#Культура

#Суд и тюрьма

Княжеское дело

30.06.2008 | Дусаев Олег | № 26 от 30 июня 2008 года

Юбилейная выставка Марии Тенишевой

Исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского просветителя и мецената княгини Марии Тенишевой. В Государственном историческом музее открылась выставка «Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века»

Всю свою жизнь она посвятила родному искусству, для которого сделала бесконечно много», — писал художник Иван Билибин о Марии Тенишевой. Имя ее сейчас знают только искусствоведы. Современники же называли эту женщину «гордостью России».

Всю свою жизнь княгиня Тенишева тщательно скрывала свой возраст, указывая датой рождения 1867 год. И лишь недавно сотрудникам Государственного исторического музея удалось доказать — великая меценатка родилась в Петербурге в 1858 году.

Воспоминания о детстве у будущей княгини были самые безрадостные. «Матери своей страшно боюсь. Боюсь ее как огня... Все в доме тоже трепещут перед ней», — писала Тенишева. Стремясь покинуть постылый дом, Мария вышла замуж. Брак оказался неудачным, хотя она старалась полюбить Рафаила Николаева, своего избранника. «Он был образован и неглуп, но ленив и бесхарактерный», — писала впоследствии Мария Клавдиевна.

Она уехала во Францию и оказалась в Париже, в вокальной школе знаменитой Маркези. Там начинающая певица и будущая меценатка познакомилась с Антоном Рубинштейном и Шарлем Гуно, общалась с Марией Савиной и Иваном Тургеневым. Любуясь как-то в Лувре рисунком Ватто, она заметила художника, копировавшего карандашом эту работу. Это был известный мастер Жильбер, у которого она вскоре начала брать уроки рисования.

1892 год стал поворотной точкой в ее биографии. Мария Клавдиевна вышла замуж за предпринимателя и ученого — князя Вячеслава Тенишева. Став княгиней и обретя статус, который открыл ей большие возможности, Мария Тенишева осуществила свою мечту — начала заниматься активной просветительской и меценатской деятельностью. Она открыла школы для крестьян, обустроила жизнь и быт рабочих, которые трудились на предприятиях мужа, а также финансово поддерживала многих ставших впоследствии известными художников.

Супруг живопись не жаловал. Мария Клавдиевна вспоминала: «К художникам он относился с презрением, иногда с каким-то странным любопытством, точно видел перед собой нечто вроде заморского зверья». Однако на увлечение жены князь смотрел снисходительно, позволяя ей тратить на художников большие суммы денег. Она поддерживала Репина, Бенуа, Бакста. У Тенишевой сформировалась огромная коллекция произведений зарубежных и русских художников. Собирала она ее с единственной целью — передать на хранение государству. Когда создавался Русский музей, большую часть своей коллекции княгиня в 1898 году передала на его попечение.

Благодаря Марии Тенишевой возникло знаменитое Талашкино, которое сейчас известно так же широко, как Абрамцево. Художники подолгу жили в усадьбе — Бенуа, Врубель, Коровин, Куренной, Нестеров, Репин. Коровин и Репин создали в Талашкине портреты Марии Тенишевой. Врубель написал здесь знаменитую картину «Пан» и портрет Тенишевой в образе Валькирии. В это же время (1899 год) сама Тенишева начала заниматься эмальерным искусством1, что и принесло ей славу незаурядного художника. Талашкино стало всемирно известным из-за художественных мастерских, открывшихся здесь в 1900 году.

В этом же году открылась Всемирная Парижская выставка, в создании художественной экспозиции которой Мария Клавдиевна Тенишева принимала активное участие. Для выставки княгиней был специально создан балалаечный оркестр, имевший грандиозный успех. Над росписями инструментов трудились Врубель, Головин, Малютин.

В 1903 году умер князь Тенишев. Несмотря на трудности, Тенишева продолжала поддерживать русское искусство: в Смоленске она построила музей «Русская старина», открыла в Москве магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастеров, спонсировала издание журнала «Мир искусства», помогала Сергею Дягилеву. В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Революция 1917 года заставила княгиню покинуть Россию. С 1919 года Тенишева жила во Франции в городке Вокрессон под Парижем. Этот городок прозвали «Малое Талашкино»: туда приезжали выдающиеся художники, и он быстро превратился в один из центров духовной жизни русской эмиграции.

Княгиня активно занималась творчеством — создавала эмали, общалась с художниками. Там же, во Франции, она написала книгу «Впечатления моей жизни». Умерла Мария Клавдиевна в 1928 году.

Даже вдали от родины Тенишева жила мыс лями только о России. В заключительной гла ве воспоминаний она писала: «Слепые, бес совестные люди... Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа — и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц. Разру шают то, что было сделано для этого народа с любовью, инициативой и большими денеж ными затратами. Сами-то они что могут дать народу? Да и любят ли они его действитель но? Не есть ли это просто желание показать себя, играть какую-то роль? И вот берутся учить тому, чего они сами еще хорошо не по нимают, до чего сами еще недоразвились... Они навеки будут проклинаемы мной...»

Работы Марии Тенишевой. Бронза, литье, эмаль

_____________
1 Вид декоративно-прикладного искусства с использованием художественной эмали.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.