Экология становится модным и бюджетным трендом. На защите природы все чаще пытаются делать деньги, и неудивительно, что в эту сферу потянулись люди с развитым бизнес-чутьем. Одной из жертв этого процесса стала старейшая экологическая организация страны — 86-летнее Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое сначала перешло под контроль деловых людей, не имевших никакого отношения к природоохране, а затем было захвачено функционерами из «Единой России».
Любить природу
Игорь Сергеев и Виталий Донченко до недавнего времени занимали руководящие должности в ВООП. The New Times они рассказали, как в конце 2010 года в результате использования административного ресурса ВООП стало объектом рейдерского захвата, и в итоге единственным и полновластным руководителем ВООП стал сенатор от Челябинской области единоросс Константин Цыбко. Помощь сенатору, по словам пострадавших, оказывал депутат ГД от Челябинской же области Марсель Юсупов (фракция «Единая Россия»), а также губернатор Челябинской области Михаил Юревич* * Губернатор Юревич и депутат Юсупов — бывшие одноклассники, сенатор Цыбко — бывший помощник губернатора Юревича. .
Обиженные бизнесмены, лишившись офиса и возможности посредством ВООП любить природу, подали в суд на захватчиков, выиграли процесс и теперь надеются, что решение суда даже вступит в законную силу. А пока этого не случилось — встречаются с журналистами. И не на опушке леса — в лобби элитной гостиницы «Лотте Отель». Дорогие костюмы, часы и чемоданчики. Себя Сергеев и Донченко скромно называют «обычными рядовыми людьми». Рассказывают: во Всероссийское общество охраны природы они попали в 2005 году по приглашению знакомых бизнесменов — те попросили их выстроить грамотную логистику ВООП, который в то время пребывал в состоянии анабиоза.
Зеленый актив
Всероссийское общество охраны природы было создано в 1924 году. Изначально это было объединение известных ученых-естествоиспытателей, которое должно было изучать и сохранять природные ресурсы, заниматься экологическим образованием и просвещением. К осени 1953 года ВООП перешло под юрисдикцию Совета Министров РСФСР и стало называться Всероссийским обществом содействия охране природы и озеленению населенных пунктов. Какое-то время общество балансировало на грани ликвидации, но в 1960 году на ВООП возложили обязанности контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Как это принято было в СССР, общество разом превратилось в бюрократического монстра: у него появились представительства во всех регионах, крупных городах и поселках, в каждой союзной республике было свое общество с собственными органами управления.
Каждое крупное представительство имело здание в центре города и магазин, где торговали семенами и растениями. Короче, у ВООП, говоря современным языком, образовалось много вкусной недвижимости, за использование которой, включая бытовые расходы вроде электричества и воды, при советской власти ничего платить не надо было. Плюс ВООП получал членские взносы и зарабатывал на разного рода производственной деятельности, включая те самые магазины природы. Членство в организации было «обязаловкой» (в смысле не хочешь — все равно запишем), плата — 30 копеек. Перемноженные на миллионы советских любителей природы эти копейки оборачивались миллионами рублей.
После развала Союза ВООП лишился государственной поддержки и членских взносов. По словам Ивана Баришпола, который более 30 лет руководил ВООП, организация еле сводила концы с концами, получая средства из государственных экологических фондов и благотворительных пожертвований: «Я и сам ходил, лично договаривался о деньгах под разные программы».
Опрошенные The New Times эксперты-экологи в один голос говорят, что последние годы ВООП находился в предсмертном состоянии. «Это руины», — заметил Марк Борозин, эколог, главный редактор газеты «Зеленый мир». «Как только из общества ушли чиновники и различные министры и замминистры, которые составляли 70% правления организации, она, конечно, стала умирать», — говорит Евгений Шварц, директор по природоохранной политике Фонда дикой природы (WWF).
Большая часть недвижимости в регионах была безвозвратно потеряна: либо приватизирована, либо сдана в аренду, либо продана, либо использована еще как. Вот в таком состоянии организация и досталась в 2005 году бизнесменам Сергееву и Донченко. «Мы собрали юридическую базу со всей страны, знали, кто и что продал, кто и что украл. Много было недовольных нашими действиями», — говорит Виталий Донченко. При этом он подчеркивает, что они и сами до конца не знают, чем владеет ВООП: «Мы дай бог процентов 10–15 информации собрали. Фактически мы не знаем, чем владеем».
По словам старожила ВООП Ивана Баришпола, Сергеев и Донченко сразу стали наводить свои порядки: «Я им хотел помогать, но они сказали, что не нужно ими командовать».
Бизнесмены принялись налаживать контакт между бизнесом и экологами, которые, по определению Сергеева, «прекрасны, но далеки от реальности». Евгений Шварц из WWF сообщил The New Times, что к нему и его коллегам постоянно приходили люди Сергеева — Донченко за советом и помощью в поиске спонсоров. «А потом ТНК-ВР, с которым у WWF давно налажен конструктивный диалог, переслали нам письмо ВООП, смысл которого сводился к следующему: «Мы готовы делать проекты, дайте денег», — добавляет Шварц. Бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь деятельность Донченко и Сергеева в ВООП назвал «торговлей экологией». По его словам, они приходили в крупные компании типа «Газпрома» и РЖД и предлагали «экологические услуги»: «Во время реализации крупных проектов почти все компании сталкиваются с недовольством экологов. Донченко и Сергеев готовы были за деньги предоставить ВООП в качестве экологической подушки безопасности».
