Коллеги Магнитского идут по следу. Генпрокуратура Швейцарии возбудила уголовное дело по факту возможного отмывания денег через счета в банке Credit Suisse, принадлежащие Владлену Степанову, мужу экс-главы московской налоговой инспекции № 28 Ольги Степановой. Фонд Hermitage Capital считает ее одной из ключевых фигур в операции по хищению 5,4 млрд рублей из российской казны, которую разоблачил юрист Сергей Магнитский, трагически погибший в СИЗО «Матросская Тишина» полтора года назад. Теперь Степанова работает в Рособоронпоставке. По информации коллег Магнитского, экс-глава налоговой инспекции пользуется покровительством министра обороны Анатолия Сердюкова. Подробности нового расследования по делу об «афере века» узнавал The New Times
Сразу после гибели в тюрьме юриста Фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского его коллеги начали собственное расследование. Они утверждают: Магнитского убили, поскольку он раскрыл мошенническую схему возврата 5,4 млрд рублей из российской казны, назвал имена тех, кто причастен к этой афере, и был готов свидетельствовать об этом в открытом судебном процессе. Фонд Hermitage Capital упорно идет по следам пропавших из российской казны миллиардов, стараясь найти их на счетах фигурантов так называемого «списка Кардина» (см. справку на полях). На прошлой неделе в интернете появилось видео, которое рассказывает о баснословных суммах, фигурирующих на зарубежных счетах Владлена Степанова, мужа экс-главы московской налоговой инспекции № 28 Ольги Степановой. Именно ее подпись стоит на решении от 24 декабря 2007 года о возврате миллиардных сумм из бюджета.
The New Times подробно писал об этой фантастической схеме: за один день 24 декабря 2007 года налоговые инспекции № 25 и № 28 санкционировали возврат 5,4 млрд рублей из российской казны в интересах двух мошеннических фирм ООО «Махаон» и «Парфенион». Известно, что с помощью поддельных документов эти компании были украдены у фонда Hermitage Capital (см. The New Times № 43 от 30 ноября 2009 г.).
Следы ведут в Минобороны
Ольга Степанова 10 лет проработала в районной налоговой инспекции № 28, которую, так же как и налоговую № 25, эксперты называют «черной дырой». Там обслуживаются крупные компании, фирмы-мошенники специально регистрируются там, чтобы решать свои вопросы. Судя по тому, что состояние Степановой и ее мужа оценивается аж в $39 млн, операция с налоговым возвратом от 24 декабря 2007 года стала для начальницы инспекции № 28 лишь одной из многих. Могла ли она единолично принимать подобные решения? The New Times задавался этим вопросом, когда писал о гибели Сергея Магнитского. Депутат Геннадий Гудков тогда говорил, что для этого нужно три месяца и подпись не ниже замглавы ФНС России. Коллеги Магнитского обращают внимание на интересные подробности в карьере Ольги Степановой. В январе этого года чиновница уволилась по собственному желанию и перешла работать в Рособоронпоставки «под крыло» своих прежних коллег по ФНС — Надежды Синниковой* и Татьяны Шевцовой**Синникова с октября 2004-го по 2009 год руководила управлением ФНС по Москве, дослужившись до заместителя ФНС России. В мае 2010 года уволилась в связи с реорганизацией ведомства, а 13 июня 2010-го президент Медведев назначил ее главой Рособоронпоставки.
*Шевцова с ноября 2004-го по май 2010 года — заместитель руководителя ФНС. В мае 2010 года назначена советником министра обороны, а 6 августа указом президента назначена замминистра обороны..
*Шевцова с ноября 2004-го по май 2010 года — заместитель руководителя ФНС. В мае 2010 года назначена советником министра обороны, а 6 августа указом президента назначена замминистра обороны..
Передвижения высокопоставленных налоговых инспекторш в Министерство обороны, замечают в фонде Hermitage Capital, объясняются просто: нынешний его министр Анатолий Сердюков с 27 июля 2004 года по 19 февраля 2007 года возглавлял ФНС. Перейдя в Минобороны, он оставил на «хозяйстве» Михаила Мокрецова. Но когда в апреле 2010-го началась реорганизация ведомства и Мокрецова заменили Михаилом Мишустиным, человеком из другой команды, в военное министерство потянулись бывшие налоговые офицеры. Заметим, Михаил Мокрецов сейчас занимает пост начальника аппарата Минобороны.
Как это делается
Глава аудиторской фирмы «Файерстоун Дункан» Джемисон Файерстоун рассказал The New Times, что после выхода в интернете фильмов о богатствах подполковника Артема Кузнецова и полковника Павла Карпова к нему стала стекаться информация и о других возможных участниках коррупционной схемы по возврату налогов из казны. Вплотную фигурой Ольги Степановой Файерстоун занялся после того, как в годовщину гибели Магнитского пресс-секретарь СК МВД Ирина Дудукина заявила, что к краже миллиардных сумм причастен сам Сергей Магнитский, а сотрудники налоговых инспекций, санкционировавшие возврат налогов, «были введены в заблуждение и являются потерпевшей стороной». «Меня это глубоко возмутило, — говорит Файерстоун. — И когда мы узнали, что чета Степановых часто ездит в Дубаи, мы стали копать». По его словам, информация приходит отовсюду, ее сообщают те, кто, ознакомившись со «списком Кардина», находит в нем фамилии своих недругов, бывших партнеров или конкурентов по бизнесу. Всего у «пинкертонов» из Hermitage Capital более ста источников информации. Так один из них обнаружил роскошную виллу на берегу Персидского залива стоимостью $3 млн, площадью 452 кв. м, с земельным участком, бассейном, шестью спальнями, семью санузлами и гаражом, принадлежащую гражданину России. В местном реестре недвижимости вилла записана на Владлена Степанова. Она была куплена в середине сентября 2008 года, то есть через 8 месяцев после одобрения Степановой возврата миллионных налогов из казны. Деньги за покупку поступили из швейцарского банка Credit Suisse. Другой «доброжелатель» принес Файерстоуну выписки из банковских счетов, из которых вытекает, что еще 26 января 2008 года Владлен Степанов зарегистрировал кипрскую компанию «Аривуст Холдингс Лимитед». На ее счет в банк Credit Suisse поступило свыше 7 млн евро. А на счет второй офшорной компании, записанной на Степанова и зарегистрированной на Британских Виргинских островах, в Credit Suisse пришел перевод на $1,6 млн. Эти суммы не вошли в скромные налоговые декларации четы Степановых, чей совокупный годовой доход составляет всего $38 тыс.
