Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

#Суд и тюрьма

Аэроутка

14.07.2008 | Воронов Владимир | № 28 от 14 июля 2008 года

Отечественные агентства с помпой сообщили: наконец-то состоялся успешный испытательный полет первого опытного образца нового боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор». И это, по словам гендиректора холдинга «Вертолеты России», поистине «знаковое событие для российского вертолетостроения».

Еще бы не знаковое, раз полетели! Но, порывшись в справочниках, поклонники авиации узнают, что на самом деле первый испытательный полет «Аллигатора» состоялся вовсе не сейчас, а 25 июня 1997 года. С тех пор Ка-52 завсегдатай всевозможных авиасалонов, на которых про него всегда вещалось одно и то же: впервые, уникальный, лучший в мире, самый супер-пупер, не имеющий аналогов, мощнейший из ударных, ударнейший из мощнейших и прочая и прочая. Свыше 10 лет в воздухе — и все равно «впервые»! Охотно верю, что наши чудо-богатыри, получив эти чудо-вертолеты, станут непобедимыми. Однако некий червь сомнения все же гложет: войска и так «получают» эту новинку уже не первую пятилетку. Прошерстив газетные подшивки, можно почитать, например, как еще в 2003 году командование ВВС публично и клятвенно обещало urbi et orbi: честное пионерское, «Аллигатор» будет в армии к 2004 году! Наступил искомый 2004-й, и авиаторов снова радуют: парни, на сей раз все уже по-настоящему, честное-пречестное, скоро завершим испытания и в 2006-м начнем печь Ка-52 как блины. Затем снова тишина — до какого-нибудь очередного авиашоу, чтобы на вираже лихо выдать развесившей уши публике свежую порцию: «Новый! Вотвот! Ждите!..»

Бедный, конечно, «Аллигатор», только ведь точно такая же невеселая история уже была с его старшим собратом, «Черной акулой» Ка-50. А уж как тот вертолет отчаянно пиарили, даже боевик сделали со всемогущей «Черной акулой» в главной роли. Даже приняли ее на вооружение президентским указом в 1995-м... Ага, как же, приняли: в прошлом году было целых три таких машины! Которые войска в глаза не видели, так ведь обещают еще целых двенадцать штук сделать — году так к 2015-му. Столь же «многообещающе» и приключение учебно-боевого самолета Як-130: без него — ну просто никак, потому его грозились принять на вооружение аж к... 1994 году. Принимают по сей день. А ныне из уст главкома ВВС Александра Зелина летчики вдруг узнают, что на новинку вообще нечего губу раскатывать: серийное производство планируется «на период после 2015 года». Так что еще не одному поколению начинающих пилотов придется с риском для жизни осваивать небо на стареньких Л-39, спроектированных сорок лет назад. И так до бесконечности, поскольку эту заунывную сагу можно сложить едва ли не обо всех образцах вооружения, безнадежно устаревающих за время многолетних плутаний по казенным тропам «из варяг в греки».

Есть такая байка: президент США Джимми Картер встревожился, узнав, что в Советском Союзе создан новый боевой вертолет. Но его успокоил мудрый Збигнев Бжезинский: не стоит волноваться, господин президент, даже если это и супервертолет — русские военные столь косны, что все равно его не примут на вооружение. Прошли десятилетия, а приписываемые Бжезинскому слова столь же актуальны. Впрочем, может, проблема вовсе не в генеральской косности, реальной или мифической, да и новинки на деле вовсе не столь чудесны — об этом пусть спорят эксперты. Просто грустно наблюдать, как отцы-командиры кормят армию пятилетками обещаний: иной раз уж лучше молчать, чем говорить. Впрочем, отчего бы и не поговорить, хотя бы и о «супероружии», раз за это нескончаемое дежавю все равно никто не отвечает.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.