Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Наука

Амеба интерактивная

21.04.2011 | Заболотских Евгения | № 14 (199) от 18 апреля 2011 года

На «Винзаводе» можно пообщаться с роботами
NIK_1442_490.jpg
Динамическая модель клетки. На поверхность шара проецируется видеоизображение биологических процессов внутри клетки

Игры разума.
Выставка «Жизнь. Версия науки» превратила «Цех Белого» на Винзаводе в научную лабораторию-лабиринт, где можно поучаствовать в эксперименте, поиграть с роботами и научиться правильно общаться


По остроумному замечанию польского режиссера Кшиштофа Занусси, «жизнь — это смертельное заболевание, передающееся половым путем». «Жизнь — слишком сложная штука, чтобы о ней разговаривать серьезно», — полагал Оскар Уайльд. А что думают об этом ученые?

Девушки Тиллера

Устроители выставки вволю поиграли на пространстве экспозиции. Канадский художник Луи-Филипп Демерс по их просьбе привез в Москву «Девушек Тиллера» — 12 самоуправляемых роботов. Демерс назвал своих подопечных в честь известной в начале XX века английской танцевальной труппы Tiller Girls, в которой девушки танцевали одинаково и однообразно, как роботы. На открытии выставки «Девушки Тиллера» выделывали па в лучах своеобразного света, по поводу которого кто-то заметил: «Как на кислотной дискотеке!» Не менее «кислотной» была и «музыка», невыносимая для человеческого уха. На движения роботов, как объяснила исполнительный директор фонда «Династия» (одного из устроителей) Анна Пиотровская, воздействовали звуковые модуляции разной частоты, они и создавали танец.

Кстати, на Западе такими вещами никого не удивишь. «С 2006 года мы устраиваем грантовый конкурс для научно-технических музеев России на создание интерактивных экспонатов, — говорит куратор выставки Ирина Актуганова. — Пытаемся подвигнуть научные музеи идти в сторону международного стандарта, постепенно менять экспозиции, делать их интерактивными и увлекательными».

Живая и светится

Сразу при входе на выставку бросается в глаза гигантская амеба под названием «Модель биометрических отражений» (обычно размер одной амебы не превышает полумиллиметра). Амеба на выставке почти как живая — реагирует на прикосновение, тепло, пульс человека, освещение. Сделана из полупрозрачного твердого полимера, внутри которого находится центр управления приборами обратной связи. Один или несколько человек могут «войти в контакт» с амебой и тем самым «оживить» ее. Например, если вставить палец в кольцо с инфракрасными излучателями, нитевидные элементы амебы начнут спазматически вздрагивать в такт биению вашего сердца. Такой же метод, который называется фотоплетизмографией (ФПГ), используют в медицинской практике для измерения частоты сердечных сокращений, уровня давления. Биоэлектрическая активность, регистрируемая на поверхности кожи, отражает даже самые тонкие изменения в состоянии и поэтому используется, например, в детекторе лжи. А можно с помощью амебы послушать «музыку» своего мозга. Для этого нужно прижать датчики ко лбу. В зависимости от их показаний компьютерная программа выберет один из саундтреков. «Оживляя» амебу, авторы этой работы хотели показать человеку, вступившему с ней в контакт, механизмы его собственной психофизиологической деятельности.

Рядом с амебой находится Texmoca. Этот экспонат показывает, как появляется клетка, как складывается клеточное ядро с ДНК. Инсталляция представляет собой стол с прозрачной крышкой, наполненный дымом. Благодаря лазерной подсветке видно, как он клубится внутри, образуя фигуры, напоминающие ячейки различных геометрических форм. На их форму можно влиять. Для этого нужно регулировать нагреватели, расположенные под крышкой стола. Явление самоорганизации, когда за счет притока энергии и вещества в открытую неравновесную систему из хаоса рождается порядок, открыл в 1900 году французский ученый Анри Бенар. Он налил тонкий слой ртути на большой противень и стал его равномерно прогревать. И вдруг ртуть распалась на шестигранные ячейки, плотно прижатые друг к другу. Позже английский физик Джон Стретт (лорд Рэлей) объяснил этот красивый эксперимент: ячейки возникают в тонком слое любой вязкой жидкости или газа. Причина — ламинарная конвекция, когда при нагревании в каждой ячейке жидкость поднимается в центре и опускается по краям. В результате образуется структура в виде пчелиных сот. Теорию самоорганизации в открытых системах в терминах термодинамики разработал бельгийский химик русского происхождения Илья Пригожин, за что в 1977 году получил Нобелевскую премию по химии.
_MG_6199_490.jpg
Искусственная амеба — интерактивный объект. Взаимодействуя с ней, можно наблюдать механизмы собственной психофизиологической деятельности
Инсталляция «То, что живет во мне» просто завораживает. Внутри прозрачного шара ползают гигантские африканские улитки, достигающие в длину примерно 20 сантиметров. Художники создали им дополнительные домики-ракушки — электронные ауры, в которых содержится визуальная цифровая информация. Она поступает на экран в режиме реального времени и зависит от поведения улиток, от их перемещений в террариуме, от интенсивности их общения друг с другом.

Преодоление хаоса

Гигантский шар представляет собой «Динамическую модель клетки». Он сделан частично из светоотражающих материалов. Благодаря так называемой технологии 3D-видеомэппинга, когда видео проецируется на экран нестандартной формы, в данном случае на шар, можно увидеть процессы, происходящие как внутри, так и снаружи шара-клетки.

Насколько трудно нам иногда находить общий язык друг с другом, помогает ощутить интерактивная мультимедийная инсталляция «Непонимание v 3.0». Посетители, надев наушники и перчатки, отслеживающие движения их рук, и прикрепив микрофоны, могут попытаться вступить в диалог друг с другом. Речь каждого участника эксперимента записывается на компьютер. Она меняется в зависимости от жестикуляции. В наушниках «подопытные» слышат свои деформированные голоса, и если пытаются донести до другого мысли жестами, то вносят в процесс общения еще большую сумятицу. Экспонат позволяет пережить острое ощущение хаотичности и неполноты вербальной коммуникации, увидеть, как неправильно каждый из нас может быть понят собеседником, и задуматься о том, какими могут быть альтернативные способы общения в будущем.

А те, кто предпочитает молчать, а не говорить, могут сыграть в современную настольную игру LevelHead. Это три пластиковых кубика. В каждом из них находится человечек, его надо водить по комнатам из одного куба в другой, чтобы найти выход. Как ни наклоняй кубик, фигурка все равно будет стоять вертикально. Игра стимулирует развитие пространственной памяти, воображения и координации.







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.