Коммунальная разводка. «Общедомовые нужды» — так называется новая строка в коммунальных счетах, которую нам предстоит оплачивать. За что еще будут брать деньги — узнавал The New Times

сенью 2010 года жильцы пятиэтажного дома в 15-м микрорайоне подмосковного Зеленограда вдруг обнаружили, что за освещение подъездов и лестничных клеток им начислили в два раза больше, чем за расход электричества в собственных квартирах. Когда стали разбираться, выяснилось, что во всем виноват… овощной вагончик, стоящий рядом с домом. Чтобы в ларьке постоянно были свет и тепло, его владельцы, отец и сын, подключились к домовому электрораспределительному щиту, перекинув кабель прямо из окна ближайшего подъезда. «А мы-то радовались, что можем прямо рядом с домом овощи купить», — рассказала The New Times жительница злополучного дома Светлана Щербаченко. Светлана — юрист, и она использовала свои профессиональные знания, когда вместе с двумя соседками взялась за выяснение истины. «Следы» вывели активистов на их управляющую компанию — бывший ДЭЗ. «Конечно, за руку мы никого не поймали, но абсолютно ясно, что управляющая компания дала торговцам добро на подключение к нашей электросети, — рассказывает Светлана. — Мало того, один из продавцов признался, что управляющая компания и с них взяла деньги за электричество на полгода вперед: то есть сняла «сливки» и с торговцев, и с жильцов». Когда Светлана пригрозила подать в суд, управляющая компания отыграла назад: всем жильцам вернули переплаченные суммы. Но овощами рядом с домом больше не торгуют.

За себя и за соседа

Неожиданности в коммунальных платежках встречаются постоянно. Надеясь сэкономить и поддавшись рекламе, корреспондент The New Times установил у себя в квартире водосчетчик. Когда квитанция пришла, изумлению не было предела: в ней появилась странная графа «Перерасчет», где вместо 391 рубля (как должно быть по показаниям счетчика) за воду было начислено 913 рублей. На вопрос, откуда, в инженерной службе района «Нагатинский Затон», не смущаясь, ответили: перерасчет сделан из-за того, что часть жителей дома представили справки, что в указанный период отсутствовали и водой не пользовались. Таким образом, корреспондент The New Times заплатил и за себя, и за того парня, то бишь за соседей.
32_02_490.jpg


Новое постановление правительства* * От 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». , вступившее в силу в июне, по сути, узаконило такую практику. Теперь владельцы индивидуальных счетчиков будут получать квитанции по квартплате, включающие в себя два пункта. Первый — плата за индивидуальное потребление воды и электричества. Второй — расходы на так называемые общедомовые нужды (ОДН): сюда входит освещение подъездов, технологическая промывка системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, работа насосов, лифтов. «Раньше расходы на содержание дома было практически невозможно посчитать, поскольку в домах не было коллективного прибора учета, — разъясняет Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города». — Коммунальщики завышали расходы, в частности, на воду и электроэнергию, поскольку им неоткуда было взять деньги, кроме как из карманов жильцов». К тому же стоимость воды, света и тепла входила в одну «неразрезаемую» цифру. Теперь по каждому из параметров плата будет устанавливаться отдельно. «Она не должна превышать 10–20% от общего коммунального платежа», — считает Гордеев. Впрочем, этот максимум еще предстоит утвердить местным властям.

Галина Хованская, депутат Госдумы, считает, что благодаря новым правилам расходы на ЖКХ для каждой семьи станут более прозрачными: «Мы поймем, сколько тратим на содержание собственного жилища и сколько — на общие нужды». Если жильцы увидят, что ОДН превышает расходы на квартиру, у них будет повод поднять тревогу, считает Хованская: «Все прекрасно понимают, что помыть подъезд или полить цветочки на окнах — это далеко не безумные цифры».

Вчитаться в платежку

Однако противостоять коммунальщикам получается не всегда. «Мы вселились сюда в минувшем сентябре, — столичный предприниматель Дмитрий Жданов показывает на 17-этажный дом на углу Измайловского бульвара. — У нас трехкомнатная квартира на 6-м этаже. Когда первый раз получили счет, подумали: что-то дорого — 7500 рублей. Вчитались в жировку и обнаружили, что нам начисляют 560 рублей на капитальный ремонт дома. «Он только сдан, а с нас уже берут на капремонт!» — возмущается Дмитрий. В управляющей компании, предпринимателю объяснили: деньги будут накапливаться в специальном фонде, пока ремонт не станет актуальным. Однако выяснилось: капремонт в планах управляющей компании не значится. И уж тем более его не заказывали жильцы. Но строчка в квитанции присутствует — и люди платят.

К сожалению, это типичная картина взаимоотношений жильца и управляющей компании, говорит Дмитрий Янин, руководитель КонфОП. Первый платит, не особенно представляя, за что именно, вторая делает все, чтобы плата эта была преимущественно за «воздух». Хотя, напоминает Галина Хованская, законодательство позволяет жильцам требовать с управляющей компании отчет обо всех проделанных работах. Более того, мы можем поинтересоваться уровнем зарплат управляющих и потребовать снижения платы за содержание дома. Но на практике въедливые жильцы попадаются редко. Бизнесмены от жилкомхоза этим пользуются. По оценкам Института экономики города, реальные траты составляют 30–50% от всех «освоенных» сумм. Остальное оседает в виде прибыли на счетах компаний.

И все же управу на них находить можно, убежден экс-депутат Мосгордумы и лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. По его словам, собственникам жилья надо начать с того, что обязать управляющую компанию установить общедомовые приборы учета: тогда всем будет понятно, сколько действительно ресурсов затрачено. «Счетчики должны контролироваться самими жильцами, их органами самоуправления», — добавляет Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. Жалобы на неправомерные действия управляющих сегодня принимают в муниципалитетах, жилищных инспекциях и даже в прокуратуре* * За 2010 г. Генпрокуратура выявила 94 тыс. нарушений в сфере ЖКХ, возбуждено 140 уголовных дел. .

Черная дыра

Появление нового платежа — за ОДН — происходит на фоне постоянного роста тарифов на услуги ЖКХ. Только в 2011 году они поднялись на 15%, в прошлом — на 20%. «По темпам роста тарифов естественных монополий мы опережаем все страны СНГ», — говорит Сергей Митрохин. Найти разумную причину аномального роста тарифов эксперты не смогли: по словам гендиректора «ФинЭкспертизы» Агвана Микаэляна, он не объясняется ни ростом затрат, ни заботой о высокой рентабельности. ЖКХ остается черной дырой, куда утекают огромные деньги рядовых потребителей.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.