Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

Чиновников попросили

02.06.2011 | Алякринская Наталья | № 18 (203) от 30 мая 2011 года

32-240.jpg
Шило на мыло. Замена профильных министров в советах директоров ведущих государственных компаний идет полным ходом. Инициированный президентом Дмитрием Медведевым процесс призван стать одной из мер улучшения инвестиционного климата в стране. Какого ждать результата — выяснял The New Times

В середине мая список кандидатов на замену был представлен Медведеву первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Однако, как повелось в последнее время, между правительством и администрацией главы государства уже начались разногласия по поводу отдельных кандидатур независимых директоров: «Администрация не утвердит представленный правительством список в полном объеме», — заявил помощник президента Аркадий Дворкович (но ни одной фамилии не назвал). Однако вице-премьер Шувалов подтвердил: все федеральные министры покинут советы директоров профильных акционерных компаний до 1 июля, а до 1 октября они, а также высокопоставленные чиновники администрации президента выйдут из советов директоров всех компаний, в которых состоят.

Капитализм для своих

Решение о том, что министров нужно убирать из руководства компаний, давно назрело, считает Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы: «Чиновники, работающие в советах директоров госкомпаний, сталкиваются с неизбежным конфликтом интересов: с одной стороны, они должны думать о прибыли компании, с другой — отстаивать позицию, выгодную государству. Это серьезная дилемма, и ее нужно разрешать именно назначением независимых директоров». По словам Гуриева, в мире не так уж много стран, где действующие чиновники, подобно их российским коллегам, заседают в советах директоров компаний: «Такое положение характерно для стран, где велика доля государства в экономике, — например, в Китае. Однако Россия все же имеет несколько другое политическое устройство, и наличие высокопоставленных функционеров в отечественных госкомпаниях выглядит странно».

Одно из главных последствий такого чиновничьего засилья — коррупция: «Наличие в советах директоров представителей государства — это еще один способ незаконного коррупционного обогащения, — констатирует Никита Кричевский, председатель экспертного совета «ОПОРы России». — Оно происходит не путем получения легальных выплат, а решением вопросов, в которых присутствует неформальная заинтересованность российской бюрократии». Чтобы избежать этой заинтересованности, нужно, чтобы назначенные директора работали на интересы государства, а не на интересы отдельных группировок во власти, дополняет политик, бывший первый вице-премьер правительства РФ Борис Немцов. Однако в вероятность этого он не верит: «Есть ощущение, что, ставя в «Газпром» Шредера* * В совет директоров «Газпрома» может войти бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, возглавляющий комитет акционеров компании Nord Stream — оператора проекта газопровода «Северный поток», который строится по инициативе «Газпрома» и должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря. , власти получают абсолютно управляемого и стопроцентно ангажированного человека, который будет заботиться не о «Газпроме», а о собственном бизнесе — компании Nord Stream и взаимоотношениях с Путиным».


При нынешнем политическом режиме «капитализм для приятелей» неистребим



Немцов уверен: при нынешнем политическом режиме «капитализм для приятелей» неистребим: «Россельхозбанк, Внешэкономбанк, Сибур, Газфонд и другие — это все структуры, которые находятся под контролем путинской группировки, и родственники премьера там давно пристроены»* * См. подробнее The New Times № 14 от 19 апреля 2010 года. . «Родственную» аффилированность власть и не пытается скрывать: уже известно, что 30-летний сын вице-премьера Сергея Иванова претендует на пост главы наблюдательного совета Россельхозбанка* * Ранее Сергей Иванов-младший занимал должность зампреда правления Газпромбанка. : ему предстоит трудиться бок о бок с председателем правления Россельхозбанка 34-летним Дмитрием Патрушевым, старшим сыном секретаря Совета безопасности и экс-главы ФСБ Николая Патрушева.

На встрече с президентом Игорь Шувалов посетовал, что круг кандидатов на замену чиновникам крайне узок. Приятно осознавать, что в этот «избранный» круг входят дети высокопоставленных родителей. Известный блогер и юрист Алексей Навальный считает, что через детей компании превращаются, по существу, в частную собственность чиновников. Однако Александр Некипелов, вице-президент Российской академии наук* * В настоящее время — и.о. председателя совета директоров «Роснефти» вместо Игоря Сечина. , не видит в «родственных» назначениях ничего зазорного: «Если человек — хороший специалист, то высокопоставленный родитель скомпрометировать его не может». Как бы то ни было, на следующий день после обнародования списка с фамилией Иванова-младшего из администрации президента прошла «утечка», что его кандидатуру Кремль не утвердит.

