36-1.jpg

Пузырь из чистого золота. Обвалом котировок и паникой инвесторов ознаменовались биржевые торги по всему миру 18–19 августа. На этом фоне лишь одна рыночная позиция остается непоколебимой — золото, побившее новый ценовой рекорд. Стоит ли и дальше вкладываться в нержавеющий актив — выяснял The New Times

По мере того как инвесторы теряют доверие к валютам, акциям и облигациям, золото дорожает, причем много месяцев подряд. Рекордным стало 18 августа — цена за тройскую унцию (31,1 г)
на мировых биржах составила $1826,6. Скорее всего, это не предел: фьючерсы на золото с поставкой в декабре на Нью-Йоркской бирже торгуются уже свыше $1850. Эксперты обратили внимание: каждая негативная мировая экономическая новость словно придает золоту сил. Стоило главам Германии и Франции отказаться от размещения еврооблигаций, призванных улучшить ситуацию с долгами стран Евросоюза, как драгметалл сразу подорожал на 1,5%. После снижения кредитного рейтинга США (см. The New Times № 25 от 15 августа 2011 г.) и, соответственно, доверия к американским гособлигациям (бондам) инвесторы, похоже, и вовсе не видят иного «острова стабильности», кроме золота.

Нержавеющий актив

36-3-1.jpg
36-3-2.jpg
Золото — универсальный инструмент сбережений, считает Александр Потавин, главный аналитик ИК «IT-Инвест-Проспект»: в него «прячутся» и когда растет инфляция, и когда нет веры в основные мировые валюты — доллар и евро. «По сути, альтернатив золоту не осталось, — считает Потавин. — Все остальное или слишком ненадежно, как японская иена, или сильно переоценено, как швейцарский франк». С января 2011 года курс золота вырос почти на 28,8%, подсчитал аналитик. Если проследить динамику за последние 10 лет, то она и вовсе поражает воображение: в августе 2001-го цена тройской унции составляла $267, сейчас — под $1800. Подорожание почти в 7 раз! Такого бурного роста золотого рынка не наблюдалось со времен Великой депрессии.

Биржевая паника начала августа доказала: золото вполне может считаться резервным активом, считает Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»: «Его цена остается стабильной при любом развитии событий. И при восстановлении рынка и хорошем росте экономики, и при падении котировок акций и панике инвесторов, как это было в начале августа».

Столь ценное свойство драгметалла профессионалы заметили еще до биржевой паники. Страхуясь от инфляции и удешевления доллара, центральные банки развивающихся стран (Мексики, Таиланда, Южной Кореи, Казахстана, России), не сговариваясь, стали спешно пополнять свой золотой запас. В лидерах этого процесса оказался российский Центробанк: в первом полугодии 2011 года он прикупил 36 т золота, в результате чего золотой запас страны достиг 830 т, а доля золота
в международных резервах — 7,8%. Не отстают и отечественные коммерческие банки: за январь-май 2011 года они закупили у добывающих компаний 137,74 т золота. Лидером по закупкам драгоценного металла стал Сбербанк: он приобрел 35,3 т.

Растущий спрос на золото, естественно, ведет к росту цены и — к тревожным ожиданиям: многие эксперты опасаются, что на наших глазах надувается новый финансовый пузырь, который рано или поздно может лопнуть.

Лопнет не лопнет

Золото сегодня не так надежно, как кажется, призывает не расслабляться Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования. Эту мысль он доказывает, сравнивая себестоимость добычи золота и его рыночную цену. Даже на самых дорогих месторождениях, там, где золото моют, себестоимость драгметалла составляет $700–800 за тройскую унцию, рассуждает Осадчий. Если взять более дешевые рудные месторождения, то там себестоимость еще ниже — $300–400 за унцию. Получается, что рыночная цена, по самым скромным подсчетам, в 2–4 раза выше себестоимости.

