#История

#Суд и тюрьма

«Убийство императора и его семьи позволило убивать и всех остальных»

21.07.2008 | Альбац Евгения | № 29 от 21 июля 2008 года

Следователь Владимир Соловьев — The New Times

В середине августа президиум Верховного суда должен рассмотреть надзорную жалобу Императорского дома Романовых. Княгиня Мария Владимировна через своего адвоката просит отменить решение предыдущих инстанций, отказавших в реабилитации расстрелянной в июле 1918 года царской семьи. С таким же прошением выступила и Русская православная церковь. Одновременно не утихают споры о «екатеринбургских останках»: ни РПЦ, ни наследники не признают результатов экспертиз. Кто же похоронен в Петропавловской крепости? — The New Times выяснял у старшего следователя по особо важным делам Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ Владимира Соловьева, который уже 17 лет ведет это страшное дело

Что сегодня достоверно известно по делу об убийстве царской семьи?

Сейчас мы имеем перед собой всё. И белогвардейские источники, и воспоминания людей, принимавших участие в расстреле и захоронении, и материалы генетических, антропологических, криминалистических и т.д. экспертиз. То, что в начале расследования имело вид разрозненных кусочков, теперь сложилось в понятную мозаику. Сначала о том, что сделали мои предшественники. Следствие по делу об убийстве царской семьи было начато 30 июля 1918 года судебным следователем по важнейшим делам Екатеринбургского окружного суда Наметкиным — город был взят белыми. Спустя полмесяца его передали другому следователю — Сергееву, а 25 января 1919 года по постановлению Верховного правителя России адмирала Колчака уголовное дело опять передали, и в начале февраля им стал заниматься судебный следователь по особо важным делам Омского окружного суда Соколов. Он занимался сбором данных вплоть до своей смерти во Франции в ноябре 1924-го. Соколов сталкивался с очень большими трудностями. Ему отказывали в помощи в эмиграции, на его квартиру, когда он был в Берлине, был совершен вооруженный налет (в июле 1921 года), во время которого похитили часть материалов следствия. Но дубликаты материалов сохранились — вероятно, о дубликатах похитители не знали. А в 1946 году наши спецслужбы обнаружили в Германии 8 подлинных томов следственного дела, собранных Соколовым, которые немцы вывезли из Парижа в 43-м году. Другими словами, мы сегодня располагаем перечнем всех материалов первоначального следствия и имеем в подлинниках — подчеркну, в подлинниках — все основные документы.

Так вот, Соколов пришел к выводу, что в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны все члены царской семьи и лица из ее окружения. На следующую ночь их тела были вывезены в район Четырёхбратского рудника (Ганиной Ямы), где трупы были расчлене ны и сожжены с помощью бензина, керосина и серной кислоты. Насчет «расчленены и сожжены» — это чистая беллетристика со стороны Соколова. А вот то, что трупы были вывезены, — факт. Поручено это было совершеннейшему зверюге, командиру местной дружины Ермакову — бандит еще тот, пьяница, был судим за то, что полицейскому отрезал голову. Но доказать не смогли. Юровский должен был расстрелять и сдать, как говорится, по счету. Ермаков и в Ипатьевском доме был: и расстреливал, и добивал, в общем — патологическая личность. Всё пионерам любил рассказывать, как он убивал царскую семью. Вот Авдонин1 — он был пионером, который его слышал. Ермаковские и по трупам шарили, Юровский потом у кого часики Николая выловил, у кого бранзулетки. А тогда (в июле 1918 года) Юровский заболел — язва желудка — и отправил с трупами Ермакова. Но почувствовал неладное, поехал за ними. Юровский в своей объяснительной записке2 рассказывал, что не было телег, трупы посадили в пролетки. Долго искали шахты, нашли уже утром. По дороге началось опять мародерство. Юровский тогда приказал вспороть всю одежду (она вся была пропитана кровью) и сжечь. Трупы сначала бросили в шахту. Но там, хоть и лето, был лед, они легли на лед на глубине примерно 6 метров. Бросили гранаты, но лед уцелел. Ну а дальше что: Юровский видел, что это за публика, бандиты ермаковские, стало ему ясно, что на следующий день все рынки в Екатеринбурге будут извещены — кто, что и где. Поэтому собрал он драгоценности, а там 8 килограммов было царского добра, отвез в дом Ипатьева. Там их отмывали от крови два его помощника — Кабанов и Никулин. И потом отправился в Уралсовет, рассказал всю историю и сказал, что надо искать другое место (для трупов) — уже к городу казаки подходили, через несколько дней Екатеринбург и сдали. Юровский выписал серную кислоту, бензин, достал телеги, и ему указали место — примерно в 20 километрах от Ганиной Ямы. Там целая серия глубоких шахт 60-метровых. Короче, трупы достали. И в ночь с 18 на 19 июля погрузили сначала на телеги, а потом уже в лесу на грузовик. В районе Поросенкова Лога — а там такое заболоченное место — грузовик засел. И Юровский принимает решение: достали два трупа, цесаревича и великой княжны Марии Николаевны, вырыли мелкую ямку, вылили 170 литров кислоты. Забросали землей, хворостом, гнилым брусом, шпалами. И заездили машиной3. А остальных — царя, царицу и других — на расстоянии 70 метров: их вот сжигали, полили кислотой и — в яму.

