии Кореи не мог не отдать дань памяти Владимиру Ленину, чей монумент в виде гигантской головы высотой восемь метров установлен в центре столицы Бурятии. Впоследствии это дало возможность одному из местных изданий разместить фотоколлаж, в котором компанию лидерам двух государств, КНДР и России, составил основатель советского государства.

39_200_01.jpg
В Хасане Ким Чен Ира встречали
хлебом-солью
Два мегатитана

В десять часов утра 24 августа в самом популярном гипермаркете Улан-Удэ «Мегатитане» неожиданно появились сотрудники службы охраны КНДР, а спустя короткий промежуток времени сюда подъехал кортеж из десяти автомобилей. В здание торгового комплекса в сопровождении президента Бурятии Вячеслава Наговицына вошел Ким Чен Ир. К удивлению персонала магазина и рядовых уланудэнцев, торговый комплекс не закрывался, покупатели не выводились из зала, и работа шла в обычном режиме.

Ким Чен Ир и сопровождающие обошли основной зал, особенно северокорейского лидера интересовали продукты российского производства. Первую остановку вождь сделал возле прилавка с растительным маслом и спросил у руководителя «Титана» Вадима Бредния, сколько видов растительного масла сейчас в продаже. Бредний сообщил, что десять. «У нас 26», — с удовлетворением отметил Ким Чен Ир, пояснив, что в корейской кухне растительное масло используется много и часто, в основном соевое.

39_200_MAP.jpg
Ким Чен Ир долго сопротивлялся
проекту строительства газопровода
через территорию КНДР.
Но долги приперли...
Нажмите, чтобы увеличить

Довольно много времени гости провели у мясных прилавков, где северокорейский вождь выразил удовлетворение большим количеством представленных колбасных изделий. Особое внимание он почему-то уделил деликатесам. «Балык есть?» — спросил Ким Чен Ир у Бредния. Ему показали балык. Потрогав руками продукт, он улыбнулся и сказал: «Хорошая пища».

Совсем уж неожиданным был заход Ким Чен Ира в винно-водочный отдел. Он спросил о водке на байкальской воде, и ему незамедлительно показали продукцию «Байкалфарма». Увидев рядом на стойке «Русский стандарт», северокорейский лидер заметно оживился. Видимо, этот бренд был ему уже знаком. Хотя на встрече на перевале Хаим по пути следования в поселок Турка — один из участков строящейся федеральной туристско-рекреационной зоны «Байкальская гавань» — на столике перед вождем поставили бутылку Red Label.

Как рассказали позже сотрудники «Мегатитана», пока глава зарубежного государства в сопровождении Вячеслава Наговицына и переводчиков осматривал торговый комплекс, сопровождающие его лица делали наряду с остальными посетителями нехитрые покупки. В частности, через кассу прошли, а позже были загружены в кортеж кондитерские изделия, хлеб, консервы.

Всего неожиданное посещение Ким Чен Иром «Мегатитана» продолжалось около 20 минут. Фото и видеосъемка события была запрещена, и попытки кардинально пресекались. Как прокомментировал этот запрет один из местных блогеров, «чтобы народ при виде продуктового изобилия в гипермаркете в голодный обморок не упал…»

В зону и обратно

Кстати, делегация КНДР была довольно многочисленной: по разным оценкам, только в мероприятиях в Улан-Удэ приняли участие более 60 человек, не считая охраны* * С лидером КНДР в Россию приехали министр обороны Ким Ен Чун, замглавы МИД Ким Ге Гван, вице-премьер правительства Кан Сок Чу, зампред Госкомитета обороны Чан Сон Тхэк и ряд партийных бонз. . Часть свиты приняла участие и в поездке 23-го числа в Турку. Накануне там силами сотрудников МЧС был возведен специальный шатер и выписана бригада лучших поваров из уланудэнского ресторана «Ковбой». В пути кортеж сделал остановку на перевале Хаим, где специально для него установили навес и голубого цвета биотуалет (который, правда, после этого быстро убрали). Единственным, кому удалось запечатлеть прием на Хаиме, стал корреспондент московского бюро Nippon News Network Катано Коити. Чтобы запечатлеть редкие кадры северокорейского вождя, японскому журналисту пришлось пойти на небольшую хитрость со спущенным колесом. ГИБДД ничего не оставалось сделать, как разрешить корреспонденту остаться.

