«Я мучаюсь угрызениями совести». В конце мая в рамках международного кинофестиваля «Зеркало» в Иванове состоится российская премьера «Мусанских дневников» — фильма про беженца из Северной Кореи, который пытается адаптироваться к жизни в Южной. Корреспонденту The New Times удалось поговорить с автором картины режиссером Пак Чун Бумом
Фильм «Мусанские дневники» в прошлом году получил главный приз фестиваля в Марракеше (Марокко) и награду «Новые течения» в Пусане (Южная Корея), а в феврале 2011-го — «Золотого тигра» в Роттердаме (Голландия). На недавно завершившемся ежегодном кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке режиссер Пак Чун Бум, блестяще сыгравший и главную роль, удостоился звания лучшего молодого режиссера. |
Чем вас заинтересовала эта тема — живущие в Сеуле беженцы с Севера?
У меня был друг из Северной Кореи, Чун Сюн Чул, который умер от рака спустя несколько лет после того, как оказался в Южной Корее. С тех пор я мучаюсь угрызениями совести, что не мог помочь ему, не оказывал ему достаточно внимания и заботы. Фильм посвящен его памяти, а также всем северокорейским беженцам. Он основан на том, что я видел своими глазами и о чем мне рассказали другие.
На нижней ступеньке
Часто ли жители Южной Кореи сталкиваются с беженцами в повседневности?
Беженцев в стране довольно много, но не все они в этом признаются. Потому что они беднее, они голодают, на социальной лестнице они гораздо ниже южных корейцев, особенно те, кто старше. Южнокорейское общество боится чужих, особенно северных соседей, потому что между Северной и Южной Кореей была война, и этот страх живет до сих пор. Молодежь считает, что северные корейцы занимают их рабочие места.
Обсуждают ли эту проблему в обществе? Что делается для их адаптации?
С тех пор как вышли «Мусанские дневники», множество людей в Южной Корее стали проявлять интерес к беженцам и их жизни. Вообще о них знают мало: обычно северокорейцы живут вместе, в собственных небольших коммьюнити, на деньги, получаемые от южнокорейского правительства. Государство снимает для них специальные дома. Как правило, у беженцев очень низкий уровень образования, у себя на родине они занимались в основном сельским хозяйством, у них нет здесь ни родственников, ни семьи. Живут очень бедно и занимаются в основном физическим трудом. Моя картина, в которой показана их тяжелая жизнь, вызвала бурную дискуссию. Сами беженцы не хотят, чтобы показывали, как тяжела их жизнь. Им не кажется, что это может помочь, скорее наоборот. Продвинуться вверх по социальной лестнице для них практически невозможно.
Страх и тревога
Могут ли северяне адаптироваться к жизни в новом социуме — ведь ментальнось у северян и южан разная?
Правительство помогает беженцам, обеспечивает жильем тех, кто только что перешел границу. Они проходят специальные курсы, на которых их учат, как устроено государство и общество, что здесь принято и чего не принято. Они получают материальное пособие. По приезде им предоставляются некоторые возможности работы. Ну а дальше начинаются суровые будни.
Ваш фильм рассказывает о жизни «маленького человека» с его неустроенностью в большом мире. Вам Чехов нравится?
Очень люблю эту тему, и когда я читал Чехова, во мне многое отзывалось. История моего друга многому меня научила. В первую очередь тому, что поодиночке сложно преодолевать трудности. Нужно стремиться войти в общество, нужно общаться с соседями, это помогает научиться новым вещам, приспособиться к новой жизни, обрести уверенность в себе. Но поскольку беженцы часто этого лишены, многие совершают самоубийства или возвращаются обратно. Много всего ужасного происходит. История жизни этих людей далеко не ограничивается темными сторонами, которые я показал в фильме. Но все, о чем я рассказал, безусловно, существует.
Как вы думаете, российское и северокорейское общество чем-то похожи?
Я думаю, они совершенно различны. Русские для корейцев точно такие же, как европейцы, американцы или японцы. А в Северной Корее господствуют страх и тревога, у них постоянно проходят военные учения, это государство очень подозрительно относится к другим. А Россия — союзник Южной Кореи. Это совсем другая история.
Соблазны нового мира
В фильме есть небольшой, но очень показательный момент, когда беженцы собираются вместе и листают журнал Hustler или Playboy, не помню, и один из них смотрит на фотографию девушки с обнаженной грудью и восклицает: «Это сколько же она должна есть мяса, чтобы отрастить такие сиськи!» То есть они не только не видели таких журналов, они и еды-то нормальной не видят.
Когда северные корейцы приезжают в Южную Корею, их многое шокирует. Они легко шалеют от порножурналов, ресторанов и кафе, доступности алкоголя. И то единовременное пособие, что получают от государства по прибытии, они мгновенно спускают на развлечения. А через два-три месяца им приходится очень несладко, я знаю много таких случаев. Кроме того, все знаки, вывески и реклама в Южной Корее обычно на английском, а они английского не знают, не разбирают надписи, даже пообедать для некоторых проблема. Разница в уровне образования между двумя Кореями непреодолима: в КНДР мужчины проводят по 17 лет своей жизни в армии. Из-за этого не могут получить даже обычное среднее образование. В Южной Корее все для них в новинку, они хотят учиться, прикладывают усилия, но только в течение первых двух-трех лет. Потом многие теряют надежду и хотят одного — уехать в Америку или Великобританию: за ту же тяжелую «черную» работу в этих странах платят больше. Но куда бы они ни поехали, они будут заниматься все тем же изнуряющим физическим трудом.
Большая часть вашего фильма проходит в караоке-баре, и есть отличная сцена, когда три девушки и главный герой под веселенькую поп-музыку поют в караоке христианские гимны. Почему вы, корейцы, без караоке жить не можете?
Это просто часть жизни. У нас патриархальная страна, сформировавшаяся под влиянием конфуцианства, и фигура отца в ней самая важная. Из-за жесткой иерархии, из-за фрустрации, из-за очень высокой конкуренции, особенно в сфере образования, наша жизнь наполнена сплошным стрессом. Нужен способ расслабиться, выпустить пар. Самое смешное: после того как ты исполнил песню, на экране появляется табло с оценкой — насколько хорошо ты спел. Так что от рейтингов и в караоке не спрятаться.
Tweet