#Родное

#Суд и тюрьма

Саммит ЕС – Россия прошел в «городе грешников»

30.06.2008 | Барабанов Илья | № 26 от 30 июня 2008 года

Так сошлось: в день 45-летия Михаила Ходорковского в Ханты-Мансийске открылся саммит Россия — ЕС. Об опальном олигархе в городе, который еще совсем недавно был главной жемчужиной его финансовой империи, в этот раз никто не вспомнил. The New Times пытался понять: почему Ханты-Мансийск?

В Ханты-Мансийске лидеры Евросоюза оказались по воле Владимира Путина. Год назад, выступая на аналогичном саммите в Португалии, тогда еще президент Путин предложил провести следующее заседание именно здесь. Во многом это был экспромт: как утверждают, лишь за сутки до начала форума, уже вылетая в Лиссабон, Путин позвонил губернатору ХМАО Александру Филиппенко с вопросом, готов ли город для проведения такого мероприятия. Сам Путин за все годы своего президентства в Ханты-Мансийске так и не побывал.

Город будущего

Может, Путин хотел показать, что жизнь в России есть не только в Москве и Санкт-Петербурге. Может, у него просто было желание наглядно продемонстрировать, что могут сделать нефтедоллары даже с запущенной российской глубинкой. Может, мотивы были совсем иные, о которых остается только гадать. В любом случае назвать Ханты-Мансийск стандартным российским городом язык вряд ли у кого повернется. Еще в начале 2000-х годов весь регион целиком и полностью зависел от финансовой империи Михаила Ходорковского. Интересы ЮКОСа распространялись не только на Ханты-Мансийск, но и на соседние Ачинск, Нефтеюганск, Отрадное. В Ханты-Мансийске базировался «Юганскнефтегаз» — один из наиболее прибыльных активов Ходорковского. Приезжающие иностранцы сравнивают Ханты-Мансийск с небольшими шведскими или северогерманскими городами. Чистый, красивый город, где все постройки, кажется, датированы даже не XX веком. Идеальные дороги, новые поликлиники, капитально отремонтированные и заново облицованные хрущевки, которые и на хрущевки-то уже совсем не похожи. Огромное здание Дома журналистов в самом центре города — напротив него теперь размещается штаб регионального отделения «Единой России». Улицы завешаны социальной рекламой: «Югра — территория будущего», «Город смелых идей», «Город новой медицины», «Город мечты».

До ЮКОСа, впрочем, Ханты-Мансийск на город мечты похож совсем не был. Только с приходом эффективных нефтяников 60-тысячный город начал превращаться в то, чему на саммите так удивлялись гости: Верховный комиссар Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и новый президент Дмитрий Медведев. При ЮКОСе в городе был построен аэропорт, вскоре получивший статус международного, мост через Иртыш, новый речной порт, пирамидальный торговый центр «Гостиный двор» и главный городской храм — Вознесения Христова.

Бог простит грешников?

Вместе с огромной пирамидой «Гостиного двора» храм Вознесения Христова считается главной городской достопримечательностью. Он виден со всех концов ХантыМансийска, поскольку построен на высоком холме. У подножия холма — офис юкосовского «Юганскнефтегаза». Правда, теперь под названием самой компании значится имя уже нового собственника — «Роснефти», выкупившей главный актив Ходорковского через известную конторку «Байкалфинансгруп». От офиса нефтяников к храму надо подниматься по высокой лестнице, которую разрезает пополам многоуровневый фонтан. На каждом новом уровне в центре водоема установлены каменные свитки, на которых написаны заповеди. Самая первая — «Не за- видуй», самая последняя, на самом верху — «Не лжесвидетельствуй»: ее практически нельзя разглядеть.

Саммит Россия — ЕС проходил в новом здании, официально именуемом «Концертнотеатральный центр «Югра-классик». Монахиня в церковной лавке рассказала, что когда начиналось строительство этого здания, служители церкви и прихожане обращались к властям, предлагая перенести стройку. «На том месте, где теперь стоит центр, в 1930–1950-е годы было место массовых расстрелов, — говорит монахиня. — Церковь предлагала установить на этом месте большой крест в память о репрессированных, но нас не послушались. Теперь развлекаются там. Бог их простит, грешников».

Ярмарка тщеславия

«Грешники», едва прилетев в Ханты-Мансийск, отправились на закрытый обед, по случаю которого не работал ни один ресторан в центре города, и на этом программа первого дня саммита была завершена. Уже на следующий день Дмитрий Медведев осмотрел на центральной площади что-то наподобие выставки достижений народного хозяйства. Люди в национальных одеждах и специально установленных чумах торговали оберегами, амулетами и меховыми игрушками.

В целях обеспечения безопасности в город на дни саммита согнали примерно столько же милиции, сколько в Ханты-Мансийске жителей, а затем, чтобы милиционеры не очень бросались в глаза, начали их прятать. Целый автобус отправили зачем-то в лес, а дежурившие вдоль дорог сотрудники правоохранительных органов прятались в прямом смысле слова по огородам, так что проезжавшие мимо высокие гости могли видеть разве что фуражки, торчащие из-за калиток частных владений.

Политикам, впрочем, было не до милиции. Премьер-министр Словении Янез Янша, представитель страны — председателя ЕС в этом году, Солана, Баррозу и Медведев объявили о начале переговоров о новом соглашении Россия — ЕС, которое должно заменить существующее (оно вступило в силу 1 декабря 1997 года). Когда новое соглашение будет подписано, пока не известно: первый раунд переговоров состоится в Брюсселе 4 июля.

Дмитрий Медведев на пресс-конференции сказал, что выбор Ханты-Мансийска местом проведения саммита не случаен и связан с растущими энергетическими проблемами. «Хотя, приглашая вас в этот город в октябре прошлого года, мы и не подозревали, что этот вопрос достигнет через восемь месяцев такой точки накала», — сказал Медведев. «Здесь как раз и формируются те энергетические реки, которые потом текут в Европу», — объяснил президент европейским гостям. Знали бы европейцы: текут эти реки из города грешников.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.