#Без политики

#Суд и тюрьма

Тайны протокола

12.05.2008 | Колесников Андрей | № 19 от 12 мая 2008 года

Владимир Шевченко — The New Times

«Когда-то больше водки пили, сейчас пьют вино». О секретах инаугурационного протокола и о том, что пьют и едят избранные гости на приеме в Кремле, специально для The New Times рассказал легендарный шеф протокола Михаила Горбачева, а затем Бориса Ельцина, ныне советник президента РФ Владимир Шевченко

Владимир Николаевич, когда сложился стандарт инаугурационных мероприятий?

Стандарта как такового не было. Какие у нас были церемониалы? Проходил съезд партии, на нем избирали генерального секретаря... Впервые столкнулись с вариантом даже не инаугурации, а вхождения в должность при Михаиле Сергеевиче Горбачеве. 90-й год, Съезд народных депутатов СССР, уже расширенный — избрали президента. Было принято решение, чтобы после избрания президент произнес клятву на Конституции СССР.

Наступило время России. Уже после 93-го года разработали вариант штандарта, сделали хорошо отпечатанное специальное издание Конституции РФ и ввели еще один атрибут президентской власти — цепь. Но к инаугурации 96-го года залы еще готовы не были. Было у нас одно только место — Государственный Кремлевский дворец, в прошлом Дворец съездов. Проходов больших там не было. Выходили из Золотых дверей, инаугурация была в присутствии шести тысяч человек. А вот уже к инаугурации 2000 года, когда вступал в должность Владимир Владимирович Путин, были восстановлены залы в своем историческом виде, к Георгиевскому добавились Александровский и Андреевский. И сегодня, на третьей инаугурации, можно уже говорить о том, что складывается определенная традиция.

Кони, люди...

А что нового появилось по сравнению с 2000-м годом?

Только конный отряд Кремлевского полка добавился в 2004 году.

Сколько человек вмещают залы?

Я думаю, порядка 1700… Во время банкета — не больше тысячи, если в трех залах проводить. На этот раз он был в одном зале — в Георгиевском. Это — человек 400–450.

Кого приглашают на инаугурацию и кого вечером на банкет?

На инаугурации — 450 депутатов, 200 сенаторов, министры, главы конфессий, люди, награжденные орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней, представители творческих профессий, науки, техники, образования, культуры, массовой информации. А на банкете — руководящий состав Думы, Совета Федерации, министры… В Государственном Кремлевском дворце можно устроить прием на 1000–1100 человек.

А в Георгиевском зале прием полуфуршетного плана, не «сидячий», а «стоячий», там больше 400–600 человек не поместится.

А правда ли, что если приглашенный человек не пришел по каким-то причинам, то его второй раз не приглашают?

Не думаю. А кроме того, идет обзвон: кто будет, кто не будет, потому что за центральными столами не должно быть пустых мест.

Сколько вешать в граммах

Какие напитки подают? Сколько вина, сколько водки, сколько безалкогольных? Проводится тендер на поставку?

Нормы существовали всегда. Расчет был такой: приблизительно 70–75 граммов водки, бокал шампанского — 70–80 граммов, и до 100 граммов белого или красного вина на человека. Раньше, может, больше водки пили, сейчас больше вина. Были строгие правила, когда тебя не спрашивали: если подавалась рыба, то обязательно наливалось белое вино, когда шло мясо, подавалось красное вино. Сейчас официанты должны спросить… Я, кстати, не помню, чтобы и в советское время на банкетах кто-то набирался. Может, после окончания, когда руководство уходило и оставались гусары... Ну, были в советские времена и такие хохмы, когда жены отдельных крупных руководителей могли взять конфеты и положить их в сумку…

При таком количестве еды — куда это потом девается?

