Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Политика

Канны пошли в школу

02.06.2008 | Долин Антон | № 22 от 02 июня 2008 года

Учитель стал актером и получил за это «Золотую пальмовую ветвь»
Исполнитель главной роли Франсуа Бегодо

Классная работа. Тема образования в меняющемся мультикультурном мире оказалась настолько актуальной, что даже была отмечена каннским жюри. Скромная французская картина об одном учителе и двадцати пяти детях разных народов — фильм режиссера Лорана Канте «Класс» — неожиданно для многих получила «Золотую пальмовую ветвь»

Антон Долин

История создания «Класса» (в оригинале фильм называется «В четырех стенах»; речь идет о школьном классе-кабинете) проста. Преподаватель французского языка и литературы Франсуа Бегодо написал книгу о своем опыте общения с учениками-подопечными. Этим трудным подросткам — французам во втором поколении — китайский, арабский или один из африканских языков знакомы куда лучше, чем язык Вольтера и Руссо; более того, им даже теоретически непонятно, на кой черт изучать десятки глагольных форм, которые можно встретить лишь в классической литературе, но никак не на улицах Парижа.

Педагогическая поэма

Речь, разумеется, не только об изящной словесности. Речь — о культуре в расширительном смысле слова, о войне авторитетов и переговорах между поколениями. Лоран Канте, несмотря на ряд международных наград (включая одного из «Львов» в Венеции), никогда не входил в профессиональную «тусовку», и потому, наверное, ему пришла в голову парадоксальная идея экранизировать эту «Педагогическую поэму». Написав сценарий по мотивам книги, режиссер осознал, что никто не сыграет роль учителя лучше, чем сам Бегодо.

Итак, исполнитель главной роли был найден; осталось набрать подростков. Встретившись с теперешними учениками (то есть детьми 13–14 лет) школы, описанной в книге, Канте провел кастинг: из пятидесяти школьников отобрал половину. В ходе подготовки к съемкам и работы с подростками появлялись новые персонажи — нечто среднее между героями сценария и исполнителями их ролей: иногда безграмотных скромников играли первые ученики, а задир-хулиганов — школьные старосты. Самого себя играл один лишь Бегодо. По замыслу Канте, учитель вел перед камерой урок на заданную тему, а отдельные ученики вступали с ним в дискуссию, и финальный результат предугадать не мог никто.

Рискованный эксперимент на грани игрового и документального кино мог бы провалиться, однако педагогический талант Бегодо и художественное чутье Канте превратили новаторский проект в органичное, смешное, трогательное, местами даже жестокое, но неизменно увлекательное зрелище.

Учиться, учиться и учиться

Из чего состоит «Класс»? Учителю предстоит объяснить детям, почему имя Билл более распространенное, чем Хумба. Ответить, не потеряв достоинства, на каверзный вопрос: не гомосексуалист ли он? Убедить учеников, что он уважает их не меньше, чем те должны уважать его. Выгнать из класса нарушителя спокойствия, а потом доказать на педсовете, что мальчика не стоит выгонять из школы. Одна интрига за другой, все — мелкие, все — жизненно важные.

«Класс», пожалуй, не гениальное, но консолидирующее кино: оно объединит любителей авторского и популярного кинематографа, примирит сторонников общего образования с радетелями этнической самобытности. Ведь центральная тема фильма — общая для всех: язык. Это нетрудно оценить и в переводе. Любопытно, что многие французы в Каннах от души болели за фаворита фестиваля Клинта Иствуда (фильм «Подмена») и были удивлены награждением Канте: дескать, не приз, а реверанс в сторону минобразования! Для главы жюри фестиваля Шона Пенна «Класс» стал образцом универсального кинематографа.

«Класс» точно и остроумно диагностирует вавилонский сумбур, который ныне царит в Европе, Америке, да и в России тоже. Режиссер обходится без излишней драматизации: зритель не может сочувствовать изгнанному ученику, ибо ничего не узнает о дальнейшей его судьбе, и невольно идентифицирует себя с учителем Франсуа, хотя и тот далек от безупречности. Публика, как и все участники фильма, замкнута в четырех стенах, но двухчасовой урок терпимости трудно назвать заунывным.

Одноклассники

Сенсационная победа «Класса» — это два феномена в одном. Первый: фильм как таковой — необычный для современного европейского кино и, возможно, внедряющий новую эстетику. Второй попроще — собственно, факт победы над более именитыми конкурсантами.

Главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь» 61-го фестиваля считался Иствуд с фильмом «Подмена». Броская мелодрама о матери, ищущей похищенного сына, снискала овацию и моментально попала в фавориты: во-первых, конкурс был не ахти, во-вторых, проверенные стандарты «умного» Голливуда (и Анжелина Джоли в главной роли!) способны очаровать даже бывалую публику. В-третьих, президент жюри Шон Пенн многим обязан Иствуду: за роль в его картине «Таинственная река» артист в свое время взял «Оскара». К последнему дню фестиваля разыгралась драматическая интрига: Иствуда специально вызвали из Штатов — к закрытию тот прилетел в Канны, а на церемонию не пришел. Шон Пенн, явно чувствовавший себя не в своей тарелке, присудил Иствуду лишь специально учрежденный по такому случаю «приз 61-го фестиваля», за которым на сцену не вышел никто: раздосадованного классика в зале не оказалось. Иствуд мог бы разозлиться еще больше, услышь он, сколь счастливыми воплями многотысячный зал встречал награждение «Золотой пальмовой ветвью» фильма «Класс», показанного в предпоследний вечер смотра и смешавшего все карты.

«Старому коню», который, безусловно, борозды не портил, жюри предпочло темную лошадку — ведь фильм Лорана Канте был включен в конкурс в последнюю секунду, буквально за пару дней до начала фестиваля. Внятному языку коммерческого кино — новый язык, в буквальном смысле слова: жаргон-новояз бедных и многонациональных предместий, на котором говорят ученики старших классов одной средней школы 20-го округа Парижа. Одинокой статной фигуре престарелого ковбоя — разноцветную толпу подростков, высыпавшую на сцену зала «Люмьер», в которой терялись двое взрослых: сам триумфатор Канте и его соавтор, вдохновитель, а также исполнитель главной роли Франсуа Бегодо.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.