#Родное

#Суд и тюрьма

Оставайся, мальчик, с нами, будешь «Нашим» королем!

26.05.2008 | Барабанов Илья | № 21 от 26 мая 2008 года

Якеменко потерпел аппаратное поражение

Мутко замутил Якеменко. Знаменитая фраза Владимира Путина о том, что «Виталий Мутко чего-то намутил», не помешала последнему стать министром спорта. Регулярные встречи бывшего лидера движения «Наши» Василия Якеменко с экс-президентом не помогли ему спасти едва созданный госкомитет по делам молодежи, который из самостоятельного органа превратился в одно из агентств в составе Минспорта. Как главный «Наш» будет устраиваться в ранге подчиненного футбольному министру, разбирался The New Times

Новость о трансформации Госкомитета по делам молодежи из самостоятельной структуры в агентство, подчиненное Министерству спорта, туризма и молодежи, застала Василия Якеменко в Томске. Как сообщила прессслужба администрации Томской области, в этот сибирский регион бывший лидер движения «Наши» прибыл с целью «знакомства с реализацией в регионе инновационных проектов, поддержки молодежного предпринимательства и талантливой молодежи».

Трудности роста

В какие свершения выльется знакомство Василия Якеменко с сибирской молодежью, пока не известно. Неизвестным остается и то, чем Василий Якеменко занимался все 8 месяцев существования Госкомитета по делам молодежи.1 По информации The New Times, заработать новая структура так и не смогла. «У Василия в комитете было два заместителя: один его сосед по Люберцам, а второй — молодой парень, прикомандированный из «Единой России», — говорит один из депутатов Госдумы из фракции «единороссов». — Все уперлось в то, что у Якеменко просто не хватает опыта чиновничьей работы. Он привык утверждать в АП (администрация президента. — The New Times) бюджеты своих многотысячных акций, а при работе в правительстве надо взаимодействовать с Минфином, МЭРТом, другими структурами. Тут одного политического решения Владислава Суркова мало».

С самого начала Якеменко определил два основных направления работы комитета: работа с талантливой молодежью и детскими домами. За прошедшие 8 месяцев ни в том, ни в другом направлении, по оценкам экспертов, ничего эпохального сделано не было. Если не считать работой с молодежью создание в рамках движения «Наши» новой структуры для школьников — движения «Мишки», которое журналисты почему-то сразу окрестили «новой пионерией». Других видимых успехов Василий Якеменко на чиновничьем поприще не достиг. Зато за эти 8 месяцев он неплохо освоил интернет-технологии и даже завел собственные странички на сайтах «Одноклассники.ру» и «Вконтакте.ру». The New Times пытался получить комментарий у самого Василия Якеменко. В ответ — письмо по электронной почте: «Прошу вас не заходить на мою страницу, если это в ваших журналистских силах», — написал Якеменко. Меж палаткой и Белым домом Решение нового президента трансформировать самостоятельный Комитет по молодежи в подчиненное агентство серьезно понизило административный вес Якеменко на рынке политического чиновничества. Если звание главы Госкомитета было почти сопоставимо с министерским, то теперь деятельность руководителя агентства по делам молодежи будет курировать не только министр Мутко, но и его заместитель, имя которого пока не названо. Перестановки уже дали политическим оппонентам Якеменко возможность говорить о сворачивании финансирования кремлевской молодежи. «Проект под условным названием «Наши», включающий и собственно «Наших», и «Молодую гвардию» «Единой России», и «Россию молодую», имел срок годности, ограниченный предвыборной кампанией, — говорит лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин. — Назначение Якеменко главой Госкомитета 8 месяцев назад было неожиданным для многих. Говорили, что это итог политического торга между Якеменко и его кураторами в Кремле: тогда там еще страховались от «оранжевой революции» и уличных выступлений оппозиции. Но ему всегда требовалось много денег и ресурсов, и теперь Якеменко постепенно начинают оттирать».

