#Родное

Нижегородский тупик

23.05.2011 | Барановский Константин | № 17 (202) от 23 мая 2011 года

Сити-менеджер кроит карту города под себя

24_490.jpg

Нижегородский тупик. Сити-менеджер Нижнего Новгорода Олег Кондрашов намерен перекроить карту города. Официально — для развития туризма. Неофициально — для собственного бизнеса. Губернатор Валерий Шанцев возражать не стал. Спикер городской думы и депутаты — тоже. Подоплеку градостроительной революции изучал The New Times

Нижегородцам инициативу сити-менеджера объяснили заботой о сохранности облика исторической части города и необходимостью развивать въездной туризм. Для такого «развития» из «тела» Нижнего Новгорода решено вырезать кусок, совпадающий с улицей Рождественской, Нижневолжской набережной и окрестностями Гребного канала. Здесь будет создана пешеходная VIP-зона, концепцию которой лихорадочно разрабатывают срочно выписанные из Москвы архитекторы. На реконструкцию будет пущено несколько миллиардов бюджетных рублей. Уже найдено название новому образованию — префектура «Рождественская слобода». Она будет входить в структуру города и подчиняться непосредственно сити-менеджеру. Возглавит префектуру проверенный человек — руководитель общественной приемной Владимира Путина Александр Сериков.

Издержки перестройки

Городские власти не смущает тот факт, что в ходе работ предстоит переселить 370 семей и перенести два действующих и прибыльных предприятия, включая фабрику «Маяк», выпускающую пользующиеся спросом в России и за рубежом женские пальто и костюмы под маркой Sonata. Вероятнее всего, выселят и многочисленные офисы из исторических зданий.

Не смущает и то, что никакие префектуры в уставе Нижнего Новгорода не предусмотрены. А чтобы лишних вопросов никто не задавал, ни обсуждения экспертным сообществом, ни даже общественные слушания по инициативе сити-менеджера не проводились. Собственно, в бюджете города и области даже денег до сих пор на подобные проекты не заложены. Но все эти «трудности» Кондрашова не смущают. Историческая память и приток туристов важнее уставов и бюджетов.

24-1.jpg
Сити-менеджер Олег Кондрашов взялся обустраивать именно те места в Нижнем Новгороде, где находятся его рестораны
Правда, «историчности» в облике Рождественской и Нижневолжской набережных будет немного. Их и так перестраивали много-много раз. А берега Гребного канала так и вовсе представляют собой заросший деревьями и кустарниками песок. Зато здесь встречаются отдельные объекты общепита, рассчитанные на самую разную публику. От фешенебельных дорогих ресторанов до небольших кафешек для студентов.

И надо же такому случиться, что почти 70% ресторанов и кафе из принадлежащей Олегу Кондрашову сети «ПИР» располагаются как раз в границах будущей префектуры. Здесь же — главный офис группы компаний «ПИР». Понятно, что сейчас, будучи сити-менеджером, Кондрашов передал оперативное управление в другие руки. Но собственником остался. Цена же этой собственности растет теперь с астрономической скоростью: после появившейся в СМИ информации о создании Рождественской слободы цены на недвижимость на этой территории за две недели уже выросли на 30%. И продолжают ползти вверх.

Ётунхейм на Волге

Желание сити-менеджера обеспечить себе задел на будущее вполне понятно. Это сегодня губернатор молчит, а депутаты городской думы поддерживают все инициативы. Но годовой контракт могут и не продлить, а в одном из районов Нижегородской области депутаты уже создали прецедент, сместив навязанного им руководителя. Олег Кондрашов возглавил Нижний Новгород осенью 2010 года, когда прежний мэр Вадим Булавинов, руководивший городом 8 лет, проиграл губернатору Валерию Шанцеву битву за нижегородскую думу. Если раньше он гордо отбивался от оппонентов: «За меня проголосовали 70% нижегородцев», — то по новым правилам главу местного самоуправления (МСУ) избирали уже депутаты, а отдельно гордумой, Заксобранием области и губернатором нанимался сити-менеджер, функции которого фактически дублируются с функциями главы МСУ. Сити-менеджером был назначен Олег Кондрашов, главой МСУ — его тезка Олег Сорокин, а Булавинов оказался в Государственной думе, хоть и пытается оказывать влияние на политические расклады в области**О повсеместной практике замены избранных мэров сити-менеджерами The New Times подробно рассказывал в № 44 от 7 декабря 2009 года.. С приходом сразу двух властителей город начал медленно, но верно погружаться в болото самоуправства (не путать с самоуправлением). Так, спустя неделю после инаугурации Кондрашова и Сорокина в Нижнем Новгороде начался снегопад. Снег падал. Его никто не убирал. С мостовых снег сгребали к обочинам, не вывозя, что только ухудшало ситуацию. Нижегородцы стали говорить: «При Булавинове такого не было!». Навещавшие автора туристы из Москвы шутили: «У вас тут какой-то Ётунхейм» (обледенелое и заваленное снегом обиталище злых сил из скандинавской мифологии. — The New Times). Действительно, не то что при предыдущем мэре, даже в «лихие девяностые» такого не было.

Затем городские решили навести порядок в уличной торговле и перевозке пассажиров частными маршрутками. Для чего решили нестационарную торговлю запретить, маршрутки выкрасить в желтый цвет, а водителей переодеть в униформу. От маршруточников отступились быстро. С нестационарной торговлей тяжелее. Ее все-таки будут с улиц убирать, невзирая на то, официальный это ларек от добросовестного предпринимателя или незаконная будка по реализации под видом шаурмы мяса неясного происхождения. Сити-менеджер до сих пор не может определиться с главами двух ключевых районов города — Советского и Нижегородского (поставленные на пост чиновники носят приставку и.о. уже почти полгода). Зреет конфликт между сити-менеджером Кондрашовым и главой МСУ Сорокиным. Практика формирования тандема как минимум на уровне Нижнего Новгорода себя не оправдала. Прямые выборы мэра отменяли под предлогом укрепления вертикали власти, а в результате получили привычный российский бардак.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.