Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#История

Обратная сторона войны

03.06.2011 | Александр Шаталов | № 18 (203) от 30 мая 2011 года

Вышла книга знаменитого фотографа Роберта Капы
58-01-490.jpg
Испанские изгнанники-республиканцы во Франции. 1939

Обратная сторона войны. На русском языке вышла книга воспоминаний одного из самых знаменитых фоторепортеров ХХ века американца Роберта Капы «Скрытая перспектива» — взгляд на Вторую мировую войну со стороны союзников, открывающий малоизвестные страницы жизни второго фронта

Роберт Капа стал первым американским фоторепортером, погибшим во Вьетнаме: в мае 1954-го подорвался на противопехотной мине, снимая операцию французских солдат против северовьетнамских партизан. «Если снимок не получился, значит, вы недостаточно близко подошли», — говорил он. Все его фотографии всегда были сняты на передовой, лицом к лицу с трагедией, в них всегда обжигало дыхание войны.

58-240.jpg
Роберт Капа. «Скрытая перспектива».
Издательство «Клаудберри», СПб, 2011
Фотография и проза

Нам катастрофически не хватает актуальных западных книг на русском языке. Не банальной беллетристики, а именно «установочных» книг, тех, которые должен знать каждый интеллектуал — подобных изданной ныне «Скрытой перспективе». С одной стороны, это классическая книга о фотографии, написанная выдающимся фотографом. С другой — очень хорошая проза, которая к фотографии имеет, можно сказать, косвенное отношение.

Роберт Капа (настоящее имя Эндре Фридман) мечтал быть журналистом и писателем. В 17 лет его выслали из Венгрии за революционные настроения. Он очутился в Германии, где стал изучать журналистику и социологию. Случайно устроился лаборантом в фотоагентство «Дефот» — там и зародилась его страсть к фотографии. В 1932-м состоялся его первый репортаж — съемка митинга в Копенгагене, где он фотографировал Троцкого. Он сделал тогда сенсационные фотографии. С тех пор в его работах сохранилась главная особенность — он всегда не просто свидетель, а как будто участник событий, так силен эффект присутствия.

Когда в Германии оставаться было нельзя, он отправился завоевывать Новый Свет, уже под псевдонимом Роберт Капа, придуманным его возлюбленной Гердой Таро. В 1937 году она погибла под гусеницами танка в Испании, где также была фоторепортером… На гражданской войне в Испании Капа сделал свой, наверное, самый знаменитый снимок — «Смерть республиканца». В камеру репортера попал момент, когда ополченец падает, сраженный пулей противника.

Разные стороны войны

«Скрытая перспектива» начинается с рассказа о том, как ранним утром автор получает три письма. Два из них напоминают о долге за электричество и запрете выезжать из Нью-Йорка, третье — из редакции журнала Collier, о том, что редакция считает его гениальным военным фотографом и срочно нуждается в его услугах. Завязка книги — как начало приключенческого романа. Идет 1942 год. Выполняя заказы разных изданий, Капа сумел посмотреть на Вторую мировую с разных сторон: он снимал в Англии, в Северной Африке, в Италии, Франции и Германии. Именно по его фотоснимкам Америка узнавала о том, что происходило на фронте. «Если уж участвовать в этих похоронах, поклялся я себе, то не в роли постороннего», — замечает автор в начале книги, когда фотографирует погибших летчиков.
58-02-490.jpg
Смерть республиканца. Испания, 1936

Можно сказать, это был его главный принцип: всюду, где он оказывался, Капа всегда становился своим. Биография фотографа — сама почти кино (кстати, он мечтал, чтобы по его книге был снят фильм). Дружба с Хемингуэем (он называл его, как многие, Папой, что приводило к курьезам: когда он навещал писателя в госпитале, местный персонал стал называть его «мистером Каппой Хемингуэем») и Стейнбеком, роман с Ингрид Бергман (на которой он должен был жениться), создание, совместно с Картье-Брессоном, легендарного агентства Magnum.

Джон Стейнбек писал: «Капа знал, что искать и что делать с находками. Он понимал, например, что невозможно сфотографировать войну, потому что война — это прежде всего внутреннее состояние, эмоция. Но он снимал проявление этого внутреннего состояния. Например, тот ужас, который испытывал целый народ, он показывал отображенным на лице ребенка…»
58-03-490.jpg
Место гибели Роберта Капы во вьетнамской провинции Тхайбинь

«Скрытая перспектива» написана ироничным языком — именно ирония, умение подметить точные и смешные детали, отличает его авторский почерк. На линии фронта группа журналистов, среди которых были Капа и Хемингуэй, попала под обстрел. Волна от удара бомбы подкинула писателя и бросила в канаву. Но Хемингуэй вскочил и яростно побежал к спрятавшемуся в укрытии фотографу: «Не столько из-за немцев, — иронично отмечает Капа, — сколько из-за того, что я в критический момент бездействовал, вместо того чтобы заполучить шанс первым сделать снимки бездыханного тела знаменитого писателя».

Благодаря его снимкам и точным, емким описаниям мы можем составить себе четкое представление о боевых действиях второго фронта, о войне в Сахаре и Италии, о высадке в Нормандии, об освобождении американскими войсками Парижа. И о самом авторе — невероятно наблюдательном, все видящем и понимающем, фантастически талантливом.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.