Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Она была знаковой фигурой 1960-х

19.05.2008 | Рабин Оскар | № 20 от 19 мая 2008 года

Оскар Рабин о Лидии Мастерковой

Легенда андеграунда. Во Франции скончалась знаменитая художница Лидия Мастеркова, участница «лианозовской группы» и одна из организаторов не менее знаменитой «бульдозерной выставки». Художник Оскар Рабин называет Мастеркову «знаковой фигурой 60-х»

Лиду Мастеркову я знаю еще с древних советских времен. Наши судьбы как-то случайно все время пересекались, даже 30 последних лет мы жили во Франции... Лида для меня просто близкий человек. Она незаурядная во всех отношениях личность. С детства Лида очень любила театр, музыку, поэзию, пела, брала уроки драматического искусства у самого Константина Сергеевича Станиславского. Ее учителем был художник Михаил Перуцкий, кроме всего прочего она занималась и с Р обертом Фальком. А учились они вместе с Володей Немухиным, который впоследствии стал ее мужем.1

Мастеркова — знаковая фигура 60-х годов. Абстрактных художников не так уж и много, таких заметных, как она, по пальцам можно пересчитать. В ее творчестве особенно заметен ранний период, 60-е годы: в ее абстракциях проявился эстетический и живописный талант. Но со временем многое менялось. Постепенно ее живопись становилась более эмоциональной, экспрессивной, геометрической, холодноватой, и в этом тоже выражался ее характер. Лида ведь довольно сурового характера человек. Может, поэтому она и смогла быть такой художницей. На нее невозможно было влиять. Она шла своим путем: делала то, что считала нужным. На мой взгляд, это правильный и достойный путь художника.

Бульдозерная выставка

Л. Мастеркова и О. Рабин в компании коллег. 1974

Выставляться такие художники, как мы, неофициальные и не работавшие в официальной манере, не могли практически нигде на территории Советского Союза, кроме как в собственных квартирах. Что мы и делали.

В какой-то из «оттепельных» моментов мы решили, что надо немножко выйти из вынужденного квартирного существования. Мы выставлялись, например, в некоторых академических институтах. Ну а поскольку многие помещения, где можно было выставлять картины, для нас, естественно, были закрыты, мы решили коллективно — и Лида Мастеркова была одним из активных и боевых участников — заявить о себе. Особенного ничего не придумывали, потому что знали, что в Париже, даже в Варшаве, художники выставляются на улицах. Выбрали место, чтобы власти никак не придрались, что кому-то мешаем. За две недели написали письмо в Моссовет, поскольку мы не хотели ничего скрывать. Указали, что вот по такому-то адресу у нас будет однодневная выставка. Начались изматывающие переговоры… Две недели они продолжались. И запугивали, и не советовали. Но в результате в буквальном смысле слова не запретили. Кончилось это, конечно, некрасиво.2 Мы, конечно, предвидели разные провокации, поэтому договорились не из одного места идти, чтобы сразу всех не задержали. Конечно, дойти до выставки большинству все-таки не дали. Меня задержали по дороге, потом почему-то отпустили. И Лида, и Немухин, и я все-таки дошли. Было двадцать с лишним человек. Хорошо, что мы пригласили туда разных людей, иностранных журналистов, чтобы была хоть какая-то защита. Вообще единственное средство защиты — гласность. Вот и вышел скандал.

Знаковая фигура

Лидия Мастеркова. Композиция. 1980

История современного искусства России только пишется и будет еще, наверное, долго переделываться. И в ней останется только знаковое, значительное. Лида — это фигура знаковая... Сейчас в Третьяковке идет выставка произведений советского времени, начиная с 20-х годов. Там и Малевич, и супрематизм: все, что уже получило место в истории русского искусства. Представлен соцреализм, известные зна- ковые картины, как, например, «Сталин и Ворошилов в Кремле» Герасимова. И там же висят замечательные картины Лиды Мастерковой. Самые абстрактные ее геометрические вещи включили. И висят они рядом с современными художниками, чего, кстати говоря, со мной, Немухиным, Плавинским, Штейнбергом не произошло. Наши работы относятся к 60-м годам, а вот ее работы выставили в ряду современных. Так что она в этом смысле шире была, чем мы. Хотя в жизни Лида вела очень замкнутую жизнь — она уже лет 25 в деревне далеко от Парижа живет... Жила...

Лидия Мастеркова (1927–2008). Училась в Московской средней художественной школе, в Московском художественном училище памяти 1905 года. Входила в «лианозовскую группу». В 50-е стала заниматься абстрактным искусством. Была участницей скандально известных выставок в 1967 году: вернисажа в клубе на шоссе Энтузиастов, который был закрыт через два часа после начала работы, и знаменитой «бульдозерной выставки » на пустыре в Беляеве в 1974 году. В 1975 году Мастеркова эмигрировала во Францию.
Оскар Рабин родился в Москве в 1928 году. Второй семьей Рабина стала семья художника и поэта Е.Л. Кропивницкого, его будущего тестя. В 1946–1948 годах Рабин учился в Академии художеств в Риге, в 1948–1949 годах — в Художественном институте имени В.И. Сурикова, откуда был исключен за «формализм». Был одним из самых активных членов «лианозовского кружка». На родине выставлялся с 1957-го (экспозиции были подпольными или полуподпольными), а за рубежом — с 1964-го. Был одним из участников «бульдозерной выставки». В 1978-м эмигрировал во Францию.

_____________
1 Владимир Немухин — русский художник, представитель русского «неофициального» искусства.
2 Бульдозерная выставка» была разгромлена властями с привлечением большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила свое название.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.