#Культура

«Зеркало» не для всех

02.06.2011 | Галицкая Ольга | № 18 (203) от 30 мая 2011 года

Иваново пропагандирует авторское кино
52-01-490.jpg
Один из наиболее ярких фильмов «Зеркала» — «Туринская лошадь» венгра Белы Тарра

«Зеркало» не для всех.
В Иванове с 23 по 29 мая прошел 5-й международный кинофестиваль, получивший свое название в честь знаменитого фильма здешнего уроженца Андрея Тарковского. Он в очередной раз подтвердил репутацию смотра серьезного авторского кино


Реальной опасностью для фестиваля, носящего имя Тарковского, была почти неминуемая возможность превратиться в ритуальные камлания по поводу ушедшего гения, при том что он отнюдь не идол для поклонения, а мастер, чье творчество питает новых художников, совсем на него не похожих. Недаром о нем первом вспоминают кинокумиры нынешних дней: от Джонни Деппа, прославленного капитана Джека Воробья, до Ларса фон Триера, рассказавшего на каннской пресс-конференции, что истоки его нового шедевра «Меланхолия» нужно искать в творчестве русского режиссера.

«Парадокс в том, что именно в России Тарковский почему-то начал выпадать из поля актуальной культуры, — сказал новый программный директор «Зеркала» Алексей Медведев. — А ведь Тарковский — это не только духовность и метафизика, это еще интереснейшие формальные поиски. Он был человек, который владел спецификой жанрового кино на уровне «Звездных войн», его занимала до сих пор не решенная до конца проблема: можно ли гармонично соединить жанровое и авторское кино в одном произведении».

«Зеркало» показало, как отражают действительность, какой ее видят режиссеры конкурсных фильмов — их на этот раз было десять.

Добрый зритель

Ивановская публика оказалась не только доброжелательной и любознательной, но и на удивление хорошо подготовленной к встрече с авторским кинематографом. Если французский «Мамонт», грустная комедия о толстяке с тонкой душой, разъезжающем по Франции на мотоцикле, чтобы собрать недостающие документы для пенсионных льгот, не могла не радовать, поскольку главную роль сыграл Жерар Депардье, то с другими фильмами дело обстояло не так просто. «Броуновское движение» философствующей феминистки Нанук Леополд из Нидерландов — зрелище прекрасное визуально (оператор Франк ван ден Эйден), но мучительное своей звенящей пустотой. Полтора часа страданий нимфоманки Шарлотты (Сандра Хюллер), пытающейся при наличии любящего красавца-мужа и обожаемого сына исследовать собственную сексуальность с помощью случайно встреченных мужчин, уродливых, старых, но главное — каждый раз новых (привет «Дневной красавице» Луиса Бунюэля), показались нестерпимо долгими, но не отпугнули зрителей.
52-02-490.jpg
В «Дневниках Мусана» южнокорейский режиссер Пак Чун Бум рассказал о судьбе северокорейских беженцев в Сеуле

Пак Чун Бум, режиссер и актер «Дневников Мусана», был обрадован искренним интересом к драматической судьбе своего друга, которую он перенес на экран: его картина вызвала много споров. Некоторые критики почему-то не заметили в фильме глубоких размышлений о природе зла и насилия, о непротивлении, об эгоизме, о глубоком социальном расколе. Напротив, заподозрили южнокорейского режиссера в пропаганде процветающей Южной Кореи в укор тоталитарной Северной, хотя показанная в фильме жизнь беженцев пессимистична и безрадостна.

Герои испанского «Амадора» Фернандо Леона де Араноа — иммигранты из Латинской Америки. Беременная Марсела, работающая сиделкой, вынуждена скрывать, что ее подопечный умер, чтобы не лишиться мизерного заработка.

Мерткан из турецкого «Большинства» Серена Юдже подчиняется воле родителей и общественного мнения, бросает любимую девушку, ведь она курдской национальности, значит, враг. Еще страшнее «Канава» 44-летнего китайского режиссера Ван Бина — о том, как в 50-е годы тысячи граждан КНР были отправлены в трудовые лагеря в самом центре пустыни Гоби. По стилю и сути это «Котлован» Андрея Платонова, только в реалиях китайской истории.

Классически совершенной выглядит тотальная горечь бытия, воплощенная в «Туринской лошади», за которую венгерский гений Бела Тарр получил главный приз в Берлине.

Печальный образ действительности — характерная черта авторского кино, оказывается, не только в нашем кинематографе. Честность и бескомпромиссность авторов, казалось бы, могли вогнать зрителей в беспросветную тоску, но вот парадокс — признаки настоящего искусства не дают впасть в уныние.

Отзывчивые звезды

Президент «Зеркала» Павел Лунгин, сменивший на этом посту Инну Чурикову, уверен, что имя Тарковского служит паролем для самых звездных гостей, они легко отзываются на приглашение в неведомое им Иваново. В прежние годы сюда приезжали Йос Стеллинг, Тео Ангелопулос, Фэй Данауэй, а на этот раз председателем жюри согласился стать известный британский актер Райф Файнс, премьер шекспировского театра, дважды номинант «Оскара» и вообще мировая знаменитость.

К своим обязанностям председателя жюри Файнс отнесся невероятно ответственно. Добросовестно отсматривал конкурс вместе со зрителями, делая пометки в блокноте, сердился, когда случались технические сбои, расспрашивал организаторов о русских режиссерах. Особенно его заинтересовал фильм «Иванов» с Алексеем Серебряковым из российской программы «Свои». Несколько лет назад Файнс сыграл главную роль в этой чеховской пьесе, а сейчас репетирует Астрова в «Дяде Ване» в постановке шекспировского Королевского театра. В России он получил еще два предложения участвовать в фильмах по русской классике. Павел Лунгин позвал его в свою современную версию «Пиковой дамы», а Вера Глаголева страстно мечтает, чтобы Файнс сыграл Ракитина в ее экранизации тургеневского «Месяца в деревне».

Мечта киномана

При таком интересе к кино, который обнаружился в Иваново, особенно досадно, что в городе нет фестивального центра. Впрочем, его нет и в Москве. Зато автомобильные пробки и плохие дороги есть повсюду. В Иванове приходилось целый день колесить из одного конца города в другой. Возглавлявший оргкомитет фестиваля губернатор Ивановской области Михаил Мень, чей отец, священник Александр Мень, учился когда-то в одной школе с Андреем Тарковским, обещает, что инфраструктуру будут налаживать. И совсем скоро Иваново станет сбывшейся мечтой киноманов.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.