#Деньги

Размещение с приключениями

08.06.2011 | Докучаев Дмитрий , Чувиляев Павел | № 19 (204) от 06 июня 2011 года

Российские компании боятся идти на мировые биржи

26-1.jpg
Акционеры «Яндекса» торжествуют: IPO прошло успешно

Размещение с приключениями. Компания «Яндекс» в конце мая провела образцово-показательное размещение акций на американской бирже NASDAQ. Однако этому успеху предшествовал срыв IPO на западных биржевых площадках, по крайней мере шести крупных российских компаний. За последнюю неделю список неудачников пополнился еще двумя названиями: «Вертолеты России» и «Домодедово» перенесли свои IPO до лучших времен. Почему не пользуются спросом на мировых биржах акции российских компаний — выяснял The New Times

Для уважающих себя компаний IPO — важнейшая веха в корпоративной истории. Публичное размещение акций на бирже означает международное признание, удостоверяет прозрачность деятельности компании, дает объективную оценку величине ее активов и, наконец, способствует привлечению средств на развитие бизнеса. В этом смысле прошлый год для российских участников рынка оказался разочаровывающим: объем IPO отечественных компаний составил $5,3 млрд, что в 2 раза ниже заявленных на год планов и в 4 раза ниже исторического максимума, достигнутого в предкризисном 2007 году (тогда совокупный объем размещения составил более $20 млрд). Списать этот провал на мировой кризис невозможно: глобальный рынок IPO в 2010 году вплотную приблизился к показателям 2007-го с результатом $279 млрд.

Международный ренессанс российских компаний ожидался в 2011 году: о публичном размещении акций заявили 46 юридических лиц, включая весьма крупные в своих отраслях: «Русагро», «Евросеть», СУЭК, «Энел ОГК-5», «Яндекс»… Суммарный объем их размещения оценивался аналитиками в рекордную для России сумму $26 млрд. Правда, некоторые эксперты предлагали отнестись к заявленным цифрам с осторожностью. Так, аналитики «Альфа-Банка» Ангелика Генкель и Владимир Дорогов утверждают, что де-факто реализуется лишь половина заявленных размещений на сумму $8–13 млрд. Пока же дела обстоят еще хуже: на одно значимое успешное размещение пришлось уже 8 «громких» отказов от IPO.

История успеха

Аркадий Волож и Илья Сегалович, триумфально вскинув руки, охотно позировали перед камерами в телестудии американской биржи NASDAQ. Вокруг были десятки аплодирующих людей, сверху летело красное конфетти… 24 мая основатели интернет-компании «Яндекс» праздновали успех IPO, официально сделавший их мультимиллионерами. 52,17 млн акций компании были проданы за $1,3 млрд. Это было самое большое размещение интернет-компании в США со времен Google (в 2004 году она привлекла $1,67 млрд).

Мало того: акции начали расти с потрясающей скоростью и в первый день торгов скакнули аж на 55,3%. История «Яндекса» — это типичная в западном понимании история успеха. В 1989 году молодой программист Аркадий Волож начал разрабатывать алгоритм морфологического поиска, не имея понятия об интернете. Стартап, который в 1997 году он затеял со своим бывшим одноклассником Ильей Сегаловичем, превратился в лидера российского интернета с рыночной капитализацией почти $10 млрд. Эксперты не поленились подсчитать: с 2000 года стоимость активов «Яндекса» увеличилась более чем в 600 раз.

Сейчас Yandex.ru — самый посещаемый портал Рунета: 38 млн кликов в месяц. Выручка за прошлый год — $440 млн, по сравнению с 2009-м рост на 43%. Главная приманка для западных инвесторов — компанию не смог победить даже мировой гигант Google (его доля в русскоязычном поиске составляет 22–23%, у Yandex — около 65%).

