#Главное

Конечная остановка — Прага

23.05.2011 | № 17 (202) от 23 мая 2011 года

Выпускник ГУВШЭ получил диплом и уехал

14-1.jpgВ самолет до Праги владелец хостинговой компании НКВД.pro Алексей Терентьев сел на следующий день после получения диплома в Высшей школе экономики. Уже год 22-летний бизнесмен живет в Чехии и возвращаться в Россию не собирается. Рассказ эмигранта записал The New Times

Каждому здравомыслящему человеку свойственно думать о своем будущем. Бизнесмены в большинстве своем люди именно здравомыслящие, поэтому в 2009 году, когда моя интернет-компания была еще недостаточно большой, чтобы ею интересовались рейдеры в погонах и без, но уже достаточно заметной, чтобы ею интересовались в принципе, возникло вполне естественное желание снизить потенциальные риски и для нее, и для себя.

Чешский выход

К тому времени я уже несколько раз бывал в Чехии: дешево, спокойно, ясные законы — в том числе те, что регулируют создание своего ООО. По чешскому законодательству не обязательно быть резидентом, чтобы купить в этой стране квартиру или основать свою фирму. Фирма у меня появилась быстро — для ее регистрации потребовалось € 2 тыс., переданные в руки специалистов по созданию юрлиц (так называемые «открывашки»), и несколько официальных российских и чешских бумажек — например, об отсутствии судимостей из МВД. Следующий этап — получение бизнес-визы. Она дает право просить вид на жительство, который потом, если быть законопослушным гостем страны и аккуратным налогоплательщиком, можно поменять на ПМЖ. А после, если небо будет к вам благосклонно, на гражданство.

Получить бизнес-визу Чешской Республики российскому гражданину было невероятно сложно уже несколько лет назад, а сейчас ее дают только серьезным инвесторам, готовым вложить действительно большие деньги в экономику страны. Конкретного финансового порога, как в Англии, нет, но при собеседовании вопрос о планируемых вложениях в бизнес обязательно задают. Даже при наличии своей фирмы на территории Чехии в бизнес-визе вам с большой вероятностью могут отказать, если дело не требует вашего постоянного присутствия здесь. В 2009 году в посольство Чехии в России с просьбой о такой визе соваться уже не имело смысла, особенно в двадцать лет и без особых финансовых накоплений. Однако эту преграду обойти можно — даже если ты россиянин, запросить чешскую бизнес-визу можно в чешском консульстве любой страны мира. Получив обычный туристический шенген, я поехал в Хельсинки и подал пакет документов на свою фирму в чешское диппредставительство в Финляндии, спустя 2 месяца меня пригласили встретиться с консулом Чехии и Хельсинки. Дипломат задал пару формальных вопросов, удивился юному возрасту и сказал, что в течение еще одного месяца будет принято решение по моему вопросу. Летом 2010 года я защитил диплом журфака ВШЭ и чуть ли не на следующий день улетел в Прагу по полученной в Финляндии чешской бизнес-визе.

Прошло полгода, и я продолжаю убеждаться, что, несмотря на тоску по близким и сложности «жизни с чистого листа», поступил правильно. Моя компания — «Народный комиссариат виртуальных дел» — в этом году празднует пятилетие и с удовольствием платит налоги чешскому государству, зная, что эти деньги идут не в карманы партии жуликов и воров, а на образование и социальную сферу. Наш бизнес: регистрация доменов, аренда серверов, хостинг. Принципиальная позиция — все наши серверы размещены за пределами России. Мы являемся как бы контрагентами, соединяя русскоговорящих заказчиков с лучшими дата-центрами Европы, США, Канады, Азии. Наши клиенты получают поддержку на русском языке и возможность платить российскими электронными деньгами.

Выбор паспорта

Двойное гражданство Чехия не разрешает, поэтому каждый решает сам для себя, есть ли смысл стремиться к получению чешского паспорта или же лучше остаться с отечественным. Я для себя решил, что отказываться от российского гражданства мне будет слишком неприятно, а просить российскую визу ради того, чтобы проведать родных, как-то противоестественно. По сути, гражданство отличается от постоянного места жительства лишь тем, что первое дает возможность выбирать и быть избранным. С другой стороны, оно избавляет предпринимателя от сомнительного удовольствия познакомиться с басманным правосудием.

Непосредственно моей компании с рейдерами в погонах сталкиваться, к счастью, не доводилось, хотя не надо думать, что рынок интернет-услуг живет по каким-то другим законам, чем вся остальная страна. Захватывают же не только таких монстров, как ЮКОС Ходорковского или «Евросеть» Чичваркина, достаточно вспомнить историю с милицейским наездом на крупнейший российский дата-центр, компанию «Агава». К нашей компании с разными вопросами тоже периодически обращаются из МВД или ФСБ, когда речь идет о розыске ДДОС-еров или взломщиков кредитных карт. Как и в случае с «Яндексом», когда их запросили о жертвователях на проект Алексея Навального, мы по закону не имеем права игнорировать официальные запросы от следственных органов. Но даже на такие запросы как-то спокойнее отвечать из Чехии. Когда пропадает фактор, что в любой день тебя могут пригласить на Лубянку, работается проще, поэтому более половины наших сотрудников живет за пределами России. А я после переезда все больше думаю о том, чтобы окончательно интегрироваться в европейский рынок. Сейчас разрабатываем проект на чешском языке, подумываем о выходе на немецкий рынок.

Стоит отметить, что чешское иммиграционное законодательство ужесточается с каждым годом. Граждане России, Украины и Казахстана получают отказы даже при реально работающих фирмах. Это связано, прежде всего, с мощной украинской иммиграцией, начавшейся еще в девяностые годы. Самая многочисленная группа иммигрантов в Чехии — именно украинцы, официально их уже более 100 тысяч. Второе место занимают оставшиеся после разделения страны словаки, далее следуют вьетнамцы и русские. Причем наших соотечественников видно и, естественно, слышно издалека. Так что опасения чехов можно понять, у них перед глазами пример Карловых Вар — сюда я езжу тогда, когда тоска по родине становится совсем невыносимой. Чехов в этом городе почти не видно, вся недвижимость в историческом центре, включая рестораны, отели — принадлежит русским, конкуренции с которыми не выдержали даже арабские шейхи, державшие бизнес в этом городе еще лет 10 назад. В Чехии популярен такой анекдот: президент Вацлав Клаус обсуждает с Владимиром Путиным вопрос размещения американских ПРО. Путин предупреждает: «В ответ мы будем бомбить Прагу». Клаус парирует: «Ок. Тогда мы займем Карловы Вары».








×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.