#Родное

#Суд и тюрьма

Гарри Каспаров:

19.05.2008 | Каспаров Гарри | № 20 от 19 мая 2008 года

«Надо договориться об общих правилах политической борьбы»

17 мая в Москве впервые собралась Национальная ассамблея — альтернативный протопарламент. В него вошли представители оппозиции самого широкого политического спектра: от патриотов-националистов до правозащитников, от социалистов и коммунистов до либералов. The New Times публикует взгляд на событие Гарри Каспарова — одного из ключевых участников и организаторов ассамблеи

Об идее создания альтернативного политического пространства в России впервые заговорили еще осенью 2006 года. Начало было положено на первой конференции «Другой России». По ее итогам Андрей Илларионов сформулировал концепцию альтернативного протопарламента в формате круглого стола. Тогда же Эдуард Лимонов предложил практические шаги, связанные с формированием оппозиционного списка кандидатов в Государственную думу, который, естественно, не был бы зарегистрирован ЦИКом, но мог лечь в основу неофициального органа парламентского типа.

Договориться о правилах

Концепция альтернативного политического пространства формировалась под влиянием удушающей неправовой обстановки, которая сложилась в России за последние годы. Правовой нигилизм, о котором рассказывал г-н Медведев в те самые дни и часы, когда продолжалось и даже усилилось преследование оппозиции, стал в стране нормой жизни. В таких условиях легальная и честная политическая борьба в рамках официального правового поля стала практически невозможной. Чтобы окончательно в этом убедиться и прийти к концепции Национальной ассамблеи, российской оппозиции понадобилось два года.

В эти два года оппозиция продолжала попытки играть по правилам Кремля, в частности, была выдвинута идея единого кандидата в президенты. Это была ошибка, но она помогла окончательно осознать, что единственное правило, по которому играет Кремль, это отсутствие всяких правил. С другой стороны, опыт коалиции «Другая Россия» показал, что оппозиционные движения с совершенно разной идеологией могут успешно сотрудничать, решая общую политическую задачу, однако ей не удалось стать по-настоящему широким объединением.

Стало очевидно: прежде чем договариваться о совместных действиях, необходимо договориться об общих правилах политической борьбы. В основе этих правил — уважительное отношение к политическому оппоненту; признание равноправия политиков, придерживающихся различных взглядов; стремление к открытому диалогу; приверженность ненасильственным, демократическим методам борьбы. Эти правила зафиксированы в хартии, которую публично подписал каждый депутат Национальной ассамблеи и которая была выработана путем консенсуса, соглашения всех политических сил, ставших организаторами Национальной ассамблеи. Именно такая концепция позволила привлечь к участию в НА представителей самого широкого политического спектра: от патриотов-националистов до правозащитников, от социалистов и коммунистов до правых и либералов.

Можно сказать, что это первый в истории России политический орган парламентского типа, который инициирован самими участниками и сам формирует правила, по которым ему предстоит работать. В его основе лежат не спущенные сверху николаевский Манифест 1905 года или ельцинская Конституция 1993-го, а добрая воля самих политических игроков и выработанные на ее основе согласованные документы.

Усвоить урок истории

Процессы, происходящие сегодня в России, во многом напоминают события 100-летней давности. История повторилась: дарованная сверху демократия (хотя и истребованная изначально народом) сменилась последующим закручиванием гаек. Первая и Вторая Государственные думы Российской империи, ставшие реакцией царского режима на революцию 1905 года, выбирались по гораздо более демократическим законам, чем Третья и Четвертая. После роспуска Второй Думы и созыва новой по другим, менее демократическим правилам в ней оказалось значительно больше правых и ультраправых депутатов, чем это было в Думах предыдущих созывов (см. ссылку на поля).

Но даже выборы в Третью и Четвертую Государственные думы были намного демократичнее, а главное — честнее выборов в Госдуму 2007 года. Путинский режим использует тот же самый механизм, который был применен царской администрацией: правила политической игры перекроили, чтобы не допустить в официальное политическое пространство своих идеологических противников.

Приверженцев подобных антидемократических взглядов много, как ни странно, не только среди властей предержащих и их официальных компаньонов (Зюганов, Жириновский, Рогозин), но даже среди руководства партий, которые в результате ограничительной политики Кремля либо не попали в Государственную думу, либо даже не были зарегистрированы в качестве партии. Они, похоже, готовы отказаться от своего участия в политике, лишь бы не идти наперекор действующей власти. Не готовы они и к реальной политической борьбе на основе заранее обговоренных общих правил, не позволяющих использовать дискриминационные механизмы, страсть к которым они унаследовали от своих предшественников в царской и советской России. Похоже, проще жить в обстановке идеологического неприятия и откровенной политической вражды, приводящей к стрельбе 93-го, фальсификациям 96-го или закручиванию гаек 2000-х, чем честно и без насилия спорить со своими политическими оппонентами.

Национальная ассамблея не должна повторить ошибки, которые в прошлом веке привели Россию к революционной катастрофе. Трагедия гражданской войны произошла в России не из-за того, что царь слишком «либерально» отнесся к оппозиции, а как раз по обратным причинам — из-за выдавливания оппозиции из легального правового поля. Как говорится в старом анекдоте, орден Октябрьской Революции № 1 стоило вручить Николаю II за создание в России революционной ситуации.

Заполнить вакуум

Сегодня страна стоит на пороге общенационального кризиса. В обществе ощущается тяжелый дух распутинщины — вседозволенность теперь уже путинской элиты, повсеместное казнокрадство, презрение к интересам простых людей. Прямое вмешательство исполнительной власти в политическую борьбу, стремление ограничить доступ в парламент представителям неугодных ей политических сил привели в начале прошлого столетия к формированию не умеющей и не желающей договариваться радикальной оппозиции, не имеющей навыка работы в легальном пространстве политической конкуренции. В момент неизбежного краха государственного строя эта оппозиция пришла к власти и отрезала от политической борьбы своих оппонентов, отвергла любые правила, возвела насилие в норму.

Чтобы не повторилась ситуация политического и правового вакуума, в который затянуло Россию в 1917 году, и создается новое, альтернативное политическое пространство — взамен уничтоженного властью. В ассамблее принимают участие представители всего политического спектра, желающие жить в стране с честной политической конкуренцией. И левые, и правые, и либералы, и националисты готовы принять на себя определенные обязательства: терпимое отношение к политическим конкурентам, неукоснительное соблюдение установленных правил игры, неприятие насилия и дискриминации. Это создаст в обществе необходимую для дальнейшего развития исходную точку консенсуса, которая позволит вырвать Россию из атмосферы взаимной подозрительности и ненависти — питательной среды для чекистских «разводок».

Изменения в выборном законодательстве перед выборами Третьей Государственной думы
Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в два раза и составило 22% выборщиков (против 41,4% в предыдущих выборах), число выборщиков от рабочих составило только 2,3%, резко сократилось представительство от национальных окраин, крупные земледельцы, напротив, увеличили число выборщиков (49% против 34% по положению 1905 года). В избранной по новому избирательному закону Третьей Государственной думы существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию, их костяк составляли правые и ультраправые партии.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.