#Главное

#Суд и тюрьма

Финансовая воронка из пяти колец

2009.06.12 |

Докучаев Дмитрий

Китайцы идут на рекорд

Современные Олимпиады — это не только состязание сильнейших спортсменов планеты, но и крупнейший международный бизнеспроект. Игры в Пекине пройдут с рекордным бюджетом, а их организаторы надеются на рекордные прибыли

Каждая Олимпиада — колоссальная финансовая воронка, которая засасывает деньги, исчисляемые миллиардами: на инфраструктурное строительство и возведение спортивных объектов, на подготовку атлетов и на проведение соревнований, на обеспечение безопасности и на культурную программу… Сколь разнообразны направления расходов, столь же многочисленны и источники получения средств. В проведение каждых Олимпийских игр щедро вкладываются Международный и национальные олимпийские комитеты, федеральная казна той страны, где проходят Игры, и местная казна конкретной провинции или города, компании, реализующие в ходе Олимпиад свои бизнеспроекты, и фирмы-спонсоры…

Ни шагу без денег

Игры и деньги всегда шли рука об руку. Уже Олимпиады в Древней Греции1 были не свободны от коммерции. Олимпия представляла собой крупнейший общественнорелигиозный центр, и ценные дары в ее многочисленные храмы приносили и участники религиозных церемоний, и атлеты, просящие богов о помощи. Древние олимпийские празднества сопровождались ярмарками. На Игры съезжалось множество торговцев, которые делились прибылью со жрецами — их главными хозяевами. Несмотря на то что отец-основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен был ярко выраженным романтиком, выступавшим против коммерциализации спорта, ему пришлось позаботиться о поиске средств для проведения первых возобновленных Игр в Греции в 1896 году. Деньги поступали тогда не только от жителей Эллады, но также из Лондона, Марселя, Константинополя и других городов, где существовали богатые греческие общины. На средства греческого бизнесмена Георга Авероффа из Александрии был восстановлен древний олимпийский стадион. Около десятка шведских компаний купили права на участие в подготовке Игр в Стокгольме-1912. В Антверпене-1920 было столько рекламы, что почти не осталось места для самих Олимпийских игр. А в 1928-м спонсором Игр стала крупнейшая международная компания «Кока-кола».

Первая Олимпиада, которая принесла доход, прошла в Лос-Анджелесе в 1932-м. В Хельсинки-1952, где состоялся дебют советских спортсменов, в оргкомитете существовал специальный коммерческий отдел, который привлек спонсоров из 11 стран. В дальнейшем их число постоянно увеличивалось: в Риме-1960 — 46 компаний, в Токио1964 — 250…

Переломным моментом в истории коммерциализации Олимпиад принято считать приход в 1980 году на пост президента МОК испанского дипломата Хуана Антонио Самаранча. К тому времени стало понятно, что эпоха романтизации Олимпийских игр окончательно пришла в противоречие с суровой финансовой реальностью. Монреальские Игры 1976 года были в высшей степени успешными с сугубо спортивной точки зрения, но при этом обернулись невиданным финансовым крахом. В преддверии той Олимпиады мэр Монреаля успокоил налогоплательщиков шуткой о том, что убыточными Игры могут стать с той же вероятностью, что и мужчина — забеременеть. В результате, несмотря на рекордный бюджет и невиданное доселе количество фирм-спонсоров (628), монреальские Игры обернулись убытком в $1 млрд. Ну а канадцы до сих пор покупают сигареты, которые облагаются специальным налогом на покрытие расходов на Олимпиаду 32-летней давности.

Упаковка для романтики

Будущее Олимпиад в последней четверти XX века зависело не столько от мастерства атлетов, сколько от финансовых способностей организаторов. К счастью для олимпийского движения, пожилой, невысокий, сухонький и на первый взгляд абсолютно нехаризматичный Самаранч оказался классным топ-менеджером. Железной рукой ему удалось совершить настоящую финансовую революцию: романтическая начинка состязания в силе, ловкости и выносливости сильнейших атлетов была завернута в современную бизнес-упаковку. Самаранч добился крупных контрактов от телевизионных компаний, отменил запрет на участие в играх спортсменов-профессионалов, открыв тем самым дополнительные «шлюзы» для фирм-спонсоров…

Первые же Игры, прошедшие под патронатом испанца — Лос-Анджелес-1984, — стали прибыльными. И это несмотря на то, что их по политическим причинам бойкотировали Советский Союз и большинство стран социалистического блока, тем самым во многом снизив спортивную ценность состязаний и лишив их политической «изюминки». Зато место проведения было крайне удобно для американских телекомпаний, и они не скупились, оплачивая права трансляции.

