Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

На графских развалинах

14.07.2008 | Александров Николай | № 28 от 14 июля 2008 года

Вышли в свет «Мемуары» Сен-Симона

Два Сен-Симона. В серии «Литературные памятники» увидели свет «Мемуары» Сен-Симона. Однако не того, который известен всем по советскому образованию как социалист-утопист. В разнице между двумя Сен-Симонами разбирался The New Times

Вставайте, граф, вас ждут великие дела», — говорят, именно такой фразой гувернер будил по утрам Клода Анри де Рувруа графа де Сен-Симона в ту золотую пору, когда он возрастал в своем наследственном замке на севере Франции и внимал урокам знаменитого д’Аламбера.

Однако не с этим афоризмом у большинства ассоциируется имя человека, род которого, по легенде, восходил аж к Карлу Великому: один из предков Сен-Симона, рыцарь Матье де Рувруа принадлежал к графскому роду Вермандуа, который, в свою очередь, вел свое происхождение от короля Италии Бернгарда, внука Карла Великого. С Карлом Великим, впрочем, имя Сен-Симона тоже ассоциируется менее всего. А вот школьный учебник, социалистический утопизм, ленинские «три источника, три составные части» вспоминаются сразу. Между тем личность Клода СенСимона едва ли не ярче его учения.

Сен-Симон Первый

В том, что его «ждут великие дела», СенСимон не сомневался, по крайней мере, с тринадцатилетнего возраста, когда объявил, что не верит в религиозные таинства и отказался от первого причастия. Однако поначалу его ждала всего лишь армейская служба и скучная гарнизонная жизнь. Тянулась она три года. А дальше Сен-Симон отправляется в Америку в составе французского экспедиционного корпуса отстаивать независимость Северо-Американских Соединенных Штатов. Он служит под началом Вашингтона, получает орден за храбрость и возвращается героем во Францию. Экспедиция в Америку как будто пробудила в нем дух предпринимательства и прожектерства. Он едет в Голландию, где пытается организовать экспедицию для освобождения Индии от англичан. В Испании выступает с проектом канала, который должен соединить Мадрид с морем. Во Франции занимается спекуляциями землей и зарабатывает огромное состояние.

Позднее он с таким же энтузиазмом бросился в научно-философскую публицистику, писал о реорганизации Европы, об индустриалахпромышленниках и промышленной системе, о новой религии, грядущем золотом веке, прогрессе, равенстве и свободе. Этот человек, который заявил, что Франция ничего не потеряет, если вдруг волшебным образом бесследно исчезнут члены королевской фамилии, а заодно все аристократы, высшие чиновники, священники, сам с легкостью расстался с графским титулом и аристократической фамилией, приняв имя Боном (Простак). С такой же легкостью он растратил огромное состояние, и «труды своей жизни», как сам он оценивал собственные сочинения, писал в бедности, живя на иждивении своего бывшего слуги.

Другой Сен-Симон

Мог ли представить себе другой Сен-Симон — герцог Луи де Сен-Симон, придворный короля Людовика XIV, когда писал свои «Мемуары» в назидание грядущим поколениям, что один из его родственников и носителей славной фамилии с таким пренебрежением отнесется ко всему, чем гордился хроникер правления «короля-солнце». Луи де СенСимон скончался за пять лет до появления на свет Клода Анри де Сен-Симона, но кажется, что их разделяет как минимум столетие.

В своих подробнейших, обширнейших мемуарах Луи де Сен-Симон в деталях и частностях следит за ходом придворной жизни. Именно эта жизнь исполнена для него значения, ей он отдает свои силы, творческие в том числе. Однако придворный протокол, интриги, борьба интересов, самолюбий, столь тщательно описанные Сен-Симоном, привлекают его внимание не случайно. Здесь он видит движение и свершение истории. Моралист и ревностный католик, с детства внимательно изучавший генеалогию своего рода, Луи де Сен-Симон ставку в преобразовании французского государства сделал на вождей французской аристократии. Тон повествования герцога де Сен-Симона порой не может не раздражать простого читателя, не ищущего ценных сведений из истории Франции рубежа XVII—XVIII столетий, а читающего книгу из любопытства. Понятно, какое раздражение могли вызвать «Мемуары», когда впервые появились в русском переводе в 1899 году. Не только аристократизм Луи де Сен-Симона, но и идеи Клода Анри де СенСимона, его надежды на постепенное преобразование общества казались давно устаревшими и изжившими себя.

Уроки сен-симонианства

Меньше чем два десятилетия спустя Россия будет с успехом избавляться от членов царской фамилии, аристократов, высших чиновников, священников, и нельзя сказать, вопреки скептическому замечанию утописта, что страна ничего не потеряла в результате. Впрочем, знаменитый утопист вряд ли предполагал, чему послужат его идеи и какая новая идеология будет приближать наступление золотого века...

Однако и это уже в прошлом. Нынешнее переиздание «Мемуаров» Луи де Сен-Симона невольно заставляет иначе взглянуть на обоих Сен-Симонов: и на того, в ком дух приключений, предпринимательства и прожектерства развился до утопических высот, и на того, кто, веря в «порядок и правду», отстаивал историческое значение аристократии. В свете постоянных дискуссий об олигархахпредпринимателях или о необходимости создания «новой элиты» все это приобретает особую актуальность.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.