Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Кто заказывает музыку

18.06.2009 | Старовойтенко Надежда | №23 от 15.06.09

Почему западные звезды полюбили выступать в России
Кто заказывает музыку? Этим летом афиши российских столиц пестрят звездными поп- и рок-именами. К нам спешат не только старые знакомцы, уже освоившие отечественные концертные площадки, но и дебютанты на российской сцене. Апофеозом летних концертов станет второе пришествие Мадонны — теперь в Санкт-Петербург. Почему западные звезды полюбили выступать в России и как повлиял экономический кризис на тех, кто поет и кто за эти песни платит, — выяснял The New Times

Старая аксиома, известная каждому меломану: «благодаря» неистребимому российскому пиратству основной доход российских поп-артистов — это сборы от концертов. «Россия никогда не была успешным рынком для аудио­носителей, — говорит президент компании «Русский шоу-центр» Владимир Зубицкий. — Официально продать здесь 25–50 тыс. дисков мог только артист уровня Depeche Mode».
Основные же заработки западных музыкантов определяли продажи альбомов. И потому для зарубежных музыкантов гастрольные туры — в первую очередь грандиозная PR-акция по продвижению новых дисков. Выпустил альбом — пропиарил его в многомесячном туре, получил денежку за концерты и, главное, процент от продаж пластинки — год-два спокойно сидишь в студии, пишешь новый альбом.
Этим летом, похоже, ситуация меняется. Российские промоутеры отмечают всплеск гастрольной активности западных музыкантов. «В этом году у зарубежных исполнителей очень много туров, концертов», — говорит Владимир Зубицкий. С ним соглашается и президент промоутерской компании TCI Эдуард Ратников: «В туры поехали буквально все!» Возможно, повышенный интерес западных музыкантов к концертам связан с глобальными изменениями, происходящими сегодня в мировой музыкальной индустрии.

Поехали!..

«Фундаментальные позиции музыкального бизнеса претерпевают сейчас некоторую коррекцию, — продолжает Эдуард Ратников. — На протяжении десятилетий главным действующим лицом музиндустрии были фирмы грамзаписи, которые выпус­кали, тиражировали и продавали музыку. Теперь, с развитием интернета и новых технологий, звукозаписывающие фирмы находятся в полуконтуженном состоянии, потому что старые механизмы не работают. Скачиваются любые треки, и фирмы грамзаписи несут огромные убытки. На первый план в музыкальном бизнесе выходит промоутер».
Евгений Финкельштейн, глава питерской «Планеты Плюс», считает, что в интернете для музиндустрии есть и положительные моменты: «Благодаря интернету у артистов появились новые статьи доходов — это продажа рингтонов, mp3 (хотя таким образом, конечно, теряется часть денег от продаж дисков)... И потом, раньше музыканты не особо ездили по концертам, поскольку и денег зарабатывали немного. Теперь гонорары повысились, и они ездят с удовольствием. А те, кто хоть раз приезжал в Россию, обычно стремятся приехать сюда еще раз».

48 грузовиков для Бритни

Еще несколько лет назад Россия не значилась в маршрутах гастролей западных поп-звезд первой величины. После того как в сентябре 1991 года в Москву впервые приехала Metallica (выпустившая тогда знаменитый The Black Album и находившаяся в зените славы), мало кто из суперзвезд осмеливался приезжать в «страну белых медведей и матрешек». Эдуард Ратников уверен, что нынешний стабильный интерес западных звезд к отечественным концертным площадкам связан с возросшим уровнем работы российских промоутеров: «На протяжении довольно длительного времени мы вынуждены были доказывать свою надежность и профессионализм, но теперь нас уже знают в мире, и агенты музыкантов сами на нас выходят с предложениями. Скажем, концерты таких звезд, как Korn или Limp Bizkit, нам предложили сделать менеджеры этих команд».
Владимир Зубицкий уточняет: «Для нас переговоры с крупнейшими западными агентствами — это нормальная планомерная работа. Как и конкуренция с другими российскими промоутерскими компаниями. Вот, например, мы участвовали в тендере на проведение концертов Джорджа Майкла и Бейонсе. Тогда мы торговались до определенного момента, но потом поняли, что лучше отступить. И где те, кто выиграл тендер? Они надеялись заработать — не получилось... Но это все-таки разовые истории — у нас очень много людей, которые часто работают намного лучше западных коллег. У России другая проблема: географически мы расположены не слишком удачно. И если артист едет в европейский тур, то к нам он может попасть либо через Финляндию, либо через Польшу, все остальные въезды в страну обходятся безумно дорого! Судите сами: для концерта Бритни Спирс требуется завезти 48 грузовиков оборудования, для осеннего концерта Элтона Джона — 37 грузовиков... Мы сейчас, например, ведем переговоры о концертах AC/DC и U2, но пока они не хотят ехать в Россию — просто потому, что тут требуется слишком сложная логистика».

Монстров и зрелищ

Проблем российской концертной индустрии добавил, разумеется, и кризис. Но люди не спешат отказываться от встреч со своими кумирами.
По данным Евгения Финкельштейна, лучшие билеты на концерт Мадонны (в партер и VIP-зону) уже раскуплены: «Осталось некоторое количество входных билетов — стоимостью 2000 рублей. На Бритни Спирс сейчас продано 50% билетов, это очень хороший результат. Притом что Бритни Спирс получит в Питере один из самых низких гонораров за тур. Концерты менее известных исполнителей практически «стояїт»: если в ноябре-декабре прошлого года кризис особо не ощущался, то сейчас он довольно чувствителен. Хотя, конечно, совсем ходить на концерты люди не перестанут».
Меньше оптимизма у Эдуарда Ратникова: «Переговоры о концертах в рамках российского тура «Монстры рока» с участием западных звезд мы вели прошлым летом, контракты заключали ранней осенью. Сейчас ситуация изменилась, но, к сожалению, отступать некуда: набрав скорость, тормозить очень трудно, и поэтому мы приняли решение осуществить этот проект. Уже сейчас просматривается его результат. Он очень разный: абсолютные аншлаги в Хабаровске, Владивостоке, Москве. Как ни странно, все довольно плохо в Питере — результат ниже наших ожиданий...
Вообще такого масштабного проекта в истории отечественного промоутерства еще никто не поднимал. И то, что мы делаем его именно сейчас... Этот тур можно было смело назвать не «Монстры рока», а «Миссия невыполнима», — грустно шутит Ратников.
«Нас, конечно, очень тревожит, что мы работаем в такой непростой ситуации, — говорит он. — С подорожанием валюты цены на артистов выросли в рублях на 30–40%. Покупательная способность населения упала на те же 30–40%. Так что о доходах сейчас не мечтаем — нам бы «в ноль» выйти. Но в принципе мы несказанно рады тому, что в связи с кризисом происходит чистка — и промоутерских рядов, и музыки, которую предлагают слушателям».

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.