Рост нефтяных цен выше $120 за баррель делает летний отдых намного дороже, чем год или два назад. Тысячи россиян почувствуют это на себе уже в конце мая. В коллизиях туристического рынка разбирался The New Times

Это не анекдот из эпохи безудержной «нефтяной» инфляции, а вполне тривиальная история. 3–4 мая авиакомпания Sky Express проводила акцию «Счастливые часы». Билеты из Москвы в Питер, Казань и Калининград предлагались по фиксированной цене — 2300 рублей, а на прочие направления — по 2800 рублей. Везучие пассажиры сверялись с постоянными тарифами, и выходило, что их выигрыш был от 100 до 600 рублей (в зависимости от направления). Однако среди «скидочников» нашлись дотошные граждане. И выяснилось, что ровно в полдень 3 мая авиаторы резко повысили «постоянные» цены, а уже вечером 4 мая, после окончания «счастливых часов», снизили их до обычного уровня. И вот результат: регулярные тарифы оказались ниже «счастливых» на целых пятьсот рублей (1800 против 2300)!

Пролетели...

По данным интернет-портала Travel.ru, малобюджетная компания Sky Express прибегала к подобным трюкам и ранее. Но на этот раз за рекламным обманом маячила суровая экономическая реальность. С 1 мая топливный сбор на каждый авиабилет был повышен с 500 до 800 рублей, или более чем на 50%. Цена авиакеросина возросла с 1 мая на 12,3%. Вроде бы немного. Но керосин дорожал и в марте, и в апреле (на 20%), а если считать с сентября прошлого года, то общая прибавка составит 70%!

«Объявленный нефтяниками уровень майских цен, а также планы дальнейшего повышения цен окончательно подорвут экономическую базу авиакомпаний России», — говорится в открытом письме крупнейших авиаперевозчиков премьеру Зубкову, в числе которых «Трансаэро», S7 Airlines, «КД Авиа».1

Как отмечается в документе, скачки цен на авиатопливо происходят, когда авиакомпании уже сверстали предложения и заключили договоры с туроператорами по программам перевозок на лето. Это значит, что перевозчики поставлены перед дилеммой: либо летать себе в убыток, либо резко поднимать цены, нарушая договоры с турфирмами. При этом возможности экономить топливо у авиаторов нет. По сло- вам заместителя гендиректора Аэрофлота Льва Кошлякова, эксплуатация самолетов Ту-154 — основы устаревшего российского авиапарка — становится нерентабельной. Компании будут либо сокращать количество рейсов, либо отменять целые маршруты. Если же Ту-154 вообще уйдут на прикол, то стоимость авиабилетов может вырасти в два раза.2

Впрок — не получится!

Первой жертвой грядущего скачка цен станут туроператоры и их клиенты, уже выкупившие туры на конец мая—июнь. Известно, что две трети выезжающих на отдых летают не регулярными, а чартерными рейсами. По действующим правилам оплата авиабилетов заранее отнюдь не освобождает клиента от доплаты за возможный рост тарифов.

«Авиакомпании отдают билеты либо за день до вылета, либо вообще за час-два до полета, — говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — У них есть законное право менять тарифы». Закон «О туристской деятельности» дает туристу право отказаться от тура, если с него требуют доплату. Но в реальности платят почти все. Потому что купить другой тур, особенно в «горячий» сезон, очень трудно. Если речь идет о небольших суммах — 15–20 долларов за билет, то нередко доплачивают сами туроператоры (лишь бы не скандалить с клиентами). Однако на дальних направлениях (Таиланд, Индия, ЮАР и др.) дополнительные поборы могут составлять $150–200 на человека. И здесь турфирмы уже бессильны: рентабельность бизнеса 3–5% не позволяет делать щедрые подарки клиентам.

Прошлым летом турфирмы покупали места в Египет по $300–310, теперь — по $470–550. Полет в Турцию обходился в $210, сейчас — $360, Тунис и Арабские Эмираты подорожали с $320 до $460… К концу мая туроператоры ждут еще 20% надбавки. А уж что будет в июле-августе, сегодня никто и загадывать не берется.

Характерно, что 5 мая, когда авиаперевозчики обратились к Зубкову, Российский союз туриндустрии отправил петицию в кабинет министров. В письме предлагается установить мораторий на рост авиационных тарифов — хотя бы на 20 дней. Но эксперты считают это гласом вопиющего в пустыне. Во-первых, традиционная бюрократиче- ская процедура не позволит успеть до лета: в лучшем случае протянут до зимнего сезона. Во-вторых, правительство нынче целиком в отставке, а с чего начнет новое, никто не знает.

Ровно такая же перспектива ожидает и жалобу авиаторов на нефтяные компании.

Сюрпризы валютных курсов

Доплата за авиабилеты — далеко не единственная неприятность грядущего отпускного сезона. «Все, кто помнит о сверхдешевом отдыхе ($300–400 за неделю в Турции или Египте), должны понимать: таких цен больше не будет», — сказал The New Times владелец туристической фирмы.

С начала 2008 года продовольствие на мировом рынке подорожало на 20%. В большинстве «курортных» стран ценники в ресторанах и магазинах поднялись на 30–50%, а, скажем, в индийском штате Гоа (еще недавно «недорогом» курорте) — в 2–2,5 раза. В начале мая часть турецких туроператоров объявила о переходе на евро, однако и там, где еще принимают доллары, эквивалент цен все равно считается в евро. Болгария с этого года принимает только европейскую валюту…

Желающим сэкономить на отдыхе уже не советуют Краснодарский край и Крым. По данным экспертов РС Т, рост цен на «наших» курортах опережает зарубежные показатели и может составить от 20 до 40% в сравнении с прошлым годом. Выход один: копить на отпуск дольше и тщательнее планировать будущие расходы.

_____________
1 Газета «Коммерсантъ», 5 мая 2008 г.
2 Прогноз консалтингового агентства Infomost.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.