#Главное

#Суд и тюрьма

Большой спорт как фактор Большой политики

26.05.2008 | Креймер Марк | № 21 от 26 мая 2008 года

СССР — США. 1980 год

В 1964 году генеральный прокурор США Роберт Ф. Кеннеди объявил, что «наше превосходство на Олимпийских играх должно стать нашим национальным интересом. В период холодной войны спортивные достижения приобретают огромное значение во внешней политике». У Кеннеди и правительства США были хорошие учителя: Советский Союз умело использовал спорт для мирового влияния. Многие, особенно в третьем мире, видели в достижениях на ледовой арене или в тяжелой атлетике аргументы в пользу коммунистической идеологии и советского образа жизни. В политической науке такие инструменты международного влияния называют soft power — «мягкой силой», которая порой оказывается эффективнее, чем бряцание оружием. Другой вопрос, что цена часто та же — человеческие жизни, как это было во времена холодной войны

Политическая составляющая бизнеса под названием «мировой спорт» стала очевидной в годы холодной войны, особенно это касалось Олимпийских игр. И хотя представители Олимпийского комитета настаивали на том, что спорт должен быть вне политики, на самом деле Олимпийские игры стали одной из арен холодной войны и прибежищем для националистов. Советский Союз, Восточная Германия и Куба сыграли особую роль в превращении Олимпиады в политический театр. Именно для этих стран Олимпиада стала средством утверждения своих позиций. Уинстон Черчилль предвидел такое развитие событий уже в сентябре 1938-го: он сказал, что «когда спорт выходит на международный уровень, например, на Олимпиаде или других соревнованиях между странами, то это приводит, скорее, к вражде, а не к объединению стран». Черчилль имел в виду Олимпиаду-1936 в нацистском Берлине, но то, что он сказал, применимо ко всем Олимпиадам периода холодной войны.

Кровь на воде…

Венгерская сборная по водному поло. 1956 год

Советский Союз использовал спорт как инструмент не только в противостоянии с Западом, но и в борьбе против часто непредсказуемых стран восточного блока. На Олимпиаде в Мельбурне в декабре 1956 года, месяц спустя после того, как советская армия оккупировала Венгрию, команды СССР и Венгрии по водному поло сразились в жесточайшем матче, в котором толчков и ударов было не счесть. Команда Венгрии отстаивала свое звание олимпийских чемпионов. Но не только. После матча спортсмены говорили: «Мы чувствовали, что играем не только за себя, но и за всю страну». Венгры доминировали по всему полю, удерживая инициативу в течение всего матча, и зрители взрывались радостными криками Hajra' Magyarok! («Вперед, венгры!») после каждого их гола. На финальных минутах матча, при счете 4:0 в пользу венгров, игрок сборной СССР Валентин Прокопов внезапно ударил кулаком звезду сборной Венгрии Эрвина Задора, до крови поранив ему лоб. Возмущенная толпа в едином порыве рванула вперед. Чтобы предотвратить массовые беспорядки, пришлось вмешаться полиции.1 Венгры выиграли матч (который окрестили «кровью на воде»), но по поручению руководства СССР Прокопов заявил, что больше такого отношения к себе ни он, ни команда не потерпят.

…и на хоккейной площадке

Нечто похожее произошло 12 лет спустя, когда в августе 1968-го СССР ввел войска в Чехословакию. На чемпионате мира по хоккею в 1969-м национальная сборная Чехословакии дважды выиграла у СССР в первом круге. Сотни тысяч граждан Чехословакии вышли на улицы Праги и других городов, отмечая свою победу. Во многих районах празднования вылились в мирные акции протеста против советской оккупации, и тогда в дело оперативно вступали органы безопасности Чехословакии. Советский Союз использовал эти события как предлог, чтобы подавить все, что осталось от Пражской весны, вынудив Александра Дубчека в апреле 1969-го уйти в отставку с поста руководителя Коммунистической партии Чехословакии.

Олимпийская трагедия

Но особую роль спорт как специфическое оружие холодной войны сыграл в противостоянии СССР и Запада. Яркой демонстрацией этого стала Олимпиада 1972 года в Мюнхене, где советская баскетбольная команда использовала отнюдь не только спортивное мастерство, но и закулисные рычаги, чтобы получить преимущество на заключительных минутах матча за «золото» против США. Игра закончилась победой США, но советский тренер убедил официальных лиц добавить три секунды, что позволило советской команде забросить победный мяч.2 Желчные споры, возникшие после этого матча, бросили еще большую тень на Олимпиаду, которая на тот момент уже была печально знаменита массовым убийством 11 спортсменов и тренеров из Израиля и полицейского из Западной Германии. Это стало самым ужасающим случаем за всю историю Олимпийских игр. «Черный сентябрь» — так именовалась группа палестинских террористов, совершивших это нападение. Их вооружением и обучением занимались службы безопасности советского блока.