26-2.jpg

Правда, в связи с IPO «Яндекса» в мире нашлось немало скептиков, которые увидели угрозу надувания нового «пузыря». Ведь «Яндекс» не производит ничего материального и зарабатывает исключительно на рекламе. «Когда я вижу подобные результаты размещения, я сразу задаюсь вопросом: какого же размера должен достигнуть рекламный рынок, чтобы поддержать такой уровень капитализации компаний, которые зарабатывают в основном на рекламе?» — делится своими сомнениями президент АФК «Система» Михаил Шамолин.

Но рынок опровергает скептиков: инвесторы соскучились по росту, и интернет-компании развивающихся стран — одна из немногих сфер, где увеличение всех показателей в течение двух-трех лет практически гарантировано.

Хроника неудач

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) на первый взгляд имела никак не меньше шансов на успех: все-таки речь идет о крупнейшей структуре отечественного сырьевого рынка. На долю СУЭК приходится более 30% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского экспорта угля**Объем добычи угля СУЭК в 2010 году — 90,4 млн тонн, выручка по МСФО — 165,2 млрд руб., чистая прибыль — 9,1 млрд руб.. СУЭК планировала провести размещение 10–15% своих акций, за которые организаторы рассчитывали выручить $0,8–1,0 млрд. Но в конце марта стало известно, что компания откладывает уже фактически подготовленное IPO то ли до осени, то ли до следующего года. При этом источники, близкие к руководству компании, дают туманные объяснения, что причинами переноса IPO СУЭК стали «снижение ликвидности на фондовом рынке и уход инвесторов из биржевых товаров и с развивающихся рынков». В результате СУЭК не захотела получать низкую оценку, отмечают источники. Независимые эксперты утверждают, что истинная причина отложенного IPO — низкий спрос на акции компании.

А вскоре после СУЭК сошла с дистанции не менее известная компания — один из лидеров рынка сотовой связи «Евросеть». Компания планировала провести размещение в Лондоне 18 апреля. Но к этому дню она собрала заявок на $140 млн вместо планируемых $1,4 млрд. Руководство «Евросети» сочло за благо перенести IPO на неопределенный срок. «Плохая игра» сопровождалась обязательной в таких случаях «хорошей миной». «Несмотря на высокий интерес со стороны инвестиционного сообщества, мы решили не проводить размещение в условиях волатильности на рынке, — сказал Александр Малис, генеральный директор «Евросети». — Компания имеет благоприятные перспективы, и мы уверены в достижении стратегических целей».

Триумфальная история размещения «Яндекса» не изменила негативную тенденцию. Вскоре после этого события холдинг «Вертолеты России» перенес IPO в Лондоне, также на неопределенный срок. «Вертолеты России» были созданы в 2006 году как стопроцентная дочерняя компания корпорации «Оборонпром» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии»). В объединение интегрированы практически все вертолетостроительные предприятия — разработчики вертолетов и серийные изготовители машин и комплектующих изделий из Казани, Улан-Удэ и Ростова.

Холдинг рассчитывал привлечь в Лондоне более $500 млн, однако затея не удалась. Инвесторы не заинтересовались холдингом из-за проблем вертолетостроительной отрасли и «плохого пиара», считают эксперты. Самой громкой маркетинговой акцией компании стала публикация поздравлений в день свадьбы принца Уильяма и Кейт Миддлтон. «Ситуация на рынках была очень сложной, книга заявок не была подписана», — сообщил источник, близкий к руководству, добавив, что в этом году компания вряд ли вернется к планам публичного размещения акций.

Наконец, 30 мая аэропорт Домодедово объявил, что откладывает размещение своих акций на лондонской бирже. В пресс-релизе компании за подписью главного исполнительного директора Дениса Нуждина говорится: «Мы ценим значительный интерес, который был проявлен к компании с момента объявления о планах IPO. Но мы решили не начинать подписание книги заявок и отложить размещение, поскольку не удовлетворены той оценкой, которую может получить компания». «Домодедово» рассчитывало продать до 20% акций и привлечь более $1 млрд. При этом компания до недавнего времени считалась одной из самых закрытых в России. В настоящее время бенефициаром 100% акций DME Limited, холдинговой компании аэропорта, является Дмитрий Каменщик. Попытка владельцев крупнейшего российского аэропорта доказать миру свою прозрачность не удалась.

