Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

«Второй фильм сложнее снимать, чем первый»

11.08.2011 | Галицкая Ольга | № 24 (209) от 08 августа 2011 года

Кинорежиссер Олег Флянгольц — The New Times

«Кино можно и задешево снять, и задорого, главное, чтобы идея была». «Безразличие» Олега Флянгольца — самый загадочный фильм фестивального лета. Черно-белая картина, съемки которой начинались в конце 80-х, а закончились в 2011 году, неожиданно для всех отхватила Гран-при «Кинотавра». Совсем скоро картину увидят в Выборге на фестивале «Окно в Европу», дальше фестивали в Варшаве и Риге. О своем дебюте в большом кино Олег Флянгольц рассказал The New Times

46-1.jpgРеакция на вашу победу на «Кинотавре» была очень разной. Одни радовались, другие возмущались своеволием жюри. Впоследствии даже премьер выразил недоумение на совещании правительства: для чего, мол, награждать старые фильмы.

Фильм не старый, он не двадцать лет назад сделан, съемки начинались давно, это верно, а сделан он окончательно сейчас, в 2011-м, в конце титров стоит копирайт с датой завершения работы.

С чем связан такой «долгострой»? Когда вы начинали картину, что вами двигало?

Очень хотелось снимать, вот и все. Мы написали вместе с Михаилом Спиридоновым сценарий в 1988 году, потом полтора года с перерывами шли съемки. Мне было 23, я поставил себе срок — до 25 лет я должен сделать свое кино. Тогда эта дата казалась просто оглушительной…

Что же получается — фильм был задуман, отснят и… оказался в итоге у вас дома под кроватью на долгие годы. Почему так?

Просто я прекратил тогда над ним работать, все стало очень сложно. Кому было нужно кино в начале 90-х? Но на протяжении двадцати лет я постоянно о нем помнил, собирался его закончить. А потом мы как-то случайно пересеклись с Федором Бондарчуком на фестивале российского кино в Тель-Авиве, он привез туда свою «Девятую роту», а я показывал документальную работу — «Просто хочешь ты знать» про Виктора Цоя. И Федор меня спросил: где наше кино-то?

Он как-то материально поучаствовал?

Федор замечательно выполнил свою профессиональную актерскую работу, и я ему благодарен за это.

Стильные 60-е

Почему в конце 80-х вы снимали кино про 60-е?

Я очень люблю то время, мне нравится его эстетика. Вот 50-е как-то не очень, не привлекают они. 70-е годы смешные. А 60-е очень стильные. Потом — я же воспитан на французской «новой волне», еще больше на итальянском неореализме, на фильмах Годара и Марлена Хуциева — вот это для меня самое дорогое. Есть еще фильм, который я чаще всего вспоминаю — «Дилинджер мертв» Марко Феррери, для меня он совершенно особенный, я знаю его наизусть.

Документальные кадры старой Москвы у вас перетекают в игровые на редкость органично. Где вы их отыскали?

В Красногорском архиве я провел целую неделю и набрал такого материала, в который просто никто не залезает. В советские времена в каждом СМУ — строительно-монтажном управлении — были фото- и кинолаборатории, там километры интереснейших съемок. Главное — усидчивость, и много чего можно найти.

46-2.jpg

В какой-то момент в кадре появляется название улицы — Застава Ильича. Это привет Хуциеву и его фильму?

Все почему-то так решили, а на самом деле там просто живет мой лучший друг. И для других своих друзей я нашел в старой хронике кадры, где сохранились на пленке их родные места такими, какими они были прежде.

Третье поколение

Кто были ваши учителя?

Во ВГИКе я не учился, студенческие мои годы прошли в Кульке (Институт культуры. — The New Times), но я ушел оттуда. Семья во многом стала моей школой, я же в третьем поколении кино снимаю. Дед Дмитрий Флянгольц был звукооператором, первый звуковой фильм делал — «Путевку в жизнь», потом с Сергеем Герасимовым работал. Отец был режиссером и оператором научно-популярных фильмов. Процесс съемок мне знаком с детства.

Вы ведь по паспорту Ольгерд? Почему родители вас так назвали?

Прибалтика была тогда в моде, отец — Рудольф, я — Ольгерд, потом стал Олегом для краткости, а друзья зовут Флянц.

46-3.jpg

Как вы познакомились с Федором Бондарчуком и почему именно его позвали на главную роль?

У нас была одна компания, мы много общались с ним и с Сашей Башировым, подружились. Другого человека в этой роли я просто не видел, он был то, что надо.

Тот молодой Федор сильно отличается от нынешнего, знаменитого Федора Сергеевича?

Это совсем другой человек. Взрослый. У него за плечами большой опыт жизни.

А девушка, которая сыграла роковую подругу героя Жужу Папанину, она кто?

Ольга Шорина, она окончила театральный, была в тот момент подругой моего соавтора Миши Спиридонова, он ее привел. Но со временем она куда-то исчезла, мы пытались ее найти, но пока не получилось. Может, объявится, когда фильм выйдет.

Кино и музыка

Александр Миндадзе, председатель жюри «Кинотавра», сказал, что «Безразличие» дало возможность отвернуться от современного экрана и окунуться в те времена, когда искусство было важнее денег.

Правильно сформулировал Александр Анатольевич.

Значит, сейчас деньги важнее всего?

Кино можно и задешево снять, и задорого, главное, чтобы идея была и режиссер понимал, чего он хочет и зачем.

У вас уже есть идея для следующей картины?

Сценариев у меня много написано. Но второй фильм сложнее снимать, чем первый. Нужно хорошенько подумать. Знаю, что это будет современная история и обязательно веселая.

А как же клипы и музыканты — они остались в прошлом?

Музыку я люблю всю жизнь. У меня много друзей среди музыкантов. Костя Кинчев, Юра Шевчук. Весь панк-рок я переснимал. Делал клипы для «Алисы», «ДДТ», «Колибри», Tequilajazzz, «Наива», да много для кого, и конечно, не брошу это занятие.

Вы же москвич, а друзья-музыканты почему-то все из Питера.

Мне мои друзья всегда говорят: ты какой-то наш, питерский. А для меня нет различия между этими двумя городами. Москва и Питер — как два района, а между ними поезд, в котором можно поспать.

46-4.jpg

Над каким клипом сейчас работаете?

Для очень талантливой группы «Дайте два», с подачи Кости Кинчева. Там поет потрясающая девушка Люся Махова, с высшим филологическим образованием, с великолепными текстами. Свой стиль ребята называют «лингва-рок», это очень интересно, скоро вы о них услышите.

Вы со своим Гран-при, можно сказать, с ходу влетели в высшую кинематографическую лигу нашего кино. Не боитесь, что многие на вас за это теперь обижены?

Я не тусовочный человек, не привык светиться, мне все эти фанфары, известность, разговоры, ревность… как бы сказать…

Безразличны?

Вот именно! У меня же и фильм неспроста так называется — «Безразличие».


На фото: «Безразличие» — черно-белая картина, снятая в стилистике 60-х годов



Олег Флянгольц
кинорежиссер, оператор. Автор множества видеоклипов для рок-групп («Алиса», «ДДТ», Tequilajazzz, «Наив» и другие). В 2006 году снял музыкальный фильм о Викторе Цое «Просто хочешь ты знать». Дебют в «большом» кинематографе — картина «Безразличие» стала победителем фестиваля «Кинотавр» в 2011 году. Фильм участвовал также в международном конкурсе европейских дебютов Voices в Вологде.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.