Почему нельзя было просто похоронить? Почему нужно было устраивать такой кошмар?

Царица и девочки — германские принцессы. По немецким законам — германские гражданки, ссориться с немцами Ленин категорически не хотел. С немцами шли переговоры о выдаче принцесс. Они активизировались в сентябре 18-го года, когда те уже лежали в Поросенковом Логу.

Почему вы так уверены, что в могилах — останки именно царской семьи?

Мы провели генетические исследования. Первое было проведено Павлом Леонидовичем Ивановым, российским экспертом, в главной лаборатории МВД Великобритании с 92-го по 93-й год. Останки, найденные под Екатеринбургом, сравнивали с кровью принца-консорта Филиппа, герцога Эдинбургского, мужа английской королевы (он внучатый племянник царицы Александры Федоровны, генетическая дистанция — 4 поколения), и двух потомков династии Романовых: графини Ксении Шереметьевой-Сфири — это внучка Феликса Юсупова, который был женат на племяннице императора Николая II, и представителя герцогской семьи Файф (4-е и 5-е поколения). Мы исследовали для Александры Федоровны английскую королевскую линию — она родная внучка королевы Виктории. По Николаю Второму исследовали датскую линию его матери.

И что показали эти исследования?

С огромной степенью достоверности, что да — это останки царской семьи. Но была одна проблема: доктор Деревенко, лейбмедик, писал, что «в 1891-м Николая Второго ударили по голове в Японии», и как он описывал, это должно было быть сквозное повреждение на черепе. Но на черепе, который был идентифицирован как череп императора, мы не обнаружили следов от повреждений. Тогда в архиве нашли подлинное заключение медиков, где было записано, что в результате ранения Николая был сколот кусочек кости толщиной в лист писчей бумаги. Поскольку череп был поврежден (при захоронении) кислотой, то скол просто не мог быть обнаружен.

Но возникла и более сложная проблема. В той части ДНК, которая в родственниках по материнской линии не должна изменяться, генетики обнаружили, назовем это так — лишнюю «букву». Я обратился тогда к Роману Куликовскому, племяннику Николая Второго. Но он мне сказал: вы работаете на врагов России, вы коммунист… Короче, отказал. Мы пошли на непопулярную операцию — вскрыли гробницу великого князя Георгия Александровича в Петропавловском соборе. И в США в лаборатории в Пентагоне, которая занимается такими исследованиями — ищет солдат начиная с Первой мировой войны, провели экспертизу и установили, что у великого князя и в останках — та же генетическая мутация плюс полное совпадение: все тысяча двести «букв» митохондриальной ДНК совпадают. Но тут позвонила вдова Куликовского (сам Куликовский умер в 1993 году) и сказала: «Я провела экспертизу моего мужа и категорически заявляю, что никакого родства между моим мужем и человеком, обнаруженным в этой могиле, нет». Шок!