«Преобразование Комитета по делам молодежи в агентство и введение его в зону ответственности министерства Мутко не скажется негативно на состоянии молодежных движений, — спорит с лидером молодежного «Яблока» Павел Данилин, автор книги «Новая молодежная политика-2003–2005», консультант молодых «единороссов» и сотрудник Фонда эффективной политики Глеба Павловского. — Де-факто происходит усиление «молодежной составляющей»: у комитета и министерства ресурсы совершенно несопоставимые, у министерства они намного больше — естественно. Что касается перспектив провластных молодежных движений, то я вижу довольно широкое пространство для работы. Это тем более важно, что кадровая ротация, о которой так много говорили, все ближе и ближе, а откуда политическим субъектам еще брать кадры?»

Депутат Госдумы от «Единой России» Роберт Шлегель в интервью The New Times также сообщил, что никаких оснований беспокоиться за кремлевские молодежные движения нет. По его информации, ближайшим летом на Селигере состоится очередной слет движения «Наши». «Распускать движение никто не будет», — уверен депутат. До избрания в Госдуму Шлегель занимал пост пресс-секретаря «Наших». В Госдуме молодой депутат уже успел заявить о себе, предложив ряд поправок в Закон о СМИ, упрощающих их закрытие. В первом чтении поправки были приняты, но на прошлой неделе товарищи по партии их раскритиковали и убрали в долгий ящик, пообещав взамен разработать новый закон. Помимо Шлегеля по так называемой молодежной квоте «Единой России» в Госдуму избрались также лидер «России молодой» Максим Мищенко2 и еще один комиссар Сергей Белоконев. При этом изначально заявлялось, что «молодых» в списках партии власти будет не меньше 20%.

Итоги большого пути

Таким образом, помимо двух комиссаров «Наших» и одного попутчика из «Румола», получивших депутатские мандаты, похвастаться Василию Якеменко нечем. Особенно если вспомнить, что и «Идущих вместе», и «Наших» он создавал под громкие обещания провести кадровую революцию и смести «поколение пораженцев». Правда, есть у Якеменко свои люди и в Общественной палате (ОП). В первом ее созыве заседала Юлия Городничева, а во втором — комиссар из Воронежа Ирина Плещеева. Кстати, свое избрание сама Плещеева прокомментировала весьма забавно: «Я не знаю, как происходила процедура моего выдвижения, но предполагаю, что на встрече активистов движения с президентом Владимиром Путиным на Селигере он обратил на меня внимание и решил взять в Общественную палату за красивые глазки».

По словам теперь уже бывшего члена Общественной палаты Юлии Городничевой, за три года существования «Наших» движение приобрело некоторые рычаги влияния. «Это и Комитет по делам молодежи в Госдуме, и представительство в ОП, и конечно, сам Госкомитет во главе с Василием Якеменко, — перечисляет она. — Но мы боролись не за это, а за то, чтобы молодежь могла самореализоваться, и незначительные потери в статусе или модификации госорганов не могут помешать нам добиться своей цели».

Дорогой Путина — Медведева

Впрочем, амбициозные планы Василия Якеменко по «комсомолизации» молодежи находят (пока?) отклик у старших товарищей. Уже говорят о возрождении в школах института «старост». Видный комиссар и старший брат Василия Якеменко, Борис, возглавляющий так называемый православный корпус движения и заседающий в Общественной палате, уже успел заявить, что им подготовлен «правильный» учебник по истории православия для школьников. Однако собеседники The New Times опасаются, что пожинать плоды на ниве молодежной политики эпохи Путина–Медведева будет уже кто-то другой. Как утверждают некоторые комиссары «Наших», у Василия Якеменко весьма напряженные отношения с бывшим вице-премьером, а теперь главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным. Создавая в начале правления Владимира Путина «Идущих вместе», а затем и «Наших», Якеменко в первую очередь опирался всегда на финансовые и административные структуры администрации президента. Учитывая, что правительственная карьера его так и не сложилась, а теперь и денежные ресурсы, обеспечиваемые администрацией, могут уйти из его рук, судьба Якеменко может сложиться самым причудливым образом. С другой стороны, все эти годы только ленивые не хоронили и самого Якеменко, и порождаемые им проекты. Однако каждый раз он удерживался на плаву, переживая самые разные бюрократические шторма. Не тонет.

_____________
1 Госкомитет по делам молодежи был создан указом президента 24 сентября 2007 года.
2 О военизированной составляющей «Румола» The New Times подробно писал в № 6 от 19.03.2007 г.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.