До лучших времен

Конечно, каждая неудача российской компании имеет собственные причины. В случае с СУЭК эксперты указывают на то, что ее совладельцы, бывшие партнеры по МДМ-банку Сергей Попов и Андрей Мельниченко, параллельно с подготовкой к IPO затеяли изменение собственных долей акций, что могло повлиять на оценку прозрачности активов. На «Евросети» тенью лежит история судебного преследования властями экс-руководителя компании Евгения Чичваркина, который вынужден был продать свой бизнес и не по своей воле стал «лондонским изгнанником». За «Домодедово» шлейфом тянется почти пятилетняя история конфликта с властями, вызванная, в частности, претензиями Счетной палаты к крайне непрозрачной структуре собственности крупнейшего российского аэропорта.

Но вряд ли только субъективными причинами можно объяснить оглушительную статистику состоявшихся и отложенных IPO этого года: 8 неудач на 1 успех. Опрошенные The New Times эксперты указывают, что фундаментальной причиной является негативный инвестиционный климат в России. Ведь мало объявить о продаже своих акций и провести необходимую оргработу, надо, чтобы покупатель проявил интерес. А покупатель — западный инвестор — в большинстве случаев шарахается в сторону. «История с несостоявшимися IPO, как и наблюдаемое вот уже полгода бегство капиталов из России, имеют одну природу: инвесторов не устраивают правила игры, которые для них устанавливает российская власть», — считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

«Инвесторы предпочитают компании с максимально прозрачной юридической и финансовой структурой, — добавляет заместитель гендиректора ИК «Урса-капитал» Станислав Машагин. — А сейчас к традиционным российским рискам, вроде высокой коррупции и административных барьеров, добавляется еще и неопределенность, связанная с предстоящими президентскими выборами».

Чтобы преодолеть этот негатив и убедить западных инвесторов в оправданности их вложений, у компании должны быть очень сильные позиции на рынке, что и показал пример «Яндекса», добавляет эксперт. Большинство же претендентов на публичное размещение предъявить такие аргументы не в состоянии. Вот и приходится откладывать международное признание своего бизнеса до лучших времен, при этом не вполне отдавая себе отчет, когда же они наступят…



Отложенные IPO, 2011 г.

СУЭК
отрасль: производство энергетического угля
плановый срок — апрель
доля акций к размещению — 10–15%
предполагавшаяся цена за акцию — 906,33 руб.
на какую дату перенесли — осень 2011

«Евросеть»
отрасль: сотовая связь
плановый срок — апрель
доля акций к размещению — 40%
предполагавшаяся цена за акцию — $9,25–11,30
на какую дату перенесли — 2012 год

ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод)
отрасль: металлургия
плановый срок — май
доля акций к размещению — 40%
предполагавшаяся цена за акцию — $3,5–4,6
на какую дату перенесли — на два года

«Кокс»
отрасль: металлургия
плановый срок — февраль
доля акций к размещению — 20%
предполагавшаяся цена за акцию — $6,25–8
на какую дату перенесли — неопределенный срок

Nord Gold
отрасль: металлургия
плановый срок — февраль
доля акций к размещению — около 25%
предполагавшаяся цена за акцию — £3–3,9
на какую дату перенесли — неопределенный срок

«Витал Девелопмент Корпорейшн»
отрасль: фармацевтика 
плановый срок — январь
доля акций к размещению — 20%
предполагавшаяся цена за акцию — 34–51 руб.
на какую дату перенесли —  вторая половина 2011 года

«Вертолеты России»
отрасль: транспорт
плановый срок — май
доля акций к размещению — 25–30%
предполагавшаяся цена за акцию — $19–25
на какую дату перенесли — неопределенный срок

«Домодедово»
отрасль: транспорт
плановый срок — май
доля акций к размещению — до 20%
предполагавшаяся цена размещения — $1 млрд
на какую дату перенесли — неопределенный срок

По открытым источникам






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.