Контрольный выстрел из заправочного пистолета. Цены на бензин в России сравнялись с американскими. Чем это грозит российской экономике и рядовому потребителю, разбирался The New Times


По 50 городам страны прокатилась акция протеста под лозунгом «Марш пустых канистр по убитым дорогам», инициированная движением автомобилистов «Свобода выбора». По словам руководителя движения Вячеслава Лысакова, главная цель мероприятия — выразить протест против роста цен на бензин. Акция получилась хоть и не слишком многочисленной, но достаточно резонансной: как рассказывают организаторы, в некоторых городах (например, в ПетропавловскеКамчатском) даже гаишники, остановившие кортеж «машин протеста», выразили солидарность с идеями марша.

В самом деле, не возмущаться трудно: к середине мая цена бензина на российских АЗС догнала цену на заправках американских. И тут и там топливо теперь стоит доллар за литр. И это при том, что Россия — один из основных мировых поставщиков нефти, а США, наоборот, главный потребитель «черного золота». Между тем в таких странах, как Саудовская Аравия и Венесуэла, которые занимают второе и третье (после России) место по добыче нефти, цена бензина просто смешная — от 3 до 12 центов за литр.

Дорогой баррель

Сухие данные Росстата свидетельствуют: только за одну неделю в середине мая потребительские цены на бензин увеличились на 0,6%, поднявшись в среднем по стране до 22,32 рубля за литр Аи-92 и 23,66 рубля за литр 95-го бензина. На практике цены растут гораздо быстрее, особенно в крупных городах и на «фирменных» заправках. С начала года бензин подорожал уже на 9%, а дизельное топливо — и вовсе на 12%. Бензиновые цены разогнались настолько, что темпы их прироста, в отличие от прошлого года, опережают общие темпы инфляции (за январь-май — 7,5%). А ведь стоимость бензина заложена в цену каждого товара, который надо произвести, а потом доставить до места продажи. Значит, и остальные цены, в том числе и на продовольствие, будут расти.

Представители нефтяных компаний твердят в один голос: цены на бензин взлетают потому, что растет мировая стоимость барреля нефти. «Черное золото» действительно бьет один рекорд за другим, уже перешагнув казавшуюся еще недавно фантастической отметку $135 за баррель. По словам Александра Потавина, заместителя начальника аналитического управления ИК «АнтантаКапитал», внешние факторы — такие, как нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, спекуляции на нефтяном рынке, слабый доллар, — безусловно, влияют на ситуацию, заставляя цены на нефть расти. К этому можно добавить и явно недостаточный уровень добычи «черного золота». Причем, по мнению Потавина, организация стран-экспортеров нефти ОПЕК вполне может повысить объемы добычи: резервы для этого имеются. Однако картель из-за большого объема спекулятивного капитала опасается обвала цен, который может последовать за увеличением объемов нефтедобычи. Видимо, ОПЕК рассчитывает на окончательное завершение кризиса на финансовых рынках, после чего начнется отток капитала с нефтяного сектора.

В результате международные аналитические центры уверенно предрекают дальнейший рост цен на нефть, соревнуясь лишь в величине цифр. Так, аналитики Deutsche Bank заявили недавно, что ожидают увеличения стоимости барреля до отметки $150. А эксперты Goldman Sachs пошли еще дальше, посчитав возможным взлет и до $200 за баррель в течение двух лет. «Сейчас ситуация на нефтяном рынке очень напряженная, — утверждает Александр Потавин. — Прежде всего это связано с кризисом на финансовом рынке, на фоне которого вложения в сырьевой сектор благодаря гарантированному спросу выглядят наиболее привлекательными». Российское правительство пытается защитить внутренний рынок и предотвратить дальнейший рост цен на топливо, вводя, по сути, запретительные экспортные пошлины. Экспортная пошлина на бензин в ближайшее время увеличивается на 16%, что превышает текущий рост внутренних цен на него. Впрочем, пока все эти попытки защитить внутренний топливный рынок от негативных внешних тенденций безуспешны. В последнее время мировые цены на бензин растут почти в два раза быстрее цен на нефть.

Неподъемный евростандарт

Впрочем, сваливать все на мировую конъюнктуру было бы в корне неверно. По мнению Евгения Островского, главы подкомитета по моторному топливу Торговопромышленной палаты РФ, ключевая проблема российского бензинового рынка в том, что при внешнем наличии многих игроков он на самом деле до предела монополизирован. Так уж сложилось исторически, что крупные компании фактически поделили всю Россию на зоны своего влияния. Реальная конкуренция отсутствует, поэтому цены на бензозаправках диктуются вовсе не игрой спроса и предложения, а офисом головной компании, властвующей на топливном рынке того или иного региона.

Конечно, эта проблема хорошо известна властям, и антимонопольное ведомство время от времени пытается разрушить какой-либо картельный сговор бензиновых королей. Вот и сейчас Новосибирское управление Федеральной антимонопольной службы попыталось схватить за руку основных игроков на топливном рынке региона, которые подозреваются в сговоре о преднамеренном повышении цен на бензин. Основанием для этого послужило одновременное увеличение тремя бензиновыми фирмами в апреле цены марки Аи-92 на один рубль: с 20 рублей 50 копеек до 21 рубля 50 копеек. Компаниям, если их вина подтвердится, согласно Административному кодексу, грозит взыскание от 1% до 15% от суммы полученной выручки.

