#Деньги

Инвест-тупик

17.07.2011 | Водянова Маргарита , Докучаев Дмитрий | № 23 (208) от 04 июля 2011 года

Куда частному вкладчику податься

33_490.jpg

Инвест-тупик. К концу июня у людей традиционно появляются денежки: какие-то компании, проведя годовые собрания, определяются с дивидендами за прошлый год, какие-то выплачивают отпускные… Самое время задуматься, куда эти деньги вложить, чтобы сберечь их от инфляции. The New Times примерил на себя роль частного вкладчика

«Я даже в кризис умудрился заработать», — рассказывает 34-летний Владимир Синайский, работник компьютерной фирмы, а заодно, как он сам себя называет, частный инвестор с 11-летним стажем.

Летом 2008-го, когда нефтяные цены были на пике, он вынул свои сбережения из сырьевого ПИФа, зафиксировав прибыль, и вложил в обезличенный металлический счет в банке, номинированный в золоте. В последующие два года все финансовые инструменты катились вниз, а золото дорожало. Владимир, по его словам, за это время приумножил свои докризисные сбережения на 40%.

«А сейчас я понятия не имею, куда вкладываться — все либо уже летит вниз, либо вот-вот повалится. И друзьям, которые просят у меня совета как застраховаться от инфляции, честно отвечаю: «Не знаю!»

Отрицательный доход

«Вполне понимаю чувства инвестора, — комментирует ситуацию главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. — Новостной фон на рынках крайне негативный, и это сказывается абсолютно на всех инструментах, которые есть в распоряжении обычного человека».

Самый распространенный из таких инструментов — банковский депозит. Россияне и сегодня несут свои деньги в банки, правда, не так охотно, как год или два назад. Людей можно понять, утверждает Наталия Орлова: средняя доходность годового рублевого депозита в отечественном банке составляет всего-то 5%. С такой ставкой инфляцию никак не обыграешь: с января по май она составила уже 4,8%, а до конца года, по мнению большинства независимых экономистов, окажется 9–9,5%.

Не советует делать ставку на рубль в долгосрочной перспективе и Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон». Она мотивирует это тем, что крепость рубля прямо зависит от нефтяной конъюнктуры: чем дороже нефть, тем крепче рубль. А нефть как раз в последнее время начала активно дешеветь. Вообще же, по данным ЦМЭИ «БДО Юникон», деньги, размещенные год назад на вкладах в рублях, обесценились за этот период на 3,16%.

33-1.jpg

Но если подкачал рубль, может быть, в роли «тихой гавани» могут выступить доллар и евро? Ничего подобного, говорит Елена Матросова. Американская валюта слегка укрепилась за последние два месяца, с начала мая вклады в долларах принесли 1,81% дохода. Но в годовом выражении (с мая 2010-го) доллар был самым невыгодным инструментом. Вложения в него за этот период принесли самый большой «минус» — 13,27%. Наталия Орлова считает, что, поскольку политика Федеральной резервной системы США, направленная на ослабление национальной валюты, в ближайшее время не изменится, российским вкладчикам не стоит возлагать надежды на рост доллара. Еще меньше энтузиазма, по мнению экспертов, связано с евро. Если хотя бы часть негативных прогнозов сбудется, евро наверняка заметно ослабеет.

ПИФ — мимо!

Есть еще один популярный вариант банковского вклада — ОМС, обезличенные металлические счета, процент по которым привязан к колебаниям цены драгметаллов — золота, серебра, платины. Казалось бы, самое время делать на него ставку: золото долго росло в цене, недавно пробив очередной психологический рубеж — $1500 за тройскую унцию. Но уж слишком ненадежный, волатильный инструмент эти драгметаллы. За минувший год, пока золото дорожало, серебро, наоборот, дешевело. В результате те, кто в мае 2010-го вкладывался в популярный ОМС (50% золота, 50% серебра), остались в проигрыше — минус 3,52%. «Размещая деньги на обезличенные металлические счета, нужно помнить, что в отличие от обычных вкладов твердых процентов тут никто не гарантирует», — напоминает Елена Матросова. Она считает, что надеяться на дальнейшее подорожание золота не приходится: буквально за последнюю неделю оно начало стремительно дешеветь вместе с нефтью.

В качестве альтернативы банковским вкладам может выступить фондовый рынок, вход на который для частных инвесторов возможен, как известно, через паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Но ситуация на фондовом рынке меняется, как погода в мае. За последний месяц, по данным Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон», максимальный доход фондов акций составил не более 3,18%, убытки — до 6,13%. В годовом же диапазоне размах результатов еще более широкий: от плюс 53,52% до минус 27,51%. «Вложения в ПИФы превращаются для пайщиков в настоящую рулетку», — считает Елена Матросова. Не случайно, полагает аналитик, начиная с апреля из ПИФов население вынуло уже $165 млн.

Наконец, еще одна возможность инвестирования — недвижимость, особенно в столице. В 2000-е квадратные метры приносили колоссальные прибыли, квартиры дорожали в среднем на 10% в месяц. Но в этом году столичная недвижимость расти в цене перестала. Дорожать некуда, говорят эксперты. Людей, способных купить квартиры за $150–200 тыс., осталось слишком мало, и спрос на квадратные метры резко упал.

33-2.jpg

Данные ЦМЭИ «БДО Юникон» подтверждают эту тенденцию. За год жилье в столице подорожало более чем на 26%, но начиная с апреля рост резко затормозился. «В апреле-мае средний уровень цен на жилье в Москве уменьшился на 1% и составил $4160 за квадратный метр», — говорит Елена Матросова. «В этом году цены на недвижимость будут колебаться, но резких удорожаний, как и обвалов цен, ждать не следует, — считает Олег Репченко, руководитель Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». — Дешеветь будет жилье эконом-класса, именно такие квартиры были сильно переоценены. В целом по Москве до конца года средняя цена на недвижимость будет в пределах $4000–4200 за квадратный метр».

Анекдот от аналитика

Ситуация сложилась уникальная: очевидных финансовых инструментов, которые с гарантией можно было бы рекомендовать частным вкладчикам на ближайшую перспективу, просто не осталось, констатирует Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ. А Елена Матросова добавляет, что в этих условиях люди предпочитают не сберегать свои средства, а, наоборот, их тратить — и это вполне разумная тактика. Не случайно за январь-май 2011 года оборот розничной торговли вырос более чем на 5% к аналогичному периоду прошлого года, достигнув 7,18 трлн рублей.

Максим Осадчий рассказал забавный случай из своей практики: недавно аналитики разных компаний обсуждали, куда же лучше вкладываться частным инвесторам, чтобы застраховаться от рисков, ведь этот вопрос им часто задают. Пришли к универсальной формуле: 30% — в рубли, 30% — в доллары, 30% — в евро и 10% — в ОМС. После чего посмотрели друг на друга и задались вопросом: а использует ли кто-то из них самих эту «формулу успеха» на практике? Оказалось — никто.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.