#Главное

Горький период

16.05.2011 | Барановский Константин | № 16 (201) от 16 мая 2011 года

Теперь здесь музей
«Следующая остановка — Сахаров». Промахнуться мимо квартиры-музея Андрея Дмитриевича в Нижнем Новгороде сложно. Разве что специально поставить себе такую задачу. Достаточно проехать в микрорайон Щербинки до остановки «Музей Сахарова», перейти дорогу, и вот она — двенадцатиэтажка, на первом этаже которой академик прожил с января 1980-го по декабрь 1986 года вместе с супругой Еленой Боннэр

NN-Sakharov-house.jpg
Дом, в котором расположен музей Сахарова
До сих пор живы нижегородцы (тогда — горьковчане), пытавшиеся в свое время увидеть Сахарова, познакомиться с ним. Имя Андрея Дмитриевича живет в городских легендах и преданиях, часто расходящихся с официальной историей. Есть люди, которые утверждают, что Сахарова можно было увидеть прогуливающимся днем недалеко от дома, будто он работал иногда в соседнем Научно-исследовательском институте измерительных систем имени Седакова и даже выезжал на время в Арзамас-16 (сейчас — Саров, где находится Ядерный центр).

В квартире-музее сегодня развернута экспозиция, рассказывающая о работе Сахарова в 50-е годы над ядерным оружием, водородной бомбой именно в Арзамасе-16. Воссоздана обстановка того времени, когда в нее вселили Сахарова, где даже не было телефона (ссылка закончилась с приходом монтера, установившего аппарат. На следующий день Сахарову позвонил Михаил Горбачев). Разве что оперативный сотрудник госбезопасности не сидит на стульчике возле входной двери, как это было тогда. На подъезде — барельеф, на самом доме — памятная доска. Так что не промахнуться. Хотя справедливости ради стоит признать: посещаемость музея не самая высокая. Приходят местные демократы всех возрастов, приезжают школьные экскурсии. Помимо экспозиций здесь проходят традиционные просветительские мероприятия: лекции и беседы «А.Д. Сахаров — отец советской водородной бомбы», «Горьковская ссылка», «Сохранить человеческое в человеке» — по работе Сахарова «Мир через полвека»; научно-практическая конференция «Сахаровские чтения»; конкурс «Я и мои права» ко Дню памяти академика; конкурс теоретико-публицистических работ «Свободомыслие: его прошлое, настоящее, будущее».

Музей в Нижнем Новгороде, возможно, и не дотягивает до Сахаровского центра в Москве с его выставками и громкими скандалами, но живет своей размеренной, вполне заметной в масштабах города-миллионника жизнью. С 1991 года, когда музей был открыт усилиями губернатора Бориса Немцова, он содержится на государственные деньги.

Немцов же благословил еще одно начинание, связанное с именем Андрея Дмитриевича, — Международный фестиваль искусств имени Сахарова «Русское искусство и мир». Инициатива фестиваля принадлежала руководителю Нижегородской филармонии Ольге Томиной и виолончелисту Валентину Берлинскому. Они стали художественными руководителями фестиваля и до сегодняшнего дня не дают проекту умереть. С приветственным письмом к первому фестивалю обратилась Елена Боннэр. Великий виолончелист Мстислав Ростропович, не раз выступавший на фестивале, писал: «Я счастлив оттого, что Сахарову — величайшему человеку и гражданину нашей эпохи посвящен Международный фестиваль, счастлив оттого, что он произойдет в Нижнем Новгороде — городе, исторически связанном с именем академика Сахарова, в городе, в котором по моей инициативе был проведен первый в СССР фестиваль современной музыки в 1962 году, в городе со столь давними и славными музыкальными традициями… Горький период нашего славного города, который сделали «закрытым» не только для иностранцев, но и для мировой культуры, как я надеюсь, прошел».

Стоит добавить, что на гуманитарных факультетах нижегородских вузов изучают наследие Сахарова. Здесь академик по-прежнему воспринимается как современник, а не исторический персонаж.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.