Еще одной фундаментальной причиной постоянного роста цен на топливо внутри России является налоговое бремя на нефтяные компании. В Союзе нефтегазопромышленников России нам нарисовали следующую картину. Если литр Аи-92 стоит около 22,70 рубля, то налоги (НДПИ, НДС, акцизный сбор) составляют соответственно 6, 3,50 и 2,70 рубля. Таким образом, одних только налогов в литре топлива — на 12 рублей 20 копеек. Для сравнения: добыча нефти обходится в 1 рубль 50 копеек, переработка — вообще 30 копеек с литра бензина. По словам президента Союза нефтегазопромышленников Ген- надия Шмаля, 58–60% стоимости бензина, отпускаемого на АЗС, уходит в бюджет в ка- честве налогов. Получается, что государству с точки зрения наполнения казны высокие цены на бензин выгодны.

В то же время, если государство хочет сдержать рост цен на бензин, именно в налогообложении ему стоит поискать соответствующие резервы. Казалось бы, власти так и делают. Широко разрекламированное первое заседание президиума правительства под председательством Владимира Путина как раз было посвящено проблеме налогообложения в нефтяном секторе. Вроде бы меры предлагаются правильные, в частности, снижение ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). В результате снижения НДПИ, по расчетам Минфина, компании смогут сэкономить порядка 104–105 млрд рублей в течение года. Ведь НДПИ у нас привязан к мировым ценам на нефть, а не к внутренним, что было бы логичнее. Растет цена на нефть на мировых площадках — растет НДПИ — растет цена на заправках.

Эксперты, в целом одобряя шаги правительства с точки зрения развития нефтяной отрасли — «кормилицы» бюджета, сильно сомневаются в том, что подобные меры снизят цены на бензин. Геннадий Шмаль считает, что отечественный автопарк пока просто не готов к массовому переходу на стандарты более качественного топлива. «У нас сейчас используется лишь 12% бензина, отвечающего стандартам Евро-3 и Евро-4, по дизтопливу эта цифра не больше 15%. Быть может, со временем эта мера и подействует. А то, что необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ повышается с $9 до $15 за баррель, — это не та мера, которая внесет существенный вклад в развитие отрасли. Разве что чуть-чуть возрастет чистая прибыль нефтяников», — полагает президент Союза нефтегазопромышленников России.

При этом некоторые эксперты опасаются, что стремительный переход на топливные стандарты Евро-3 и Евро-4 лишь подтолкнет бензиновые цены вверх. По мнению Евгения Островского, наша нефтепере рабатывающая промышленность в массе своей не готова к новым стандартам. Цена вопроса очень высока. Ведь, по словам Островского, оборудование и наладка толь ко на одном НПЗ установки гидроочистки потребует десятков миллионов долларов и трех лет работ. С подобной точкой зрения согласен и Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации. Он обращает внимание на состояние нефтепе рерабатывающих заводов в России, которым в среднем лет по 50. Плановый ремонт хоть и проходит ежегодно, однако оборудование изнашивается и стареет не только физиче ски, но и морально. То же самое касается автозаправочных станций.

Рост гарантирован

Из всего этого следует печальный вывод: цены на АЗС в ближайшей перспективе продолжат свой рост. «Если не будет принято каких-либо административных мер, то 95-й бензин до конца года будет стоить 28–30 рублей», — предсказывает директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. Впрочем, по мнению Евгения Надоршина, аналитика компании «Траст», административное давление на продавцов бензина пока привело лишь к снижению конкуренции на этом рынке из-за выбывания небольших компаний, а также к падению качества бензина. К тому же, по мнению экспертов, рост цен на автотопливо в России подогревается еще рядом обстоятельств: существенным увеличением продаж иномарок, ростом объема перевозок (с начала года — на 20%). В результате производители топлива увеличили поставки на внутренний рынок на 14%.

Пока же нам придется смириться с тем, что российский бензин стал стоить столько же, сколько и американский. Между тем некоторое время назад глава нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов заявил, что считает цену в доллар за литр вполне адекватной для нашего рынка. Кто бы сомневался! Осталось только убедить российское население, что оно должно платить за бензин столько же, сколько и жители США, получая при этом доходы в среднем в 2–3 раза меньше, чем американцы.

Цена бензина в разных странах
Американская консалтинговая фирма AIRINC опубликовала результаты своего исследования, в рамках которого были сравнены цены на бензин в разных странах мира. Цены на бензин проверялись в последнюю неделю марта 2008 года. В десятку стран, где продается наиболее дорогой бензин, вошли: СьерраЛеоне ($4,8 за литр), Аруба ($3,17), Босния и Герцеговина ($2,87), Эритрея ($2,53), Норвегия ($2,34), Великобритания ($2,22), Нидерланды ($2,22), Монако ($2,20), Исландия ($2,19) и Бельгия ($2,16 за литр). Наиболее дешевый бензин мира продается в Венесуэле ($0,03 за литр), Иране ($0,10), Саудовской Аравии ($0,12), Ливии ($0,13), Свазиленде ($0,14), Катаре ($0,19), Бахрейне ($0,21), Египте ($0,23), Кувейте ($0,24) и на Сейшельских островах ($0,26 за литр). Подавляющее большинство стран со сверхдешевым бензином являются крупными экспортерами нефти. Однако в число государств с супердорогим бензином также вошли крупные поставщики топлива на мировой рынок — Великобритания, Норвегия и Нидерланды. Для сравнения: в конце марта средняя цена бензина в США составляла $0,91 за литр.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.