#Культура

Кукольный дом

02.06.2011 | Людмила Иванова, Санкт-Петербург | № 18 (203) от 30 мая 2011 года

Световые коробочки Марины Алексеевой
56-01-490.jpg
Лайтбокс «Метро». Всмотритесь в пассажиров, и тема игрушечной не покажется

Кукольный дом.
Работы петербургской художницы Марины Алексеевой произвели фурор на Международной выставке-ярмарке современного искусства Viennafair. Световые коробочки с загадочными голографическими персонажами в реальном интерьере — в чем их магия? — узнавал The New Times


Лайтбокс — это воспоминание о девчоночьих «секретиках», из подручных средств созданной красоты и тайны, и любовь к игре привычными понятиями, когда «далеко» вдруг становится близко, а «снаружи» оказывается внутри. Первый эксперимент прошел в Германии. На огромном пшеничном поле Марина сделала множество «секретиков» с репродукциями картин Шишкина, с дремучими лесами и заснеженными елками. А увлечение малыми формами началось со стула, вернее, стульчика. Вырезала из бумаги, склеила, поставила в коробку. Первое время это была лишь забава — объекты-поделки, внешне похожие на театральный макет или кукольный домик из самых неожиданных материалов и средств — то ли большой «секретик», то ли маленькая диорама.

Жизнь в коробке

Скоро интерьеры из игрушечных фантазий превратились в место события. Спальня бывшего хиппи, бомжатник, светская кухня, храмы всех мировых религий, разные музеи, государственные учреждения, от минобороны до тюрьмы…
56-02-490.jpg
Лайтбокс «Комната художника»

А потом к Марине присоединился ее муж Борис Казаков, известный в Питере андеграундный кинематографист. В домиках появился видеоряд. Стал показывать телевизор, в купе поезда проносился за окнами пейзаж. Новый этап начался, когда Марина познакомилась с инженером Сергеем Карловым — ему понравились художественные идеи Алексеевой, и он придумал специальное покрытие для стекла, на которое мини-проектором передается изображение. Так в черных строгих боксах появился мультипликационный персонаж со своим голосом и мелодией, персонаж-призрак, который двигается.

Делается все это долго и трудно. Надо придумать и создать интерьер, снять видео, а сложнее всего — техническая часть, все эти диоды и прочее. Готовые работы — чудесные, светящиеся, «живые» коробочки — у Марины не задерживаются, сразу уходят. В музеи, частные коллекции, на выставки. Они пользуются сумасшедшей популярностью. Выставлять свои произведения на выставках-ярмарках Алексеева доверяет тезке — петербургской галеристке Марине Гисич. В феврале на знаменитой выставке-ярмарке ARCO в Мадриде работы Алексеевой приобрели Фонд современного искусства Барселоны, Аргентинский фонд современного искусства, купили коллекционеры из Лондона и один испанский художник. До этого загадочные домики покорили Москву. На ярмарке «Арт-Москва» к объектам Алексеевой выстраивались длинные очереди. Элтон Джон купил лайтбокс по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского — именно от него на выставке в Мультимедиа Арт Музее пришел в восторг президент Медведев, восхитившийся «наукоемким искусством».

56-04-240.jpg
«Девочки». Инсталляция
Деревня художников

Марина занимается не только «коробочками». В апреле они с Борисом Казаковым за проект «Маршрутка» получили премию Сергея Курехина «Поп-механика» в номинации «Искусство в общественном пространстве» — за поиск новых форм взаимодействия искусств, провокационность, импровизацию и непредсказуемость творческого результата. Многие ее работы — живопись, скульптура (теперь вот и лайтбоксы) — есть в Русском музее, Московском музее современного искусства, в галерее имени Айвазовского в Феодосии, в музеях и частных коллекциях Европы и Америки. Сегодняшняя популярность, однако, заставила ее многим пожертвовать — на время отложить выставки в родном городе, собственную галерею, журнал. Дом, в конце концов, знаменитый дом на Новосельковской улице, 16, — адрес «медиахолдинга» «Сельская жизнь».

Дом этот — часть деревни художников в Коломягах близ Санкт-Петербурга. В 90-е в нескольких домах, разбросанных по бывшему дачному району, поселились живописцы и скульпторы. В 2010-м в Манеже была выставка «Деревни художников», где главным экспонатом стал зеленый газон, придуманный Мариной.

56-03-240.jpg
Такой художница представляет себя
Сегодня в Коломягах зелени все меньше, идет большая стройка. Но столетний деревянный дом (между прочим, бывший дом гробовщика) выглядит куда убедительнее игрушечных коттеджей комфорт-класса.

В самой большой комнате с лепниной и черным роялем, спасенным из перепрофилированного в ресторан кинотеатра «Титан», располагается некоммерческая галерея «Сельская жизнь». Под окнами дома — постоянная экспозиция произведений разных художников. Среди диковинных абстракций выделяются красные головки роз выше человеческого роста из эпоксидной смолы — работа берлинского художника Сергея Александра Дотта.

В доме всегда полно народу. Здесь любят бывать художники, киношники, музыканты. Летом среди дубов и сирени устраивают мини-фестивали на открытом воздухе, кинопоказы на простынях.

Марина — еще и издатель журнала «Сельская жизнь». Стильный художественный журнал, в котором нет колонки редактора, но есть оригинальные авторские тексты, прекрасные репродукции и даже DVD. Все номера тематические: о Москве, о любви, о животных…

К животным в этом доме особо трепетное отношение. Однажды Борис отбил у ворон раненого бельчонка и принес домой — в общем, умирать. Но бельчонок умирать не захотел, ожил и поселился на веранде под именем Толик. Через год его отнесли в лес. А белка стала тотемом Марины — в Эрмитаже состоялась выставка ее монохромных работ «Черная белка».

Так и живут — на арендованной территории, но по-хозяйски. И не понять, где у них быт, а где искусство.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.