Ну оно же недолго хранится. Есть и обслуживающий персонал, есть кому выпитьзакусить... Я не думаю, чтобы так особенно выносили. Халдеи всегда существовали, во все времена — и в царские, и с барского стола чтото съедалось, естественно. Поэтому с каждым годом мы уходили от советских банкетов, когда навалят вырезки — и это все стоит, кто-то ест, кто-то не ест, потом убирают... Сейчас все-таки на «сидячих» приемах идет смена блюд, и перед началом тебя могут спросить: рыбу вам или мясо? По два блюда, как правило, никто не съедает. В советское время было разработано так называемое кремлевское меню, и на скольких приемах ты ни будешь, всегда еда была приблизительно одинаковая. Сейчас, надо отдать должное Управлению делами президента, они объявили 2–3 тендера на обслуживание. Один из тендеров, я знаю, выиграла питерская компания, довольно интересная. Она особенно примечательна на приемах, которые происходят 12 июня, в День России. Фуршет происходит на Ивановской площади, на открытом воздухе. Но это чисто европейский вариант. А новогодний прием — человек на 800–900 — с подачей блюд. Там уже на столах ничего особенно не остается, потому что идет полный расчет.

Какие марки водки, вина на банкетах?

Есть 2–3 завода, про которые известно, что они делают напитки хорошего качества. Водку в Кремль поставляет завод «Кристалл». С коньяком не разбежишься особенно. В советское время мы могли поставить на стол армянский коньяк, грузинский, молдавский. Сегодня у нас в принципе остался один коньяк — дагестанский. С винами — вообще беда. В России своих хороших никогда не было, поэтому, когда были нормальные добрые отношения с Грузией и Молдавией, на приемах мы не чурались, особенно в 90-е годы, подавать и молдавское вино, и грузинское. Сейчас может быть и французское вино. Но не забывайте и другого: мы все-таки стали побогаче, у нас появились возможности.

А вода какая?

Долгое время держался у нас «Святой источник». Сейчас кавказские воды появились. Готовятся морсы.

Грибочки — не на дедушке

На собаках еду не проверяют? Нет-нет. Есть специальный санитарный контроль, который работает в Кремле, лучшие специалисты, какие только существуют. Там, как говорится, муха не проскочит. И даже если приезжают готовить питерские ребята или кто-то другой привлекается, все это делается под контролем. Я не помню за 20 с лишним лет ни одного случая отравления.

Обслуга своя или приглашенная?

Как правило, большие приемы проводятся четыре раза в год, а остальное — приемы для иностранных руководителей. Они на 100–120 человек, не больше. И держать ораву поваров и официантов просто не нужно. Конечно, они привлекаются из лучших ресторанов. В свое время от Новикова работали, одного из лучших рестораторов в Москве, сейчас Пригожин из Петербурга. Постоянный костяк поваров есть для небольших приемов. Своя кремлевская кухня. Это интересная школа. Она, может, не такая изысканная, как французская, но она своя, российская — с шикарной выпечкой, с интересными соленьями... У них свои базы поставки.

Медаль за инаугурацию

А кто постановщик всего действа?

Это большая компания, возглавляемая Петром Шаболтаем, у него колоссальный творческий коллектив. Когда начинается подготовка, пишется сценарий. Утверждается он, как правило, Управлением делами. Владимир Игоревич Кожин хорошо знает все эти вещи. Проводится совещание, идет отбор артистов. Для Бориса Николаевича обязательно была «Рябинушка», он ее любил, у Владимира Владимировича — другие вещи. У Дмитрия Анатольевича, наверное, свои появятся.

В день инаугурации дарят подарки?

Выпускается медаль с видом Кремля и надписью на обратной стороне: «Инаугурация президента Российской Федерации» — с именем президента и датой. Каждый получает эту медаль на выходе из Кремлевского дворца. Дарят ли что-то президентам? Нет. Публично, во всяком случае. Если уж кто-то там прислал подарок из области... мы все-таки люди восточные в этом плане. Но публичных подарков на инаугурации, на приемах — этого ни вы, ни я не видели. Это не принято. А когда президент посещает регионы, конечно, подарки дарятся. И иностранные гости приезжают, дарят подарки, и мы выезжаем за рубеж — тоже везем подарки.

