Арон кодеш. Священный шкаф. Украшение восточной стены синагоги, где хранятся свитки Торы. Один из главных элементов декора синагогального интерьера. Дерево, резьба, тонировка. Бессарабия, 1866
Музей истории евреев в России, открывшийся в Москве на Петровско-Разумовской, собрал крупицы почти исчезнувшей уже культуры восточноевропейских евреев ашкенази
У евреев, живших на территории бывшей Российской империи, была богатейшая материальная культура, был свой язык — идиш, свой национальный театр, музыка, литература, была плеяда художественных гениев, ярчайшим представителем которой был Шолом-Алейхем. Почти все было уничтожено в XX веке. В Европе — Гитлером, намеревавшимся окончательно решить еврейский вопрос, в Советском Союзе — политикой атеизма и ассимиляции под видом пролетарского интернационализма, а после Второй мировой войны — государственным антисемитизмом не только в СССР, но и на всем пространстве соцлагеря. Сохранившиеся у нас в стране культурные ценности устроители музея разыскивали в основном в семьях, где сберегли не только портреты, фотографии, вещи как часть традиционного быта, но и религиозные обрядовые предметы.
Плакат памяти жертв погромов с текстом поминальной молитвы о жертвах погромов в России 1903–1906 гг
На вопрос о том, как возникло это решение — создать частный музей, его учредитель и главный спонсор, предприниматель Сергей Устинов, отвечает, что это часть усилий многих людей (и не только у нас в стране) по сохранению тех крох, которые удалось спасти от войны, геноцида и бесчеловечной идеологии. Попытка сохранить, показать и рассказать, как жил народ, который пытались уничтожить вместе с его культурой и историей.
Кувшин для пасхального свекольника. Редчайший предмет еврейского традиционного быта. (Надпись на идише: «Для праздничного борща»). Фаянс, металлическая оплетка. Волынская губ., сер. XIX в |
|
Мешочек для филактерий. Ритуальная принадлежность религиозного еврея. Бессарабия, 1910 г. |
Кресло для обряда обрезания (кресло пророка Илии). Устанавливается в синагоге для пророка Илии, который, по еврейским верованиям, является предвестником Мессии. Во время обряда на нем восседает воспреемник (сандак), который держит младенца. Дерево, резьба, тонировка, вышивка, золочение. Бессарабия, XIX в. |
|
Пушке — копилка, касса. Сосуд для сбора пожертвований. Такие сосуды разной формы и величины использовались еврейскими благотворительными братствами для сбора денег на определенные цели. Бессарабия, нач. ХХ в |
Парохет. Завеса створок Арон кодеша, обычно изготавливалась из дорогих материалов и украшалась богатой вышивкой, часто — золотыми нитками. Бархат, золотое шитье. Бессарабия, 1863 г |
|
«От евреев Мексики». Знак солидарности с народами Советского Союза во время Второй мировой войны. Мексика, 1944–1945 гг. |
Бсамим. Сосуды для благовоний, которые используют во время ритуала окончания субботы. Запах благовоний вдыхают после специальной молитвы, чтобы сохранить память о благоухании субботы. ХIX в |
Tweet