Партия «Яблоко» провела операцию «Преемник». В сильно уменьшенном масштабе был реализован «план Путина», когда бывший руководитель формально уходит, оставаясь при этом «национальным лидером», и продолжает контролировать своего преемника

Бессменного лидера «Яблока» Григория Явлинского на посту председателя партии сменил депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. О своем уходе Явлинский заявил только на съезде, и для большинства делегатов это стало полной неожиданностью. Правда, не для аппарата партии. Пресс-секретарь лидера и член бюро партии Евгения Диллендорф сообщила The New Times, что Явлинский поделился с ней своими планами в январе. А новый председатель Сергей Митрохин в интервью The New Times рассказал, что в декабре 2007 года, сразу после выборов в Госдуму Явлинский пригласил его к себе и поинтересовался: готов ли Митрохин возглавить партию? Митрохин ответил, что готов.

Что касается актива партии — делегатов съезда, то их поставили в известность о грядущих революционных переменах накануне голосования. Съезд открылся в субботу, а за день до этого Явлинский провел заседание партийного бюро и совещание с представителями региональных отделений. Однако секретность удалось сохранить. Обычной для демократов утечки не случилось. Объясняется это просто: все были отвлечены совсем на другое. Григорий Явлинский, видимо, очень плодотворно общался с Владимиром Путиным, и операция прикрытия удалась на все 100%.

«Съезд должен подвести итоги внутрипартийной дискуссии», — заявил Явлинский в начале апреля, а поскольку никакой дискуссии не было, то он ее и инициировал, намекнув, что из партии могут быть изгнаны «радикалы» в лице лидера «Молодежного Яблока» Ильи Яшина и руководителя петербургской организации Максима Резника (The New Times, № 14, 7 апреля 2008 года). Публичная ругань популярности «Яблоку» не прибавила, да и дискуссией назвать это было сложно. Финальным аккордом противостояния «радикалов» и «умеренных» стало выступление Сергея Митрохина, в котором он окрестил Яшина и Резника «диверсантами», заявив, что от их исключения партия только выиграет. Активное мероприятие удалсь на славу: внимание публики было отвлечено.

Исключений в итоге не случилось, хотя на съезде ряд региональных делегатов и выдвинул предложение изгнать «радикалов». С просьбой не рассматривать этот вопрос к делегатам съезда обратился сам Григорий Явлинский. Причина стала понятна, когда лидер «Яблока» заявил о создании новой структуры — политического комитета (ПК), который позволяет ему сохранить за собой контроль над всеми партийными делами1 . Функции комитета фактически безграничны: он может назначать внеочередные съезды, через него новый лидер партии Сергей Митрохин должен будет проводить все серьезные политические решения. При этом помимо политических функций комитет обрел и хозяйственные, так что финансирование «Яблока» также остается под контролем Явлинского.

После создания ПК абсолютно бессмысленным кажется существование других партийных органов, например, того же бюро «Яблока». Симптоматично, что Григорий Явлинский на съезде вынес на голосование свой список из 34 человек. Полной партийной поддержки он не получил — в бюро избрались только 15 его выдвиженцев. Зато сумел сохранить свое место питерский «радикал» Максим Резник, а вот Илья Яшин в новый состав бюро не попал.

Как сложится судьба самого Григория Явлинского, пока тоже тайна. Слухов по этому поводу ходит немало. Два наиболее популярных: Явлинский либо возглавит агентство по делам экологии и тогда окажется в прямом подчинении вице-премьера Игоря Сечина, либо уедет послом то ли во Францию, то ли в США — в обеих странах эти престижные офисы пока вакантны.

Сергей Митрохин (слева) стал преемником Григория Явлинского (справа)

Куда катится «Яблоко»? The New Times задал этот вопрос известным членам партии

Виктор Шейнис, член политического комитета, депутат Госдумы в 1993–1999 годах

Я узнал о решении Явлинского уйти за несколько дней до съезда, когда он поставил в известность об этом свой самый ближний круг. Для Явлин ского «Яблоко» — самое важное дело в жизни, он будет за него отчитываться перед Богом, поэтому он крайне заинтересован в том, чтобы партия существовала и после него. Возможно, существуют и другие мотивы, но я не хочу о них говорить. Пока главная загадка — это роль об разованного на съезде политического комитета. Согласно положению, он должен собираться не реже чем раз в три месяца. Но в таком случае его решения будут носить только самый общий характер. При этом есть еще одно обстоятель ство, а именно — организация комитета. В нем нет первого лица. Хотя я полагаю, что Явлин ский будет оставаться неформальным лидером не только комитета, но и самой партии. Его значение в потенциале превышает значение любого другого члена и партии в целом.