Гол, который потряс мир

СССР — Чехословакия. 1969 год

В это же время, в сентябре 1972-го, были проведены соревнования по хоккею между СССР и Канадой, названные суперсерией: канадцы победили в последней игре, забросив шайбу за секунды до финального свистка. Западная пресса говорила, что это «гол, который потряс весь мир». Спустя два года советские хоккеисты взяли реванш и с легкостью выиграли следующую суперсерию. В 1976-м на смену суперсериям пришел Кубок Канады, который тем не менее сохранил атмосферу холодной войны. Это был не просто хоккей: по обе стороны океана матчи рассматривались как противостояние идеологических систем, а забитые голы — как аргументы в этом споре.

Два мира, две Олимпиады

Еще более ярко влияние холодной войны сказалось на соревнованиях по хоккею в рамках зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде в 1980-м, где сборная США совершила «чудо на льду», победив титулованную советскую команду, а потом выиграла и у финнов в матче за «золото». Игры проходили в феврале 1980-го, то есть сразу после того, как СССР ввел войска в Афганистан, поэтому матч между США и Советским Союзом проходил в очень напряженной обстановке. Хотя победа над советской командой не гарантировала золотой медали, большинство американских болельщиков расценивали команду СССР как основного соперника США. Когда истекли последние минуты матча, американский комментатор Ал Майклз выразил свой восторг так: «Вы верите в чудеса?! Да! Невероятно!» Американцы радовались триумфальной победе над СССР куда больше, чем олимпийскому «золоту». Это событие подняло патриотическую волну по всей стране.

Перевод Анны Макаровой, The New Times

Холодная война повлияла и на летнюю Олимпиаду в Москве, которая прошла в том же году. Большинство западных стран бойкотировали Игры-1980 в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан. В ответ следующие Олимпийские игры, которые проходили в Лос-Анджелесе в 1984-м, были бойкотированы СССР и практически всеми социалистическими странами (кроме Китая, Румынии и Югославии).

О спорт, ты боль!

Для обеспечения победы на Олимпиаде спортивные чиновники в СССР и других странах Варшавского договора платили огромные стипендии спортсменам в нарушение правил Олимпиады, на которую по уставу допускались лишь любители. Нарушения были так распространены в странах советского блока, что в 1988 году был отменен запрет на участие в Олимпийских играх профессиональных спортсменов. Команды Восточной Германии и Кубы постоянно использовали запрещенные препараты и стероиды, чтобы улучшить результаты спортсменов. В ГДР, например, нарушения принимали такой характер, что спортсменка, являясь номинально женщиной, на самом деле с помощью стероидов и инъекций превращалась де-факто в мужчину. Многие спортсмены в Восточной Германии испытывали постоянные проблемы со здоровьем, что нередко приводило к ранней смерти.

Международные спортивные соревнования и по сей день используются политиками в своих играх, но падение коммунизма в Восточной Европе и развал СССР помогли избежать крайностей. Период острого соперничества между спортсменами, приправленного политикой, которое возникало в период холодной войны, ушел в прошлое или, по крайней мере, стал не так заметен. Хотя следы политических «специй» можно заметить в спортивных состязаниях между Китаем и Тайванем, Северной и Южной Кореей, Израилем и арабскими государствами, но в большинстве своем уровень этих команд весьма средний, что лишает эти соревнования того драматизма, который был присущ соперничеству США и СССР в период холодной войны. И как бы ни было увлекательно противоборство западного и восточного блоков, излишняя политизация спорта потребовала слишком много жертв и человеческих, и дипломатических. Дай бог, чтобы все это осталось в прошлом.


СССР — Канада. 1972 год

_____________
1 Советская сторона утверждала, что «первыми начали» венгры. — The New Times.
2 Советская сторона приводила другие аргументы: хронометрист не успел вовремя запустить часы, и потому появились дополнительные 3 секунды, которые оспаривали американцы, отказавшиеся даже получать свои серебряные медали. — The New Times.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.