Это уже после захоронения в Петропавловском соборе в 1998 году?

Нет, это 95-й год. Тут же — письмо от Святейшего патриарха: я выражаю сомнение. Назначаю экспертизу в лаборатории доктора наук Евгения Рогаева, в Институте генетики имени Вавилова РАН. Рогаев берет образец костей Николая Второго. У него образец крови от Куликовского. И делает заключение, что эти два человека находятся в большой степени родства.

И тем не менее РПЦ не признала останки?

Ни тогда, ни сейчас. Было категорическое запрещение иерархам Русской православной церкви участвовать в процедуре захоронения, было запрещено произносить имена этих людей. То есть хоронили их (в Петропавловском соборе), как хоронят бомжей: что Господь знает ваши имена — есть специальная формула для неизвестных людей, найденных под мостом...

Дом Романовых тоже разделился…

Тогда приехали 73 человека из Романовых. Некоторые отказались приехать. Сказали: мы полностью доверяем Святейшему патриарху.

И такая же позиция — по останкам цесаревича и великой княжны?

Да. Сейчас исследованиями занимаются три не зависимые друг от друга бригады генетиков — группа Рогаева в Москве, группа в Пентагоне и группа судебных генетиков в Австралии: они с нуля исследовали всё и по первому захоронению, и по второму. Все три группы сказали: да, это царская семья. Но на все вопросы генетики ответить не могут. Работают и другие специалисты, которые занимаются фотосовмещением, антропологией, сколько кому лет, что и как. Дальше — исследования пуль и гильз. Оказалось, три пули из одного захоронения и три из другого выстрелены не просто из одной системы оружия, а из одного и того же ствола...

Как вы можете объяснить, почему РПЦ не признает результатов следствия?

Я много раз разговаривал и со Святейшим патриархом, с владыками: прямого ответа нет. Владыка Викентий привозил в январе этого года к Святейшему патриарху трех специалистов. И они доложили патриарху, что всё, чем занимается группа экспертов Соловьева, — ерунда. Была-де семья некоего купца в Екатеринбурге, их расстреляли, бросили в яму и сказали: это семья царя. Но Екатеринбург тогда был городом с 55 тысячами жителей. Купцов столь высокого ранга, чтобы им делали особую операцию на зубах, как делали Александре Федоровне, — не было. А у царицы корни зубов лечили через десну — для того времени высшее ювелирное стоматологическое мастерство. В России начала века таких операций не делали. У царицы передние зубы были спилены до корня, вставлены штифты и сверху коронки на платине — фарфоровые коронки изумительной работы, какую и сейчас трудно найти. И таких примеров — десятки, если не сотни.

И все равно Патриархия сомневается...

Это очень болезненный вопрос, и здесь я могу высказывать только свое мнение. Дело в том, что у следователя Соколова был некий сундучок с косточками. И с 28-го года во всех церквях за границей, поминая царя, поминали об этих косточках. Где эти косточки — неизвестно. Еще несколько лет назад я был уверен, что они находятся в храме Иова Многострадального в Брюсселе. Даже было обращение правительства РФ к митрополиту Виталию, главе Зарубежной церкви, с просьбой предоставить их нам. Чтобы совместно с Церковью неразрушающими методами посмотреть. Ничего мы не получили. Этот ящичек Соколова поместили в один из французских банков. В 1943 году интерес к этому делу возникает в Германии. Розенберг рассказал Гитлеру о деле следователя Соколова, что там сплошные жидомасонские заговоры и что это неплохо бы использовать. Тут же все эти ящички и уголовное дело соколовское в восьми томах изымается и везется в рейхсканцелярию. Нацисты, которых нельзя обвинить в любви к евреям, внимательнейшим образом изучают всё. И не находят «жидомасонского заговора».

Какая связь между сегодняшним признаниемнепризнанием останков и поисками нацистами «жидомасонского заговора»?

