Ошибочно ставить знак равенства между словами «футбольный фанат» и «скинхед», «националист», «фашист». Но и отрицать, что на стадионах российских городов среди молодежи, заполняющей фанатские (боковые, с самыми дешевыми билетами) сектора, преобладают крайне правые настроения — глупо и бессмысленно. Как же так получилось: фашизм в Великой Отечественной войне победили, но уже в наше время на стадионах страны нет-нет да появляются свастики и обращения к человеку с усами щеточкой под носом и характерной прической?
Еще в 80-е выезды у московских фанатов уже были разделены на «мирные» — Ленинград, Харьков, Одесса, где проблемы можно получить лишь от милиции и гопников, «боевые» — в националистически настроенные Киев, Днепропетровск, Львов, Вильнюс и, скажем так, «дальние дикие» — в Среднюю Азию и Закавказье, где до матча тебя могут угощать местными деликатесами и винами, а во время матча и после него закидать бутылками из-под тех же вин и камнями. И пусть в том же спартаковском футбольном фанатском движении люди совершенно разных национальностей — от русских до татар, а в армейской «движухе» исторически в почете был интернационализм, но именно оттуда корни появившихся позже проявлений национализма на трибунах. На первых порах это был своего рода отпор националистическим выходкам в маленьких братских республиках и отпор государственной карательной машине, которая прессовала фанатов значительно жестче, чем представителей других неформальных групп. Я видел фотографии, на которых «зиги» (выброшенные в нацистском приветствии руки. — The New Times) «кидались» еще в Днепропетровске во вполне себе спокойном 1984 году.
Свою роль в том, что национализм не стал еще тогда в нашей стране табуированной темой, сыграла, мне кажется, и лакированная советская пропаганда, приукрашавшая несомненный подвиг народа-освободителя, но не показывавшая всю правду о тяготах и лишениях войны, о том, что могло произойти с нашей страной, если бы вдруг победили «не те», — отсюда перекос в сознании.
„
”
Когда у привыкшей к пропаганде массы нет ориентиров, навязанных сверху, они появляются стихийно
”
Когда система рухнула в тартарары, целое поколение «лихих девяностых» оказалось полностью оставленным на свое попечение. И конечно, когда у привыкшей к пропаганде массы нет ориентиров, навязанных сверху, они появляются стихийно. За образец «боления» была взята английская модель, значительно более агрессивная по отношению к болельщикам других команд — они одномоментно превратились из просто соперников по футбольному полю во врагов «по жизни». Такими злейшими врагами в девяностые стали фанаты ЦСКА с «Торпедо», «Динамо» — с «Зенитом», а фанаты «Спартака» — со всеми! Принцип «каждый против каждого, все против всех», провозглашенный в фанзине (журнале) спартаковских болельщиков, лучшем зеркале той эпохи — самиздате Ultras news, стал девизом для всех фанатских движений того времени. Определенный стиль одежды и имиджа — короткие прически, тяжелые ботинки, синие джинсы и куртки-бомберы — совпадал у всех футбольных фанатов того времени, был калькой стиля английских и немецких фанатов-хулиганов. И скинхедов тоже.
Если потратить некоторое время на изучение фанатских сайтов, можно легко обнаружить достаточно часто повторяющиеся комбинации букв и цифр в никах пользователей, и какой-нибудь Компот88 — наверняка не любитель напитка из сухофруктов 1988 года рождения, а вполне себе взрослый поклонник лозунга-приветствия фашистов. Почему? Да потому что детство играет не в том месте и голова еще на место не встала. С проблемой, которая есть в обществе — отсутствием элементарной воспитанности и уважения к истории своей страны, — надо справляться. Но не на стадионах — выпуская кодексы, хартии и законы о болельщиках, — а в головах, втемяшивая туда нормальные ценности. Только тогда с наших стадионов, как с витрины общества, исчезнут баннеры с идиотскими воззваниями и нецензурная площадная брань.
Tweet