Модель проведения прибыльных Олимпийских игр была Самаранчем найдена, и хотя сам испанец в 2001 году покинул кресло президента МОК, эта модель работает до сих пор. Единственным исключением стали Игры-2004 в Афинах. Олимпийский комитет дал тогда слабину, предоставив право проведения Игр городу, заслужившему это своей историей, но явно не готовому к столь масштабному событию экономически. И если за 7 лет до Игр в Афинах их стоимость оценивалась в $1,3 млрд, то в реальности цифра затрат оказалась почти в 10 раз выше, проделав изрядную дыру в национальном бюджете. Лишь участие спонсоров помогло организаторам кое-как свести расходы с доходами. Что касается грядущей Олимпиады в Пекине, то она готовится побить сразу два рекорда: официальный бюджет Игр составляет $14,3 млрд, а прибыль при этом организаторы надеются получить в размере $3 млрд.

С тех пор как Олимпийские игры стали прибыльными (доходы распределяются между МОК и организаторами Олимпиад), развернулась нешуточная борьба городов за право их проведения. Сложилась практика воздействия на членов МОК, инспектирующих города-кандидаты: в ход шли взятки, ценные подарки, специальные «программы пребывания». Крупный коррупционный скандал разразился перед играми в Солт-Лейк-Сити-2002: стало известно о получении комиссией МОК огромной взятки от представителей города — хозяина Олимпиады. В результате процедуру выборов изменили и членам МОК запретили лично посещать города-кандидаты.

Надежда на телевизор

Расходы на строительство олимпийских сооружений и проведение состязаний с лихвой покрываются доходами. Их приносит продажа билетов на соревнования, многочисленных сувениров и олимпийской атрибутики. Еще один источник — крупные международные и национальные корпорации, покупающие право на использование олимпийской символики в своей продукции, право на обслуживание спортсменов и рекламу во время Игр. Но едва ли не самые значительные суммы поступают от продажи прав на телевизионную трансляцию.

Впервые телекомпаниям пришлось платить за трансляцию Игр в Лондоне-1948. А начиная с Токио-1964, когда появилась спутниковая связь, доходы от продажи прав на трансляцию Игр стали основным источником их проведения. И они постоянно растут: в период с 2000-го по 2008-й на одной лишь продаже телевизионных прав на трансляцию Игр МОК заработал $8 млрд. Например, за эксклюзивное право на трансляцию пекинских Игр на территории США американский канал NBC заплатил рекордную в истории сумму — около $894 млн. Впрочем, компания даже при таких расходах не рисковала оказаться в убытке: задолго до начала Игр она распродала рекламы на период трансляции из Пекина на $900 млн.

Все активнее в орбиту Олимпийских игр вовлекаются крупные компании-спонсоры. С 1984 года все они делятся на три категории: официальный спонсор, официальный поставщик и обладатель лицензии. Категория зависит от объема вложенных средств и четко определяет права: например, только официальным спонсорам разрешается изображать олимпийскую символику на этикетках своей продукции. А в 1985-м появилась олимпийская программа ТОП, привлекающая в число спонсоров крупные международные компании. ТОП-спонсоры имеют право использовать олимпийский логотип на этикетках своей продукции и право привлекать спортсменов — участников Игр для рекламы товаров. Они предоставляют услуги и товары для организаторов и участников Игр: «Кокакола» обеспечивает напитками, «Кодак» печатает плакаты, бейджики и фотографии...

Сейчас уже никого не удивляют и официальные денежные премии спортсменам — победителям Игр. Например, после Олимпиады в Афинах-2004 российские олимпийские чемпионы получили премии из госбюджета на сумму более $1 млн. Правда, без скандалов дело не обходится. После Сиднея-2000 обиженными оказались российские гандболисты — олимпийские чемпионы: на всю команду им дали премию, как за одну медаль. Но с тех пор наши олимпионики стали получать гораздо больше благодаря притоку нефтедолларов. За золото афинской Олимпиады наши атлеты получали из бюджета $50 тыс., за серебро — $20 тыс., за бронзу — $10 тыс. Плюс ценные подарки вроде внедорожников Lexus. За медали пекинской Олимпиады они получат в 3 раза больше: за каждое золото теперь обещано €100 тыс. Да и за ценными подарками для будущих героев Пекина, надо полагать, дело не станет.

Размеры финансирования зимней Олимпиады в Сочи-2014 были определены правительством РФ в 314 млрд руб. Бывший глава госкорпорации «Олимпстрой» Семен Вайншток считал, что в реальности средств потребуется в три раза больше. Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин уверен, что олимпийский бюджет придется увеличивать вдвое.

_______________

1 Они проводились с 776 года до н.э. по 394 год н.э.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share