Осадчий сопоставляет надувание «золотого пузыря» с ситуацией на рынке недвижимости в Москве: известно, что себестоимость жилья — около $1 тыс. за кв.метр, однако метр продается за $5 тыс. «Пузырь есть, но он не лопается благодаря спросу, — замечает эксперт. — То же самое на рынке золота: нереально высокую цену поддерживает повышенный инвестиционный спрос плюс центробанковские закупки».


По сути, альтернатив золоту не осталось. Все остальное или слишком ненадежно, или сильно переоценено


Лопнет этот пузырь или рассосется — зависит от того, как будет развиваться в целом финансовая ситуация в мире, говорит Осадчий. Он полагает, что мировая экономика уже прошла зону наивысшей турбулентности, а значит, интерес к золоту может пойти на спад. Однако остается угроза глобальной инфляции, что, скорее всего, будет держать золото на плаву, добавляет аналитик. Осадчий полагает, что цена будет корректироваться, но катастрофического падения не будет. «Не стоит ожидать и того, что цена пробьет потолок $2 тыс. за унцию, — добавляет эксперт. — На горизонте не видно драматических событий, которые могут так взвинтить цену».

Стоимость золота уже достигла своего потолка, считает Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации: «Как только актив входит в полосу длительного роста, риск остановки этого роста, достижения потолка и дальнейшего обрушения с каждым днем возрастает», — предупреждает он.

Евгений Надоршин допускает, что к обвалу котировок золота может привести и внезапный прилив оптимизма на рынках — если инвесторы поверят, что все будет хорошо и решат «выйти» из золота, вернувшись в ту или иную валюту или надежные гособлигации.

36-2-1.jpg
36-2-2.jpg

Защита от напастей

Впрочем, так думают не все аналитики. «Никакого пузыря на рынке золота нет, — считает Александр Потавин. — Просто народ уходит в этот инструмент, чтобы пережить нестабильность. Если этот период затянется, вполне возможно, к концу года мы увидим цену и $2 тыс. за унцию». Оптимистичен и Максим Лобада, эксперт БКС «Экспресс»: «Золото всегда было неким финансовым эталоном и мерой стоимости, — говорит он. — Экономические проблемы в США и еврозоне очевидны, это не добавляет инвесторам уверенности в завтрашнем дне. Поэтому сейчас золото растет не столько на спекулятивных покупках, сколько на фундаментальном спросе, на safe haven — защите от напастей. И будет расти до тех пор, пока не произойдут системные изменения в глобальном финансовом порядке». Но даже если предположить, что цена на золото обрушится, новым финансовым кризисом это не грозит. «Золотые резервы центробанков не являются их основной составляющей, это лишь один из компонентов, не такой большой, как многие другие», — успокаивает Евгений Надоршин. По мнению аналитика, ни один центробанк не станет распродавать золото просто потому, что из этого ресурса начнут выходить инвесторы. «Вряд ли центробанки будут рубить сук, на котором сидят, то есть скидывать золотые запасы», — уверен и Максим Осадчий.

Тем временем рядовые вкладчики, озаботившись недавней биржевой паникой, поспешили припасть к ценному металлу как к последнему убежищу. Частные инвесторы всего мира за одну неделю августа скупили 2276 т золота. В одной только России с начала августа потребительский спрос на золото, серебро и платину вырос на 45%. Банки довольны — резко выросло количество металлических счетов: если в июле их открывалось 70–80 ежедневно, то в августе — уже 110–120.

Однако от излишнего оптимизма в отношении золота эксперты все-таки предостерегают. Алексей Мамонтов не рекомендует сегодня вкладываться в этот металл: «Еще год назад я сам давал рекомендации покупать золото. Но те, кто хотел бы сделать это сегодня, думаю, упустили момент. Сейчас риски переоценки этого актива очень велики».

Вкладываться в золото надо было раньше, согласен Максим Осадчий. «Наше население реагирует на изменение рынка с опозданием: когда надо продавать валюту, оно только начинает покупать». Сейчас же, вероятнее всего, цена золота близка к своему потолку, а значит, в ближайшей перспективе имеет шанс скорее покатиться вниз, чем устремиться вверх.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.