На Байкале Ким Чен Ир и сопровождающие совершили экскурсию на теплоходах «Николай Трощенко» и «Империя», специально заказанных в Иркутске, поскольку подобных по оснащению, мощности и классу VIP-судов в Бурятии нет. Во сколько обошлось это стремление щегольнуть перед гостем для небогатой бурятской казны, можно только догадываться. Корабли-красавцы из-за своих размеров подойти к пристани не могли. Поэтому Ким Чен Ира и его свиту доставляли на борт на менее габаритных теплоходе «Грозный» и яхте «Азарт».

39_200.jpg
Поддержать мужа в поездку
отправилась четвертая супруга
Ким Чен Ира — 47-летняя Ким Ок
(в центре снимка).
Правда, по
наблюдению корейских экспертов,
ее роль в кортеже вовсе не сводится
к заботе о муже. Она одна из невидимых,
но властных персон за спиной
Ким Чен Ира, и во многом плавность
перехода власти к официальному
преемнику, третьему сыну вождя
28-летнему Ким Чон Ыну, зависит от
нее. Сам Ким Чон Ын в Россию не
поехал, собственно, как и ранее в этом
году — в Китай. Во время той поездки
многие газеты написали, что видели
его пухлый силуэт у поезда. Однако
оказалось, что он остался дома. Есть
предположения, что верного сына
отец не берет, поскольку считает, что
тому еще слишком рано официально
появляться на дипломатической сцене.
Более правдоподобной выглядит другая
версия: преемник попросту стережет
Пхеньян в отсутствие отца,
опасающегося в последнее время
военного переворота.


Полдень в Сосновом Бору

24 августа в закрытом военном городке Сосновый Бор, примерно в 20 километрах от Улан-Удэ, Ким Чен Ир встретился с Дмитрием Медведевым. Многочисленных российских и иностранных журналистов (большей частью северокорейских и японских) привезли в расположение части еще утром. Поскольку встреча началась только после обеда, они стали свидетелями многочасовой репетиции торжественной церемонии вручения дислоцированной здесь 11-й отдельной десантно-штурмовой бригаде боевого знамени. От части развлекательной программы пришлось отказаться. Убрали, например, показательный бой по тейквондо: накануне во время тренировки с боевыми мечами один из участников получил небольшое ранение. А вот посмотреть на прыжки парашютистов оба лидера не отказались. Произошло это уже после официальной двухчасовой встречи, в ходе которой Медведев фактически получил от Ким Чен Ира добро на прокладку через северокорейскую территорию 1100-километрового газопровода из России в Южную Корею. Благодаря чему остро нуждающаяся в валюте КНДР сможет зарабатывать по $100 млн ежегодно на транзитных услугах. И этими же деньгами расплачиваться с Россией по долгу, который на сегодня, с учетом еще старых долгов Советскому Союзу, составляет $11 млрд — почти в два раза больше, чем КНДР должна своему главному опекуну — Китаю (около $6 млрд). Судя по официальным сообщениям, удалось Медведеву выторговать и дипломатические уступки: Ким Чен Ир торжественно пообещал вернуть свою страну за стол шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной программе, которые КНДР в очередной раз покинула в позапрошлом году. Правда, сколько лет придется Медведеву ждать обещанного — вопрос.

Объездным путем

Домой Ким Чен Ир неожиданно для всех решил вернуться через Китай, чего во время своих прежних поездок в Россию никогда не делал. По данным южнокорейского телеканала YTN, вождь КНДР решил побывать в Дацине, который является конечной точкой российского нефтепровода Сковородино — Дацин. Не иначе как решил посоветоваться с китайскими товарищами: насколько надежно и безопасно иметь дела с Россией в таких тонких вопросах, как нефть и газ.


