#Родное

Слияние двух «Россий»

24.05.2011 | № 17 (202) от 23 мая 2011 года

Сергея Миронова слили вместе с партией

22-1.jpg
Обновленные правые во главе с Михаилом Прохоровым попытаются дотянуться до Государственной думы следующего созыва вопреки усилиям Народного фронта Владимира Путина
Партийный передел. Депутаты петербургского Законодательного собрания отозвали Сергея Миронова из Совета Федерации. Следующий акт — слияние двух «Россий»: «Справедливой» и «Единой». Место уходящих с политической сцены «эсеров» призвано занять «Правое дело» во главе с Михаилом Прохоровым, которое, впрочем, тоже поменяет название. За перекройкой партийной карты с интересом наблюдал The New Times

Если перефразировать знаменитую фразу с фамильного герба военного министра времен Александра I Алексея Аракчеева, Миронов — с лестью предан. От отставки спикера Совета Федерации не спасла даже старая дружба с премьером Владимиром Путиным, с которым они познакомились еще в первой половине 90-х, когда бывший геолог Сергей Миронов стал вице-спикером петербургского Заксобрания, где курировал отношения с мэрией. Владимир Путин в это время отвечал в администрации Анатолия Собчака за контакты с городским парламентом. После прихода в Кремль Путин сделал лидера «Справедливой России» своим комиссаром в верхней палате Федерального собрания, отвечающим за наведение в нем «порядка» и встраивание его в вертикаль. В 2001 году случилась реформа Совфеда, в том же году палату возглавил Миронов, и именно при нем Совет Федерации, в годы правления Бориса Ельцина конкурировавший по влиятельности с Государственной думой (вспомнить хотя бы историю с отставкой генпрокурора Скуратова), превратился в синекуру для отставников «союзного» значения, разновидность почетной пенсии.

Преданный соратник

Экс-председатель Совфеда всегда был одним из самых преданных и последовательных сторонников Владимира Путина, выполнявшим деликатные и зачастую не слишком почетные поручения национального лидера. Во время президентских выборов 2003 года, например, Миронов выдвинул свою кандидатуру, чтобы подстраховать Путина на случай попытки оппозиционных кандидатов сорвать выборы, сняв свои кандидатуры. В 2007 году Миронов был уже ключевым участником операции прикрытия и спикером по теме «Третий срок Владимира Путина», помогая патрону не стать «хромой уткой» раньше времени.

Тем неожиданнее нынешняя отставка, ведь аппаратный стиль премьера известен — он своих не бросает. Но, по информации The New Times, едва над Мироновым нависла угроза отставки, как премьер отстранился от ситуации, шаг в шаг повторив свои действия в дни войны президента Дмитрия Медведева с мэром Москвы Юрием Лужковым. Источник в руководстве партии рассказал The New Times, что после выступления на митинге 1 мая, на котором Миронов обрушился с критикой на петербургскую администрацию Валентины Матвиенко, что стало поводом для его отзыва из Совфеда, губернатор Северной столицы сначала безуспешно звонила самому Миронову, затем — новому лидеру партии Николаю Левичеву, а в конце концов пожаловалась на спикера главному кремлевскому идеологу Владиславу Суркову. Сурков, отношения с которым у Миронова резко испортились еще в 2006 году, когда была создана «Справедливая Россия», сказал Матвиенко примерно следующее: «Если вам не нравится выступление Миронова, отзовите его, ведь Заксобрание вы контролируете». Матвиенко услышала, дала отмашку спикеру Закса Вадиму Тюльпанову, и питерские депутаты инициировали отзыв Миронова. Впрочем, «Единая Россия» не в первый раз угрожала отозвать Миронова, используя свой контроль над питерским Заксом. Вопрос: почему в этот раз за него не заступился Владимир Путин, как он делал это прежде?

The New Times писал, что в Белом доме обеспокоены падающим рейтингом «Единой России» и понимают: одним созданием Народного фронта спасти парламентскую кампанию не удастся — ведь в бюллетенях все равно будет значиться поднадоевшая электорату ЕР. Поднять рейтинг партии можно было бы чисто технически: слив «Единую» и «Справедливую»**См. The New Times № 15 от 25 апреля 2011 года и № 16 от 16 мая 2011 года. В рамках подготовки к партийному слиянию, которое может случиться в августе-сентябре, Миронову предложили выбирать: либо партия, либо еще один срок в Совете Федерации. Спикер выбрал Совфед и 16 апреля покинул должность председателя «Справедливой России», возглавив Палату депутатов — декоративный партийный орган с аппаратом из трех человек. Однако все полномочия и контроль над партийными структурами Миронов сохранил, что, по словам собеседника The New Times в президентской администрации, было воспринято как попытка «кинуть», лишь формально выполнив требование об уходе.

