Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#История

Собрать и сохранить

26.05.2011 | № 17 (202) от 23 мая 2011 года

В Москве открылся Музей истории евреев в России

58-6.jpg
Арон кодеш. Священный шкаф. Украшение восточной стены синагоги, где хранятся свитки Торы. Один из главных элементов декора синагогального интерьера. Дерево, резьба, тонировка. Бессарабия, 1866 

Музей истории евреев в России, открывшийся в Москве на Петровско-Разумовской, собрал крупицы почти исчезнувшей уже культуры восточноевропейских евреев ашкенази

У евреев, живших на территории бывшей Российской империи, была богатейшая материальная культура, был свой язык — идиш, свой национальный театр, музыка, литература, была плеяда художественных гениев, ярчайшим представителем которой был Шолом-Алейхем. Почти все было уничтожено в XX веке. В Европе — Гитлером, намеревавшимся окончательно решить еврейский вопрос, в Советском Союзе — политикой атеизма и ассимиляции под видом пролетарского интернационализма, а после Второй мировой войны — государственным антисемитизмом не только в СССР, но и на всем пространстве соцлагеря. Сохранившиеся у нас в стране культурные ценности устроители музея разыскивали в основном в семьях, где сберегли не только портреты, фотографии, вещи как часть традиционного быта, но и религиозные обрядовые предметы.

58-5.jpg
Плакат памяти жертв погромов с текстом поминальной молитвы о жертвах погромов в России 1903–1906 гг

На вопрос о том, как возникло это решение — создать частный музей, его учредитель и главный спонсор, предприниматель Сергей Устинов, отвечает, что это часть усилий многих людей (и не только у нас в стране) по сохранению тех крох, которые удалось спасти от войны, геноцида и бесчеловечной идеологии. Попытка сохранить, показать и рассказать, как жил народ, который пытались уничтожить вместе с его культурой и историей.

58-1.jpg
Кувшин для пасхального свекольника. Редчайший предмет еврейского традиционного быта. (Надпись на идише: «Для праздничного борща»). Фаянс, металлическая оплетка. Волынская губ., сер. XIX в

  

58-2.jpg
Мешочек для филактерий. Ритуальная принадлежность религиозного еврея. Бессарабия, 1910 г.

58-3.jpg
Кресло для обряда обрезания (кресло пророка Илии). Устанавливается в синагоге для пророка Илии, который, по еврейским верованиям, является предвестником Мессии. Во время обряда на нем восседает воспреемник (сандак), который держит младенца. Дерево, резьба, тонировка, вышивка, золочение. Бессарабия, XIX в.

  

58-4.jpg
Пушке — копилка, касса. Сосуд для сбора пожертвований. Такие сосуды разной формы и величины использовались еврейскими благотворительными братствами для сбора денег на определенные цели. Бессарабия, нач. ХХ в

58-7.jpg
Парохет. Завеса створок Арон кодеша, обычно изготавливалась из дорогих материалов и украшалась богатой вышивкой, часто — золотыми нитками. Бархат, золотое шитье. Бессарабия, 1863 г

  

58-8.jpg
«От евреев Мексики». Знак солидарности с народами Советского Союза во время Второй мировой войны. Мексика, 1944–1945 гг.
58-9.jpg
Бсамим. Сосуды для благовоний, которые используют во время ритуала окончания субботы. Запах благовоний вдыхают после специальной молитвы, чтобы сохранить память о благоухании субботы. ХIX в






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.