#Главное

#Суд и тюрьма

Репортаж кремлевского диггера

12.05.2008 | Таранов Сергей | № 19 от 12 мая 2008 года

Сколько стоит ликвидация последствий парада

Проездом на «авось». Еще до парада 9 Мая власти Москвы заявили, что проезд тяжелой бронетехники и ракетных комплексов по центральным улицам города обойдется в полтора миллиарда рублей. Столько потребуется для ремонта дорог и коммуникаций. Однако специалисты не исключают, что этим дело не ограничится. Каковы возможные потери и риски — выяснял The New Times

Один из специалистов, причастных к подготовке парада в Москве, заявил The New Times, что против прогона тяжелой техники были и военные инженеры, и МЧС, и городские службы. Кому хочется без особой нужды испытывать на прочность десятки километров дорог, мосты, эстакады, переходы, тоннели метро и тысячи километров подземных коммуникаций? Но политические мотивы перевесили сомнения технарей.

Характерно, что в Челябинске, где решающим было мнение инженеров и геологов, танки Т-90 на площадь Революции не пустили.

«Под площадью находятся Никитинские торговые ряды, которые могут обвалиться под тяжестью большегрузной техники, — заявил прессе организатор челябинского парада Александр Некипелов. — Танки Т-90 весят по 50 тонн каждый, а допустимая нагрузка составляет 12–15 тонн». Кроме того, заявили специалисты, нагрузка на асфальт значительно увеличивается, если танк останавливается, начинает разворачиваться, маневрировать. Не факт, что он не попадет на место, куда выходят городские коммуникации. В итоге в Челябинске приняли компромиссное решение, разрешив проезд «тяжеловесов» мимо площади, по одному из центральных проспектов.

На Манежной площади Москвы, прямо примыкающей к Красной, тоже есть подземные торговые ряды — раз в десять побольше тех, что под челябинской площадью Революции. «А под Красной площадью на глубине от одного до 27 метров залегают несколько уровней коммуникаций, — рассказывает руководитель независимого отряда «Диггерспас», эксперт по подземным проблемам городов Вадим Михайлов. — Там огромные яйцевидные водостоки старинной канализации, между ними и под ними — линии спецсвязи, кабельные коллекторы, трубы дренажа, есть там и бывшие купеческие подвалы… В общем, вся Красная площадь расчерчена технологическими пустотами».

Для справки: любая трещина, разлом в подземных пустотах грозит заполнением их водой, которая, в свою очередь, подмывает фундаменты зданий, приводит к провалам дорожной сети и разрушению коммуникаций. По данным академика Ромейко, ежедневно из коммуникаций Москвы вытекает объем воды, равный чаше стадиона «Динамо». В подземных коллекторах города протекает 140 рек. Так что чиновникам, управляющим городским хозяйством, было за что волноваться. Репетиции парада проводились не только для тренировки войск, но и для испытания московской инфраструктуры. Комментарии ответственных лиц появились лишь после второго прогона техники. Первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков заявил, что «глобальных повреждений не зафиксировано, только в отдельных местах просели люки и незначительно пострадало дорожное покрытие».

И действительно, видимых разрушений в Москве нет благодаря тому, что дороги латали сразу же после проезда техники, по ночам. Но вот общая сумма ремонтных работ вряд ли покажется «незначительной» — 1 млрд 44 млн рублей. Строители говорят, на эти деньги можно построить три детских сада или пару современных школ на тысячу учеников. Поражает воображение и общая площадь дорожного полотна, требующая восстановления, — 900 тысяч квадратных метров! На ремонт покрытия из брусчатки, гранитного бортового камня, гранитных плит на Красной площади, Васильевском спуске и прилегающих территориях с 1 по 7 мая, то есть до основного действа 9 мая, уже потрачено почти 75 млн рублей. Более 16 млн ушло на установку усиливающих распорок и домкратов в подземных переходах на Тверской улице и Торговом комплексе на Манежной.

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил после репетиций: «Специалисты не исключали возможности изменения плотности грунтов, но никакого влияния на конструкции оказано не было». Прямо противоположное мнение — у энтузиастов из отряда «Диггерспас».

После первой репетиции они обследовали ряд проблемных зон в центре Москвы. Оказалось, что трехмиллиметровые трещины в «теле» Тверского путепровода (это мост у Белорусского вокзала) расширились до сантиметра, у одной из опор выпал гранитный блок… Улица Солянка: полная деструкция тоннельной системы под домом № 1, возможно нарушение части стены, к которой подвешены водопровод и теплотрасса… «Наверняка будут не только сиюминутные, видимые потери, — сказал The New Times Вадим Михайлов. — Известно, что Басманный рынок рухнул из-за снежной зимы.1 Но чиновники «забыли» о том, что рядом проложили самый длинный в Москве Лефортовский тоннель, а по соседству была гигантская стройка с котлованом, где подолгу стояла вода… То же самое и с последствиями парада. Тяжелая техника вызывает одномоментную амплитуду вибраций. А вот катализатором каких последствий станет — пока неизвестно. Шесть лет назад в Петербурге из-за простой протечки водопровода обрушился подъезд 9-этажного дома, погибли люди…»

Делать точные прогнозы мешает недостаток информации о подземной Москве и секретность любых сведений, касающихся самого центра: Красной площади, Кремля и пр. Диггер Михайлов утверждает, что этот район из-за многочисленных точечных застроек испытывает так называемый динамический регресс. Например, строительство подземного Торгового центра на Манежной площади привело к трещинам в гостинице «Москва» и на фасаде Большого театра. Сегодня «Москву» снесли, а Большой капитально реконструируют. Признаки изменений появились четыре года назад у собора Василия Блаженного, а до этого — у зданий музеев Кремля. Поэтому заверения чиновников о том, что «все будет хорошо», можно принимать лишь на веру.

____________
1 Крыша рынка обвалилась 23 февраля 2006 г., погибли 66 человек.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.