Недоумение экспертов вызывает и недавнее (от 16 мая) назначение Игоря Шувалова главой совета директоров ОАО «Всероссийский выставочный центр». И хотя 1 октября он должен быть переизбран, сам факт назначения — уж очень откровенная оплеуха президенту. Как, впрочем, и номинирование в совет директоров «Транснефти» г-на Матиаса Варнига (он пока руководит Nord Stream AG), в прошлом бывшего сотрудника Штази (спецслужбы ГДР) и, как говорят, хорошего товарища премьера Путина. Не стоит думать, однако, что в списках только скандальные кандидатуры: например, известный экономист Сергей Алексашенко выдвигается на пост главы совета директоров Объединенной зерновой компании (ОЗК) вместо нынешнего министра сельского хозяйства Елены Скрынник. Сам он от комментариев по этому поводу пока отказывается.
33_TAB-490.jpg
Нажмите, чтобы увеличить

Правила игры

Внося свое предложение о замене чиновников, Дмитрий Медведев мотивировал это необходимостью «исключить практику, когда профильные руководители правительства, а именно те, кто отвечает за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции». «Мера эта явно переоценивается, — уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — В России плохой инвестиционный климат не потому, что в крупных компаниях сидят чиновники, а потому, что традиционно сильны барьеры, которые сдерживают предпринимательскую активность: коррупция и незащищенность прав собственности». Александр Некипелов также сомневается в том, что инициатива президента поможет привлечь инвесторов: «Раньше инвесторы хорошо представляли: есть компании с серьезным государственным участием, где пост председателя совета директоров занимает представитель правительства с соответствующими правами и ответственностью. И тут приходит никому не известный, хотя, может быть, и очень профессиональный человек, чьи взаимоотношения с собственником не очень понятны. Вы бы этому человеку деньги доверили?» С ним согласен и Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: «В России установились определенные правила игры: если иностранный инвестор хочет зайти в страну, он должен договариваться с властью. Конечно, ему проще делать это напрямую — через влиятельных чиновников в госкорпорациях. Поэтому инвесторы всегда более охотно покупали бумаги госкомпаний. Они смотрят не на то, морально это или не морально, а на то, выгодно или невыгодно».

Директора вне закона

Сергей Гуриев, член наблюдательного совета Сбербанка, надеется, что заменой чиновников президент не ограничится и будут проведены так называемые оценки советов директоров. Делать это должны внешние консультанты. «В России такая практика крайне мало распространена, — сожалеет Гуриев. — Как следствие, акционеры не могут объективно оценить работу директоров». А Александр Некипелов считает, что ключевым фактором в успехе работы независимого директора является не чиновничья должность, а высокая компетенция: «Он должен как минимум знать азы финансового менеджмента, чтобы уметь считать прибыли и убытки. В противном случае ему будет очень сложно понимать, что происходит в компании».

Президентская инициатива — пустой звук, уверен Никита Кричевский: «Никакой нормативной базы по независимым директорам в России не существует. Мы сегодня не имеем фактически никаких критериев, по которым могли бы судить о соответствии той или иной кандидатуры должности независимого директора. Этим и объясняется нынешнее шараханье при выборе кандидатов». По словам Кричевского, два года назад Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) попыталась внести изменения в закон «Об акционерных обществах»: в частности, предлагалось изменение статей, касающихся правового статуса независимых директоров, оценки их компетентности и порядка их деятельности. Однако эти изменения не прошли, и сегодня в законе ровно ничего об этом не сказано.

Между тем, по замыслу правительства, отставками только министров перемены в советах директоров не ограничатся. 22 мая, после встречи с президентом, Игорь Шувалов заявил, что чиновники должны будут покинуть советы директоров более чем 1 тыс. компаний* * В России 1757 акционерных обществ со 100-процентным участием государства. . «Найдется ли такое количество независимых директоров, и за какой период эта инициатива может быть воплощена в жизнь, если срок поставлен 1 октября, на носу летние каникулы, а следом — подготовка к выборам? — задается вопросом Кричевский. — И что делать с региональными АО — например, с акционерным обществом «Татнефть», где председателем совета директоров трудится президент Республики Татарстан господин Минниханов?»

В подготовке материала принимала участие Маргарита Водянова







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.