Стоимость авиационного топлива в России премьер Путин назвал «самой высокой в мире». Крупнейшие российские нефтяные компании подозреваются в нарушении конкурентных правил. The New Times разбирался в том, кто виноват и что делать

На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела в отношении пяти крупнейших вертикальноинтегрированных нефтяных компаний России: «Роснефти», «Лукойла», «Газпромнефти», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаза».1 Они подозреваются в злоупотреблении доминирующим положением на рынке авиационного керосина и в установлении необоснованных цен на нефтепродукты.

История с керосином на самом деле началась гораздо раньше: в минувшем мае крупнейшие российские авиаперевозчики пожаловались Владимиру Путину на «раскручивающуюся спираль монопольного повышения цен на авиатопливо» и спонтанный характер повышения цен, который никак не укладывался в программы авиаперевозок пассажиров. За год стоимость авиакеросина выросла на 70%, взвинтив до небес цену на авиабилеты — причем как раз в разгар сезона отпусков.

Спустя два месяца премьер на совещании в Северодвинске жестко потребовал вмешательства ФАС в сложившуюся ситуацию. «В российском центре нефтедобычи, в Сургуте, цена тонны авиатоплива составляет 36 тыс. рублей. В аэропортах Парижа, Лондона, Пекина — 32–34 тыс. рублей», — возмутился глава правительства. Реакция со стороны ФАС в виде возбужденных дел не заставила себя ждать.

В тисках олигополии

Искать источник взлета цен на авиакеросин следует не на заправках аэропортов. Доминирование нескольких нефтяных компаний на рынке и есть причина «монополистического характера оптовой реализации нефтепродуктов», говорится в докладе «О состоянии конкуренции в Российской Федерации», подготовленном ФАС. Поэтому существующая структурапредложения нефтепродуктов, в том числе и авиатоплива, не способствует формированию свободной конкурентной ценынефти на внутреннем рынке. Парадокс, но в нефтедобывающей России ориентиром для стоимости авиатоплива выступает европейская цена на керосин, подверженная колебаниям мирового рынка нефти.

«На Западе стоимость керосина зависит от баланса спроса и предложения, который определяется в ходе торгов на товарных биржах, — пояснил генеральный директор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский. — А в нашей стране стоимость авиатоплива зависит от благорасположенности менеджера нефтяной компании к власти».

Фактически каждая крупная нефтяная компания в России — это «государство в государстве» со своими выходами на самый верх власти. Поэтому бороться со злоупотреблениями «крупняка» очень сложно. Именно в силу этого обстоятельства борьба с монополизмом в оптовой торговле авиатопливом была перенесена на уровень розничной торговли, которую осуществляют топливнозаправочные компании (ТЗК) в аэропортах, считает директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. ТЗК являются владельцами инфраструктуры, технически необходимой для обслуживания и заправки самолетов, они перепродают авиаперевозчикам топливо, которое получают от нефтяных компаний. «ТЗК узурпировали право продажи керосина. Только в России и Африке ТЗК перепродают топливо, в остальном мире они предоставляют услугу по его хранению и заправке самолетов», — поясняет Островский.

С этим не согласен руководитель прессслужбы аэропорта Домодедово Эльдар Тузмухаметов: «Аэропорт Домодедово имеет свою собственную топливно-заправочную компанию, и многие авиаперевозчики покупают у нее не топливо, а услугу по его хранению». По словам Тузмухаметова, рост цен на авиакеросин является реакцией на увеличение отпускной цены производителем.

Выйти из круга

На Западе сейчас тоже бьют тревогу по поводу авиакеросина. Однако западных авиаперевозчиков беспокоят другие проблемы: финансовые спекуляции нефтяными контрактами. От имени генеральных директоров двенадцати американских авиакомпаний клиентам по всему миру через электронную почту приходят письма с призывом остановить порочную практику, для чего адресатам предлагается увеличить давление на конгрессменов. А крупнейшие авиапроизводители озаботились разработкой таких машин, которые помогут снизить потребление авиатоплива до 25%.

В России решить проблему роста стоимости авиакеросина предлагают разными способами. «Меры должны быть комплексными: внедрение единичных мероприятий эффектов не даст», — считает Строков. По его мнению, первым делом необходима товарная биржа, на которой можно было бы покупать и продавать нефтепродукты. Такой площадкой вполне могла бы стать Международная товарно-сырьевая биржа в Санкт-Петербурге, однако пока ее реальное влияние на рынок крайне незначительно (см. The New Times № 17–18, 28 апреля 2008 г.).

В качестве других мер эксперты предлагают увеличение объемов выработки авиатоплива, строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, создание балансовых заданий нефтяникам, которые существовали в советское время. «Потребление керосина неэластично по отношению к предложению и цене, потому что последняя не диктуется стоимостью товара. Цена топлива не чувствительна к возрастающему спросу, поэтому все идеи по увеличению объема выработки авиакеросина являются бессмысленными», — утверждает Островский. В стране нет дефицита авиатоплива, и увеличение предложения не приведет к падению цены. Эксперт скептически относится и к предложению увеличения экспортной пошлины — в этом случае нефтяники попросту уменьшат выпуск топлива.

Для кого команда ФАС?

Пока же в необоснованном росте цен на авиатопливо виноватым выставляют ФАС: мол, не уследил. С одной стороны, это так: смешно говорить о реальной конкуренции на рынке нефтепродуктов, давно поделенном несколькими крупнейшими игроками — теми самыми, против кого «возбудился» ФАС. С другой — именно государство всегда активно участвовало в создании «национальных чемпионов» по нефти. Что же теперь на ФАС-то пенять?

Евгений Островский назвал два главных рецепта, способных понизить цены на авиатопливо. Во-первых, это либерализация рынка нефти и принятие специального решения, ограничивающего роль государства на нем. Во-вторых, повышение статуса ФАС примерно до такого же уровня, как у ФСБ. На сегодняшний день оба рецепта выглядят достаточно утопично. Поэтому пять компаний, попавших под удар, могут, например, на короткий срок «добровольно» заморозить цену. Но принципиального изменения ситуации на рынке авиатоплива ждать не приходится.

________________

1 На эти 5 компаний приходится более 80% объемов добываемой в стране нефти и порядка 75% нефтеперерабатывающих заводов.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.