Белорусская Фемида продлила до середины октября срок ареста Алесю Беляцкому, руководителю минского правозащитного центра «Вясна», который был арестован лукашенковской охранкой в начале августа. Зная крутой нрав белорусского Батьки, можно почти стопроцентно утверждать: и эти сроки не последние. Беляцкий для белорусского режима — как кость в горле: он фактически взял на себя всю работу по поиску адвокатов для участников дел по 19 декабря, собирал пожертвования семьям политзаключенных и вообще был очень активен всю прошедшую весну. Теперь ему грозит семь лет лишения свободы с конфискацией имущества за «уклонение от уплаты налогов» с доходов в размере около $200 тыс.
При этом надо понимать, что деньги, хоть и находятся на личных счетах Беляцкого, фактически принадлежат «Вясне», закрытой восемь лет назад в судебном порядке за беспристрастное наблюдение на выборах. Из этого кошелька выплачивались зарплаты сотрудникам и привлеченным адвокатам, оказывалась материальная помощь жертвам политических репрессий. Аренда помещений сюда не входит: офис «Вясны» располагается в квартире, формально принадлежащей Алесю. Да, эту схему нельзя назвать абсолютно легальной. Но выбор у «Вясны» был небогатый: или работать на свой страх и риск, или не работать вообще. И правозащитники работали, невзирая на неоднократные обыски.
После ареста Беляцкого в Минск косяком пошли послания из-за рубежа — с требованиями отпустить «одного из самых ярких представителей гражданского общества Беларуси». Таких телеграмм из-за рубежа только за последнюю неделю официальный Минск получил более десятка. Правда, несколько странно было читать эти корректные, стерильные послания, написанные как будто под копирку и больше для очистки совести. Потому что авторы — и власти европейских государств, и общественные активисты, и рядовые граждане — точно знали: Беляцкого не выпустят. Вот и сейчас, когда Алесю продлили срок ареста, опять же никто из его друзей и коллег не удивился.
„
”
Есть опасение, что слив инфы по делу Алеся Беляцкого — вполне осознанный демарш Литвы и Польши, продиктованный экономическим интересом
”
Удивились другому: решающий вклад в наполнение фактами уголовного дела против Беляцкого, как оказалось, внесли государственные структуры Литвы и Польши. А еще, по слухам, Чехии, хотя официальная Прага это решительно опровергла. Оказалось, что органы юстиции этих государств — членов ЕС банально слили департаменту финансовых расследований Комитета госконтроля (КГК) Беларуси данные о состоянии счетов Беляцкого и его коллег. Как это произошло, сейчас со скандалом выясняют литовские и польские власти и гражданское общество этих стран. Ответственные за слив разводят руками: нам, мол, пришел официальный запрос (из минюста Беларуси), мы в рамках закона на него ответили, у нас ordnung, и нам все равно, Беляцкий это, мать Тереза или каннибал Бокасса. Такая узколобость уже стоила постов главе департамента международного сотрудничества прокуратуры Польши и его заместителю, тем более что польский МИД заранее предупреждал варшавских чиновников о возможности подобных ситуаций. Литва устами президента и спикера Сейма тоже отчитала своих чиновников, а сотрудница минюста Литвы Аушра Бернотене, подписавшая документы по «Вясне», вынуждена была уволиться. Однако есть опасение, что эти запоздалые реверансы — всего лишь мелкая формальность. А на самом деле слив инфы — вполне осознанный демарш, продиктованный крупным экономическим интересом.
Ближе к концу года власти Беларуси из-за кризиса, вероятно, все-таки начнут продажу части государственных активов. Конечно, на большие куски собственности будут претендовать в первую очередь российские и немецкие компании. А вот за кусочки поменьше вполне могут конкурировать и страны поменьше, в первую очередь соседи. И в этом ракурсе официальные структуры Польши и Литвы очень своевременно проявили расторопность, граничащую с лояльностью режиму Лукашенко. А теперь, на фоне разразившегося скандала, не менее своевременно пускают по Алесю Беляцкому крокодилову слезу.
Tweet