Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Фуэте с выходом. В отставку

16.06.2008 | Крылова Майя | № 24 от 16 июня 2008 года

Почему в ведущих музыкальных театрах поменялось начальство

Смена вех. Балетный мир трясет: почти одновременно сменились главы балета в Большом, Мариинском и Московском музыкальном театрах. The New Times разбирался, что происходит в балетном закулисье

Большой театр первым протоптал дорожку: в марте было объявлено, что с 1 января 2009 года балетную труппу возглавит новый человек. Алексей Ратманский1 пришел в театр пять лет назад после успеха своего спектакля «Светлый ручей», поставленного на сцене Большого. Директор ГАБТа Анатолий Иксанов еще в процессе репетиций оценил креативность, масштаб таланта и широкий кругозор Ратманского. Приступая к работе, новый худрук не пугал консервативную труппу чрезмерным балетным радикализмом. Наоборот, он разумно подчеркивал, что хочет сохранить все лучшее, но как человек, живущий здесь и сейчас, обязан впустить в балетную афишу ГАБТа толику современности.

«Разрушитель» традиций

Но в нашем балете прошлое всегда довлеет над будущим, массовая вера в наш «лучший в мире» танец — повод ничего не менять. Практически сразу Ратманский столкнулся с сопротивлением в труппе, привыкшей к однозначной репертуарной стратегии. Артисты в большинстве своем хотели исполнять только классику. Ратманского обвинили в «разрушении традиций русского балета». Вежливые манеры не прибавили худруку ди- видендов: привыкшие к «твердой руке» балерины и премьеры расценивали тихий голос, как постыдную слабость. Ратманский призадумался: а стоит ли Париж мессы? Надо ли постоянно отклонять престижные приглашения на постановки со всего мира ради неблагодарной административной суеты?

Новым руководителем балета ГАБТа назначен Юрий Бурлака. Бурлака — бывший одноклассник Ратманского по Московской академии хореографии, соратник по постановке балета «Корсар». С другой стороны, он не хореограф, а специалист по танцевальной старине, балетный реставратор, не особенно знакомый с новыми веяниями. Мало того, в театр вернулся и Юрий Григорович2 , призванный поддерживать на плаву собственные постановки: их в репертуаре театра девять. Охранять прошлое в Большом теперь есть кому. Но как быть с созданием театра XXI века, сочетающего традиции с новаторством? И ясно, что об интеллигентного Бурлаку многие в труппе снова попытаются вытирать ноги. А что касается идей театра на новый сезон, то это классическая «Коппелия», классическое же гран-па из старинной «Пахиты» и «Русские сезоны» — одноактный балет Ратманского.

Конфликт с Гергиевым

С точки зрения перспектив на будущее вектор процесса в Мариинском театре сильно смахивает на московский. Уход заведующего питерской труппой Махара Вазиева тоже был предрешен: он находился в затяжном личном конфликте не с труппой, а с всесильным главой Мариинки Валерием Гергиевым. К тому же против Вазиева давно и яростно выступали местные консерваторы (в основном бывшие артисты труппы), обвинявшие худрука — догадайтесь с трех раз! — в «разрушении традиций русского балета». Вазиеву не могли простить, что в афише Мариинки выросло количество работ великих мировых хореографов, а балеты наследия («Спящая красавица», «Баядерка») стали показываться в близких к аутентичным постановках, основанных на театральных архивах. Гергиев объявил, что хочет внедрить в руководство балета какую-нибудь знаменитость в ранге не завтруппой, а как художественного руководителя. По слухам, на это место очень хотела попасть прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Обиженный Вазиев написал заявление «по собственному желанию». В итоге никакой звезды и ника- кого худрука на сегодняшний день в руководстве Мариинского балета нет: заведовать труппой только что назначен педагог и балетмейстер–репетитор театра Юрий Фатеев.

Валерий Гергиев мотивировал назначение 44-летнего Фатеева его предсказуемостью: новый завтруппой имеет спокойный характер, исполнительность тоже на высоте. А куда теперь свернет репертуарная политика Мариинки? И кто ее будет определять? Оперный Гергиев? Воспитанный на традиции, хотя и знающий современную хореографию Фатеев? Отставные околобалетные консерваторы? Пока известно лишь, что планируется балет Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке все того же Ратманского, которого оба театра — и Большой, и Мариинский — жаждут иметь в качестве главного приглашенного хореографа. А как же иначе: с хореографами в стране полный швах, один Ратманский и есть на всю Россию.

Каменные цветки

Самая спокойная атмосфера царит в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Здесь с апреля рулит балетом Сергей Филин, бывший премьер Большого театра. Филин никого не заменял и ни с кем не конфликтовал. Он пришел на должность, вакантную после гибели Дмитрия Брянцева — многолетнего главы балета театра. Ближайший год в театре давно распланирован — скорее всего, появятся сорокалетней давности английский балет «Манон» и старинный датский «Неаполь». Возможно восстановление «Каменного цветка» Юрия Григоровича. Собственную программу новый худрук пока не обнародовал. Но вряд ли следует ожидать сенсаций. Филин охотно поддерживает разговоры о «традициях».

Кадровые события в ведущих театрах — свидетельство того, что период непредсказуемого поиска пути в современном российском балете закончен. Зачем искать, если поиск включает право на ошибку, а значит, синяки и шишки? Куда проще сделать ставку на стабильность, легко полученную по формуле: «70 процентов классики в афише и немного нерадикальных экспериментов, чтоб не обвинили в ретроградности». А что у нас классика? Это, как правило, балеты позапрошлого столетия в советских редакциях, а мировой XX век в танце для многих до сих пор — вольнодумство, так это ничего. Массовый зрительский вкус вполне одобрит.

_____________
1 Победитель Международного конкурса артистов балета им. С. Дягилева в Москве, обладатель приза им. Нижинского и ордена Датского флага. Работал в труппе Виннипегского королевского балета (Канада), выступал с Национальным балетом Квебека, Русским имперским балетом, Театром пантомимы в Тиволи (Дания).
2 Главный балетмейстер Большого театра с 1964 по 1995 год.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.