Когда Путин уходил, он забрал все свое из Кремля: архив, бумаги, подарки?

Это у американцев с 4 ноября по 20 января, когда президент уходит из Белого дома, он полностью вывозит свой личный архив. У нас архив, конечно, готовится к вывозу и сдается, чтобы была возможность создавать архив нового президента. Подарки хранятся в библиотеке, в хранилищах. У американцев правило: если, например, он захотел что-то забрать с собой, то должен это выкупить.

Тарелки с гербом

В сервировке стола существуют свои особенности? На чем едят — на серебре?

На посеребрянке скорее. Естественно, на тарелке есть герб России, есть президентские вензеля на сервизе. Производители в основном все наши. Прекрасно работает Императорский завод — бывший Ленинградский фарфоровый. Салфетки, если нужно, в трехцветку делаются.

Тосты произносятся?

На государственных приемах говорит только президент — и никаких ответных речей, дальше уже идет просто общение за столами. А что касается приемов в честь иностранных делегаций или главы государства, естественно, выступает вначале хозяин, а потом с ответным словом выступает гость. Все, на этом тосты все заканчиваются. В основном идет локальный разговор, потому что рассадка делается так, чтобы было 50 на 50: условно говоря, за столом 5 гостей, 5 хозяев.

Вино сами себе наливают?

Нет, только официанты. Бутылок нет на столах, слава богу... А существует правило ухода — кто сначала, кто потом? На наших приемах, когда сказаны тосты и движется к концу концертная программа, президент начинает обходить столы, и в это время кто-то уже уходит. В данном случае в этой толпе отпрашиваться не нужно. И как только глава государства, пообщавшись, уходит, тут уже народ постепенно утекает.

Какой зал главнее

Как долго продолжается прием?

Полтора часа, не больше.

А после? В узком кругу…

Нет, сейчас уже этого нет. Отдельных приемов не бывает.

Каков бюджет инаугурации?

Вы просто можете подсчитать, сколько стоят камеры «летящие», сколько — почистить полы, поменять ковры, если их затоптали. А больше — что там такого? Еда — я вам сказал: расчет делается условно. Мы приблизительно знаем, сколько стоит пообедать в ресторане. Ну, наверное, тысячи три на человека.

Есть ли какой-то дресс-код?

В пригласительном билете пишется: женщины в платье обычной длины, мужчины — темный костюм, военнослужащие — в парадной форме с орденами. Ну, бывают варианты. Мы в свое время проводили королевский прием, когда принимали Елизавету, писали: смокинг, женщины в длинном платье. Кто не попал — уходи. Правда, бывали случаи, что пишешь не пишешь, а все равно придем в чем в голову ударит.

По какому принципу гости во время инаугурации выстраивались вдоль прохода?

Кто пришел первый, тот и встал. Единственное, было определено, чтобы супруги президентов вместе стояли, патриарх, Наина Иосифовна… ну, героев расставили… А остальные — кто как успел. Только определен зал. Все происходит в Андреевском, поэтому Андреевский считается почетнее.

Владимир Николаевич Шевченко родился 9 февраля 1939 года в Москве. Окончил Грузинский политехнический институт. С 1962 по 1990 год — на комсомольской, дипломатической и партийной работе: первый секретарь Даугавпилсского горкома ЛКСМ Латвии, заведующий сектором отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ, заместитель заведующего общим отделом ЦК ВЛКСМ; второй секретарь посольства СССР в Республике Куба; заместитель заведующего, заведующий сектором Управления делами ЦК КПСС. В 1990–1992 годах — заведующий протокольным отделом Управления делами аппарата президента СССР, руководитель Службы протокола аппарата президента СССР. С 1992 — года руководитель Службы протокола администрации президента Российской Федерации; руководитель протокола президента Российской Федерации — помощник президента; заместитель руководителя администрации президента РФ — руководитель протокола президента РФ. С 2000 года — советник президента Российской Федерации.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.