Новый хозяин
Новый глава ВООП сенатор Константин Цыбко на экологическом фронте прославился в 2008 году. Будучи помощником главы Росприроднадзора, он создал скандальный Фонд поддержки экологических программ и заключил контракт с Минприроды Башкортостана на 15 млн рублей за «оказание услуг по популяризации экологических инициатив республики на федеральном уровне». Затем Цыбко покинул государственный офис и возглавил общественный совет при ведомстве. Он объявил о своих планах по созданию «Зеленой» партии, после чего из совета вышли представители Фонда дикой природы (WWF) и «Гринпис России», обвинив Цыбко в политических играх. Логичный итог скандала — Цыбко из Росприроднадзора попросили.
„
На защите природы все чаще пытаются делать деньги, и неудивительно, что в эту сферу потянулись люди с развитым бизнес-чутьем
”
Вскоре он стал координатором комитета «Единой России» по экологии, затем — помощником губернатора Челябинской области, а в прошлом году — сенатором от Челябинской области.
Еще в бытность чиновником Росприроднадзора Константин Цыбко пришел в ВООП и предложил свои услуги: «Он обещал, что сможет оказывать содействие в общении с партией, пообещал проводить проекты через ЕдРо и оказывать грантовую поддержку», — объясняет Игорь Сергеев. Под Цыбко создали специальный координационный совет, которым он руководил один год, а потом внезапно его покинул — впереди его ждали более важные дела. До поры до времени о нем на ниве природоохранения или как минимум в ВООП ничего не было слышно.
Война за ВООП
19 апреля 2010 года прошел XIII съезд ВООП: был принят новый устав, была введена должность президента, на которую может баллотироваться любой гражданин, создан президиум из 20 человек, центральный совет и даже межконфессиональный совет. «Мы пытались создать максимально дееспособную организацию, которая могла бы сотрудничать и со всеми слоями общественно-правозащитной деятельности, и с властью, и с различными религиозными отделениями», — говорит Игорь Сергеев.
Однако Минюст отказался регистрировать новый устав организации, несмотря на то что бизнесмены от экологии провели с чиновниками необходимые консультации и вместе корректировали будущий документ. На руках Сергеева и Донченко два отказа в регистрации нового устава из Минюста — за май и июль 2010 года. «Нам сказали, что был звонок из администрации президента и нас никогда не зарегистрируют», — говорит Донченко. Не помогло даже то, что 9 ноября 2010 года Тверской районный суд Москвы вынес решение о том, что новый устав не противоречит действующему законодательству, а следовательно, должен быть зарегистрирован.
К тому моменту, впрочем, Донченко с Сергеевым уже почти потеряли контроль над ВООП. Пока дело слушалось в суде, сенатор Цыбко собрал недовольных лояльных ему экологов и провел пленум Центрального совета, где было принято решение о повторном проведении XIII съезда ВООП в ноябре. С трибуны пленума Донченко и Сергеев были названы уголовниками и гипнотизерами, ведущими организацию к краху. 29 ноября в гостинице «Измайлово» прошел съезд, на который не были приглашены делегаты от 35 региональных отделений, верные прежнему руководству, зато там присутствовал сотрудник Минюста, который привез на съезд дубликаты учредительных документов организации. The New Times обратился в департамент по делам некоммерческих организаций Минюста за разъяснениями о том, какую роль в этой истории играет Минюст, но ответа пока не последовало. Итог измайловского съезда — единоличным руководителем ВООП стал сенатор-единоросс Константин Цыбко, его заместителем депутат Госдумы от той же партии Марсель Юсупов. Все документы были в рекордные сроки приняты и одобрены Минюстом. Центральный офис организации в Богоявленском переулке столицы был взят под контроль людьми сенатора.
В беседе с The New Times Константин Цыбко изложил свое видение ситуации (запись разговора имеется в распоряжении редакции). А именно: он просто спасает несчастный ВООП от неминуемой гибели. По его словам, зарплаты в организации не выплачивались, а Виталий Донченко и Игорь Сергеев, о которых Цыбко говорит так, будто ни разу их не видел, не проводили регулярных собраний и пленумов, поскольку не могли обеспечить явку. Осенью же, когда борьба за ВООП вошла в финальную стадию, Донченко и Сергеев, по словам Цыбко, как в воду канули: «Никто их не видел и не знал, где они». К нему обратилась инициативная группа активистов, недовольных развалом ВООП, и как сенатору предложили возглавить организацию, над финансированием и улучшением которой теперь Цыбко и работает. Что же касается рейдерского захвата, то о нем, конечно же, речь не идет — когда представители инициативной группы пришли в офис организации, то обнаружили, что он пуст: «Сидел там какой-то один мужчина. Ну, мы пришли и стали там нормально работать», — сказал Цыбко.
Нажмите, чтобы увеличить |
Предвыборная экология
Бизнесмены предлагают несколько версий происходящего. По их мнению, рейдеров от партии власти могла заинтересовать не только недвижимость — впрочем, ее осталось немного, главная цель установления контроля над ВООП — политическая. По словам оппонентов сенатора, природоохранная организация нужна Цыбко, потому что это организация общественная, а руководство «Единой России» поощряет тех, кто встает у руля не связанных напрямую с государством структур. Де некий внутренний циркуляр «Единой России» прямо указывает, что если хочешь продвинуться по партийной лестнице, возглавить какое-то направление, то должен руководить чем-то общественным, утверждает бизнесмен Сергеев. Подтвердить или опровергнуть эту информацию в самой «Единой России» не удалось. О том же говорит и Олег Митволь: «ВООП нужен Цыбко перед выборами. Чтобы иметь политический ресурс, нужно, чтобы за тобой кто-то стоял».
22 апреля борьба за ВООП войдет в финальную стадию: второе решение Тверского суда столицы, согласно которому и сам съезд, организованный сенатором Цыбко, и принятые на нем документы законной силы не имеют, должно вступить в силу. Но что — суд?
Кто бы ни победил в этой схватке, непонятным останется главное: какое отношение все эти разборки имеют к экологии?
Tweet