Илья Яшин, лидер «Молодежного Яблока»

Об уходе Явлинского я узнал за день до съезда. Это обсуждалось в пятницу в кулуарах, когда проходило бюро партии. Для многих это стало сюрпризом. Не все верили. Явлинский просто не стал выдвигать свою кандидатуру. И это тоже результат внутрипартийной дискуссии. Многие озвучивали мнение, что он должен остаться. Кто-то говорил: он должен уйти. Явлинский имел возможность узнать точку зрения своих товарищей по партии в полном объеме. Думаю, что это решение принесет кардинальные изменения в партии. Но не сразу. Это — как лавина, которая сначала сходит медленно, а потом набирает скорость и массу. Главное, что процесс пошел. Кстати, перед самым съездом я узнал и о создании ПК. Мне кажется, что гораздо правильнее было бы введение института сопредседателей. Аргумент, что это приведет к расколу, не выдерживает критики. Теперь же есть опасность двоевластия. Потому что комитет наделен огромными полномочиями, а бюро по большому счету ничего не значит, и уже объявлено, что раньше осени оно даже собираться не будет.

Максим Резник, лидер петербургского «Яблока»

О том, что Явлинский может уйти с пер вых ролей, я узнал в начале июня. Это была частная беседа. Но для многих делегатов это было откровением. Решением съезда сохранена преемственность, и радикальных перемен не будет. Митрохин будет продолжать линию Явлинского. Но все равно это очень важный процесс. Большинство поддерживает Явлинского, но большинство же крайне негативно отнес лось к предложению об изгнании нас с Яшиным. Результат: никто из инициаторов этого предложения не вошел в руководящие органы партии. Раньше представить себе было невоз можно, чтобы Явлинский внес 34 кандидатуры, а избрали только 15 человек из его списка.

Алексей Арбатов, член политического комитета

Где-то за неделю я узнал о решении Явлинского. Мы встречались по другим делам, но обсуждали и вопросы съезда. Он сказал, что есть такая идея, и я сказал, что это правильно. Для большинства его шаг, наверное, всетаки стал сюрпризом. Хотя в пятницу было еще бюро, и там уже стало известно всем. Дискуссия тут вряд ли могла быть. Это же его личное решение не баллотироваться, так что тут обсуждать? Можно говорить о том, кто будет новым председателем, но это и обсуждалось на съезде довольно долго. Так или иначе, но курс сохранится, потому что его определяет коллективное руководство, теперь это политический комитет, а раньше были бюро и зампреды. Хотя мне бы хотелось перемен. Я считаю, что наша партия должна преобразоваться и стать полноценной социалдемократической партией.

Евгения Диллендорф, член бюро

Пока трудно сказать, что будет дальше, но думаю, что будет реформирован аппарат пар тии. А политический курс совершенно ясен. Так называемая внутренняя оппозиция проиграла. Это показали и голосование за политическую платформу (102 — за, 4 — против), и голосование по структуре (108 — за, 2 — против), и голосова ние за председателя партии, когда нынешний набрал 60% голосов, а два других — 19 и 16%.

Игорь Ермоленко, лидер самарского «Яблока»

Об уходе Явлинского слухи пошли 19 июня, за день до съезда — в день, когда было совещание с регионами, а затем бюро. Но ни там, ни там он сам об этом ничего не говорил. На дискуссию, к сожалению, многое не было вынесено. Все свелось к «мочилову» несогласной оппозиции не в самых приличных для партии формах. При этом предложения о реструктуризации партии не обсуждались в принципе.

Мария Дронова, лидер свердловского «Яблока»

Об уходе Явлинского мне стало известно на съезде, но догадывалась недели за две до этого. Образование политического комитета партии сюрпризом не стало. Функции его были заранее определены. На самом съезде было только внесено дополнение о том, что у комитета появляется ограничительная функция по от ношению к председателю партии и возмож ность собирать внеочередной съезд. Комитет имеет на это право без председателя. Теперь ждем перемен.

Вячеслав Игрунов, бывший руководитель московского «Яблока»

Все чаще появляются люди, которые готовы выступить открытыми оппонентами Явлинского. Он сделал красивый ход и передал партию молодым людям, не доведя ситуацию до краха. При этом Явлинский никуда не ушел. На сегодняшний день политический комитет позволяет ему полностью руководить партией, оставаясь самой видной фигурой в «Яблоке», единственным каналом ее финансирования. С другой стороны, Митрохин, занимая пост руководителя, не очень долго будет мириться с ситуацией, что он неполноценный лидер, тем более что Сергей — человек достаточно конфликтный и бескопромиссный. Вопрос не столько в том, какова будет позиция Митрохина или партии, а в том, какую ставку сделает на такую оппозицию Кремль.

_____________
1 Помимо Явлинского и Митрохина в него вошли такие видные «яблочники», как Сергей Иваненко, Алексей Арбатов, Игорь Артемьев, Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Алексей Яблоков, Михаил Амосов и Елена Дубровина.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.