«Для Кремля наша кадровая ротация стала полной неожиданностью», — опровергает эту версию новый лидер партии, старый друг и одноклассник Миронова Николай Левичев. По иронии судьбы, штаб «Справедливой России», в котором Левичев давал интервью автору The New Times, занимает два этажа в здании группы «ОНЭКСИМ» на Тверском бульваре, владелец которой Михаил Прохоров заявил о намерении возглавить партию «Правое дело». 20 мая состоится политсовет ПД, на котором формально будет одобрено избрание нового лидера, а в конце июня — съезд, на котором будет принято решение не только об избрании Прохорова единоличным председателем «правых», но и о полном ребрендинге партии. Так, по информации The New Times, в названии партии может появиться слово «свобода», что окончательно похоронит надежды на регистрацию Партии народной свободы, которую пытаются раскрутить «несистемные оппозиционеры» Борис Немцов, Михаил Касьянов и Владимир Рыжков. И если оценить электоральный вес Прохорова никто из политологов пока не берется (олигарх всегда дистанцировался от политики и ни в одной избирательной кампании не участвовал), то его финансовый вес и место в списке Forbes предполагают, что новая структура будет в состоянии как минимум получить 2 мандата в Государственной думе (для этого надо набрать 5%), а возможно, даже сумеет сформировать свою фракцию, преодолев семипроцентный барьер. Окончательно ворота партии Прохорова в Думу может открыть как раз уничтожение «Справедливой России», хотя в самой партии пока категорически отрицают возможность альянса с «ЕдРом».

Туманное будущее

«После мартовских выборов стало понятно: в большинстве регионов единороссы не набирают даже 50%, а в Петербурге после кошмарной зимы их рейтинг стал валиться катастрофическими темпами», — находит свои причины отзыва Миронова из Совфеда Николай Левичев. По его мнению, ЕР могла потерпеть на декабрьских выборах в Заксобрание города «сокрушительное фиаско», если бы Миронов возглавил список «эсеров». Сам Миронов на пресс-конференции 19 мая оценил рейтинг партии власти в Петербурге в 12%, а в ходе заседания Заксобрания, на котором депутаты голосовали за его отзыв, пообещал вернуться в этот зал в декабре, чтобы поздравить однопартийцев с победой на городских выборах. Шеф-редактор портала Kreml.org Павел Данилин косвенно подтверждает: «Миронов ставил на Питер, он хотел довести там результат СР хотя бы до 30% на ближайших выборах в горсобрание и таким образом гарантировать себе назначение в Совет Федерации. Отсюда и агрессивная риторика, которая вызывала раздражение не только в Смольном и Таврическом дворце, но и в Москве на уровне федерального руководства, иначе никакой отставки бы не случилось». По его словам, федеральное руководство стремится поддержать ЕР накануне большого электорального цикла. Сотрудник аппарата правящей партии уточняет: главный урон для Миронова — это утрата административных возможностей накануне выборов, которые давал контроль над Совфедом: доступ к СМИ, спецтранспорт, спецсвязь, закрепленный самолет авиакомпании «Россия», возможность трудоустраивать партийных функционеров в аппарат Совфеда.

Партийцы уже чувствуют скорую кончину «Справедливой России»: первыми Миронова предали депутаты фракции в питерском Заксе, поддержавшие его отзыв. Следом — из партии вышла депутат Госдумы Эльмира Глубоковская, заявив, что вступает в Народный фронт Владимира Путина. «Глубоковская вышла, а Хованская (Галина Хованская — депутат ГД, член фракции СР) вступила в знак поддержки», — парирует Николай Левичев. Лидеры партии пытаются делать хорошую мину при плохой игре и обещают «Единой России» тяжелую судьбу в ходе начинающейся предвыборной кампании, но, кажется, судьба «Справедливой России» может решиться значительно раньше декабрьского голосования.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.