Изучив выписки счетов, сыщики обнаружили, что с них же застройщику в Черногории были перечислены $471 тыс. на постройку виллы на Адриатическом море недалеко от города Бар. А также деньги на покупку апартаментов в одном из самых дорогих и престижных комплексов Дубая — «Кемпински Рисорт Пальм Джумейра». Всю информацию о подозрительных счетах представители фонда Hermitage Capital сообщили в Credit Suisse. Там начали свое собственное расследование, а потом передали все документы в генпрокуратуру Швейцарии.
Красивая жизнь
О богатстве Степановых коллеги Магнитского узнавали постепенно. Одной из последних пришла информация о роскошном доме в 800 кв.м на Рублево-Успенском шоссе рядом с усадьбой «Архангельское». Через детективов в Москве были получены документы на земельный участок в 61 сотку, записанный на 85-летнюю мать Владлена Степанова Анастасию и до сих пор не зарегистрированный в реестре подмосковной недвижимости. Как сообщил The New Times архитектор Алексей Козырь, проектировавший этот дом, Степановы обратились к нему еще в 2002 году, и дом был достроен в 2007 году. То есть строили его Степановы на деньги, заработанные путем других финансовых махинаций. По документам рыночная стоимость усадьбы Степановых составляет более $20 млн.
Видео, рассказывающее о неуемных аппетитах скромной московской чиновницы и ее мужа-строителя, менее чем за неделю посмотрели более 200 тыс. человек. Первое чувство — шок. Второе — оторопь. Степановы были абсолютно уверены в своей безнаказанности, в том, что никто никогда не спросит у них, каким образом при их скромных официальных доходах они смогли купить себе всю эту роскошь. Внакладе не остались и подручные Степановой. Судя по документам, заместители Степановой по налоговой инспекции Елена Анисимова и Ольга Царева приобрели себе апартаменты в том же престижном комплексе в Дубае. Оплата производилась с того же счета, с которого оплачивались и апартаменты их начальницы.
Сайт «Остановить неприкасаемых» публикует информацию о российских чиновниках, причастных к хищению 5,4 млрд рублей из российской казны и гибели Сергея Магнитского
Что дальше?
Все попытки корреспондента The New Times связаться с Ольгой Степановой и ее мужем не увенчались успехом. Зато адвокат Ольги Степановой Лариса Мове сообщила журналистам, что Степановы в разводе с 1992 года и у каждого из них своя жизнь. В фонде Hermitage Capital эту стратегию защиты встретили во всеоружии. Через несколько часов они выпустили очередной пресс-релиз, в котором сообщили, что, по их информации, с 2004 года по настоящее время Ольга и Владлен Степановы зарегистрированы по одному и тому же адресу в московской квартире по улице Марии Ульяновой. По документам погранслужбы, которые имеются в распоряжении коллег Магнитского, за 2006–2010 годы супруги совершили вместе 29 совместных зарубежных поездок и лишь 6 раз ездили за рубеж отдельно. Все эти документы Джемисон Файерстоун готов предоставить российским следственным органам. Впрочем, именно на швейцарских следователей друзья Магнитского возлагают большие надежды. Ведь Следственному комитету РФ волей-неволей придется сотрудничать со своими иностранными коллегами. Первый итог работы швейцарцев: счета Степановых в Credit Suisse были заблокированы еще в январе 2011 года за несколько месяцев до того, как в интернете появился разоблачающий чету Степановых фильм.
По информации The New Times, в скором времени из СК МВД России может быть уволен Олег Сильченко, который вел уголовное дело в отношении Сергея Магнитского. Хотелось бы посмотреть кино и про него.
В апреле 2010 года сенатор Бенджамин Кардин направил в Госдеп США рекомендацию запретить въезд в страну 60 руководителям и сотрудникам российских силовых органов и судов,причастных к гибели Сергея Магнитского. 19 апреля 2011 года конгрессмен Макговерн представил в конгрессе законопроект, расширяющий «список Кардина», и предложил включить в него председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову, главу СК РФ Александра Бастрыкина и других.
В первых двух фильмах «Каста неприкасаемых»(см. The New Times № 22 от 28 июня 2010 г.) рассказывалось, как, пока Сергей Магнитский умирал в СИЗО, подполковник Артем Кузнецов и полковник Павел Карпов покупали роскошные квартиры, иномарки и сорили деньгами в дорогих отелях. Но после информации, собранной коллегами Сергея Магнитского из фонда Hermitage Capital о благосостоянии и тратах Ольги Степановой и ее мужа, расходы сотрудников МВД кажутся жалкими копейками.
Tweet