Следователь Соколов был ярым антисемитом. И он искал в убийстве царской семьи признаки ритуального убийства. И церковь не признает результатов, потому что полагает, что это «ритуальное убийство», а ваши данные этому противоречат? Некоторые православные общины давят на патриархию, и давят достаточно сильно. А патриархия, на мой взгляд, из-за этого занимает позицию — ни да ни нет. Мы все изучили. Да, Юровский — еврей, и Свердлов, и Голощекин. Но Свердлов называл себя человеком мира. Юровский был по вероисповеданию лютеранином.

А в чем «ритуальность» убийства?

Якобы евреи хотели изничтожить православие на Руси, а сделать это можно было путем убийства царя: убить, сжечь тело, а пепел употребить с едой… Я готовил специальную справку по этому поводу. Последнее жертвоприношение у евреев встречается еще в дикие Моисеевы времена…

Даже специальную справку писали?

Да. Исследовал все и вынес заключение: никаких признаков жертвоприношения, никаких признаков еврейского заговора нет. Чисто политическое убийство, которое открыло шлюзы для других убийств: раз можно убить царя, значит, можно запросто убить всех.

Последний вопрос: почему прокуратура отказывается реабилитировать царскую семью?

Я считаю, что реабилитировать их всех надо, но поразному. В отношении Николая Второго было решение президиума Уралсовета. Об этом решении сообщили в Кремль и в Совнарком: если вы против, то напишите, что против, а если нет, можете и промолчать. Что происходит дальше? Расстреливают всю семью, а запрашивают санкцию только на Николая Второго. Двое суток эти люди ходят, чешут репу. И в конце концов шлют телеграмму, что расстреляна вся семья. И на заседании Совнаркома Свердлов объявляет о том решении. А уже официальная версия была — погибли при эвакуации. То есть в отношении Николая Второго данные есть, это было опубликовано в «Правде». Следовательно, по Николаю Второму можно делать реабилитацию. Но Уралсовет вынес решение, которое не было нигде зафиксировано. Это был междусобойчик: вот, мы выносим решение по царю, давайте и остальных хлопнем.

Умышленное убийство?

Безусловно. И в своем постановлении о прекращении уголовного дела я признаю этих бандитов уголовными преступниками.

Так почему нельзя реабилитировать царя и его семью?

Реабилитация — это если человек приговорен внесудебными органами, которые были уполномочены государством на беспредел. В случае императора они выступали как «тройка». А в отношении всех остальных — как бандиты с большой дороги.

Как можно поставить точку в этой ужасной истории?

Мы являемся правопреемниками Советского Союза — и его достижений, и его преступлений. Поэтому решение должно быть политическое: либо президент, либо Государственная дума должны издать указ или принять законодательный акт, в котором будет сказано: эти убитые люди ни в чем не виновны. Мы, государство, признаем вину. И назвать это реабилитацией.

Черновик объявления президиума Уральского облсовета о расстреле бывшего императора Николая II

Шифрованная телеграмма председателя Уральского облсовета Белобородова секретарю СНК Горбунову

Распоряжение областного комиссара снабжения Войкова о выдаче со склада серной кислоты

Телеграмма председателя Уралсовета Свердлову об охране Дома особого назначения

Извещение о смерти гр-на Романова Алексея Николаевича. Причина смерти — расстрел

Документы предоставлены Государственным архивом Российской Федерации и адвокатом Российского Императорского дома Германом Лукьяновым

_______________

1 Александр Авдонин — геолог из Свердловска, который вместе с киносценаристом Гелием Рябовым в 1979 году нашел захоронение царской семьи.

2 Записи воспоминаний Якова Юровского, сделанные с его слов историком М. Покровским и подписанные убийцей, хранятся в Архиве президента.

3 Это захоронение, расположенное в 25 метрах от Старой Коптяковской дороги на глубине 60 см, было обнаружено 29 июля 2007 года. Экспертиза ДНК, результаты которой были обнародованы 16 июля 2008 года, подтвердила, что это — останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.