Первый визит Ким Чен Ира в Россию прошел с 26 июля по 18 августа 2001 года. Вождь проехал по железной дороге от Владивостока до Москвы и Санкт-Петербурга. Его поезд останавливался в Новосибирске, Омске, Хабаровске и других российских городах, парализовав движение по Транссибу.

Во второй раз лидер КНДР приезжал к нам в августе 2002-го — это был четырехдневный ознакомительный визит на Дальний Восток с целью изучения экономической политики региона.

Ян Му Чжин, ведущий эксперт Института дальневосточных исследований Университета Кеннам (Сеул)

2012 год в КНДР будет юбилейным — столетие со дня рождения основателя режима Ким Ир Сена. К этой дате, как пообещало северокорейское руководство своему народу, КНДР будет «мощной и процветающей». Проблема, однако, в том, что у режима нет денег — ни на то, чтобы прокормить своих голодных граждан, ни на празднование столь значительной даты. Экономическая кривая в КНДР резко поползла вниз после того, как от северного соседа отвернулась Южная Корея. Сеул прекратил всяческую помощь Северу из-за ядерных разработок Пхеньяна, а также после прошлогоднего потопления корвета «Чхонан» и обстрела острова Ёнпхёндо. Единственная подмога извне поступила в августе — пожалели американцы: США выделили экстренную продовольственную помощь в размере $900 тыс. для пострадавших от июльских наводнений и августовского тайфуна.

Первая попытка раздобыть средства — майская поездка в Китай — Ким Чен Иру не очень удалась: по нашим данным, он получил намного меньше, чем рассчитывал. Новую ставку 70-летний вождь сделал на Россию. Августовскому визиту сюда Ким Чен Ир придавал особое значение. Оперативность северокорейских СМИ, с которой они бросились освещать поездку с самого первого дня, просто поражает. Ведь обычно подобная информация строго засекречивается в целях безопасности: обо всех зарубежных поездках вождя сообщается уже после возвращения на родину. Однако на этот раз Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) цитировало Ким Чен Ира сразу после прибытия на пограничную станцию Хасан. Он говорил, что «очень рад увидеть достижения прилежного и находчивого русского народа и очень благодарен высокопоставленным должностным лицам в Москве и на местах за организацию нынешнего визита». В Хасане Ким Чен Ира встречали хлебом-солью.

Непривычная открытость визита понятна: КНДР хотела показать всем, что у Пхеньяна помимо Китая и США есть еще другие страны, к которым она может обратиться за помощью. Однако и из Сибири Ким вернулся не более удовлетворенным, чем из Китая. Ему припомнили госдолг, который, по заявлению замминистра финансов России Сергея Сторчака, составляет $11 млрд.

А вот в чем Россия действительно заинтересована, так это в вовлечении Пхеньяна в совместные трехсторонние (с Южной Кореей) проекты, которые помогут КНДР заработать средства на транзите газа и железнодорожных составов через ее территорию и тем самым решить часть своих экономических проблем. И Медведеву это сделать удалось. Первый из проектов — прокладка через КНДР газопровода из России в Южную Корею. В успехе проекта, кстати, заинтересован и Сеул: у нас посчитали, что, закупая пятую часть всего импортируемого в страну природного газа у России, мы сократим свои затраты на 30%. Другая российская идея, родившаяся еще в 2000 году, — ускоренная модернизация железной дороги между российской пограничной станцией Хасан и северокорейским портом Раджин на Восточном море, где будет построен грузовой терминал для организации транзитных перевозок с выходом на сеть российских дорог. Возможно, встреча под бурятской столицей, где пересекаются Транссиб и дорога, ведущая на Китай, сдвинет с мертвой точки проект, отложенный из-за мирового кризиса.
В подготовке материала участвовала Ирина Ю (Сеул)






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.