Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

Невъездная Россия

11.08.2008 | Травина Алина | № 32 от 11 августа 2008 года

Почему к нам не едут отдыхать?

Завтрак для туриста. Лето в разгаре — и миллионы россиян разлетаются по миру, выбирая комфортный и дешевый отдых в Турции, Египте, Арабских Эмиратах. А вот иностранные туристы едут к нам весьма неохотно. Спрашивается, чем плох им берег российский, бескрайние просторы, леса и поля?

Рюкзак на животе (чтобы деньги не украли), растерянный взгляд, передвижения исключительно с группой и в сопровождении гида с флажком. Таков портрет среднестатистического иностранного туриста, заглянувшего в Россию. Смельчаков-иностранцев, самостоятельно осваивающих Золотое кольцо, Транссиб или Дальний Восток, отыскать непросто. Причины этого очевидны. Согласно рейтингу Forbes, Россия входит в десятку самых опасных для посещения стран. Она занимает 120-е место по степени надежности правоохранительных органов, 103-е место по качеству дорог, 104-е место по отношению граждан к приезжим, 104-е — по простоте процедур въездного режима.

Опасна и негостеприимна

Въездной туризм в России стагнирует. По данным Российского союза туриндустрии, число приезжающих в нашу страну туристов сокращается вот уже 5 лет, и в 2007 году упало до 2,2 млн поездок. Смешно, но туризм приносит в российский бюджет столько же, сколько в Северной Корее: Россия занимает лишь 138-е место в мире по доле турбизнеса в ВВП (6,9% в 2007 году). Между тем хорошо известно, что многие страны Европы (Швейцария, Австрия, Франция, Испания) немалую часть своего благосостояния построили именно на доходах от туризма: ежегодно они зарабатывают на этом десятки млрд долларов.

Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), считает, что Россия рубит сук, на котором сидит: «Даже развивающиеся страны понимают, что туризм — это локомотив социально-экономического развития: он затрагивает 30 смежных отраслей. А Россия может остаться на обочине туриндустрии. В то время как, к примеру, Казахстан отменяет визовый режим в отношении более чем 40 государств и тем самым способствует притоку туристов, наша страна упорно охраняет от кого-то свои границы».

А первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович обращает внимание на высокую стоимость туров: «Рубль укрепляется, а количество туристов, которые готовы к нам ехать, постоянно сокращается. Это катастрофа: в течение сезона путевки дорожают на 10–15%». Действительно, поездка в Россию для иностранного туриста — дорогое удовольствие. Стоимость тура в нашу страну в среднем превышает $1,5 тыс. За одну только российскую визу требуется выложить до $400. Гостиницы Москвы считаются самыми дорогими в мире: средняя стоимость номера в сутки составляет $317. Что касается остальной России, то около половины ее гостиниц вообще не имеют «звездной» категории и нуждаются в полном обновлении.

Валерий Лощиц, председатель совета директоров компании «Время отдыхать в России», добавляет к этому проблему менеджмента: «Ко мне приходят устраиваться на работу, не зная ни языка, ни географии, ни истории. А ведь без квалифицированных кадров никакого движения на туристическом рынке не будет». Кадры сегодня во многом определяют и отношение к собственной стране: «Отечественные турагентства не знают своей страны и не умеют ее «продавать», — сетует Лощиц. — Если вы зайдете в агентство и спросите тур по России, вас начнут отговаривать и дадут каталог Турции».

Пока же на прием интуристов в России работает менее 10% всех туроператоров по международному туризму, остальные отправляют россиян за рубеж. В результате сегодня Россия — самый динамичный поставщик туристов за границу: их число за 10 лет выросло более чем в 2 раза и составило в прошлом году 9,4 млн поездок.

Инвестиции в пустоту

Нельзя сказать, что государство не видит проблем отрасли. Весной этого года была принята «Стратегия развития туризма в России до 2015 года». В ней есть здравые тезисы. Например, что надо снижать таможенные пошлины на ввоз транспорта, обслуживающего туристов, и на оборудование для туркомплексов. Утверждается там и необходимость воссоздания системы туристических представительств России за рубежом, ликвидированной в конце 90-х.

В то же время в стратегии прописана идея туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), которая вызывает неоднозначную оценку специалистов. Названия 7 зон — победительниц конкурса, определенных в феврале прошлого года, и слоганы, придуманные авторами, впечатляют: «Гранд Спа Юца» («В сердце минеральных вод»), «Бирюзовая Катунь» («Алтайский парк приключений »), «Новая Анапа» («Отдых круглый год»), «Куршская коса» («Роскошь уединения »)... По словам Павла Котова, начальника управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ, инвесторы этих зон на 5 лет освобождаются от земельного и имущественного налога, а за аренду земельных участков платят не более 2% их кадастровой стоимости в год.

Однако при детальном рассмотрении этой красивой картины возникают вопросы. Например, кому будет доступна Куршская коса, если времяпрепровождение в будущей ОЭЗ позиционируется как «шикарный отдых для состоятельных людей»? А то состоятельным людям некуда больше податься! Или зачем, к примеру, на Алтае, богатом водными ресурсами, создавать искусственное озеро, как это предусматривает «Бирюзовая Катунь » — зона приключенческого и экстремального туризма. «Может быть, не стоит закапывать деньги в строительство новых озер? — замечает Григорий Антюфеев, председатель Московского комитета по туризму. — А вместо этого лучше вложить средства в рекламу России за рубежом. Один только Париж тратит на «въездную» рекламу до 70 млн евро в год. А казалось бы, Париж и так все в мире знают».

Эксперты отмечают и другие слабые места «Стратегии развития туризма». В частности, она не предусматривает упрощения визового режима, которым активно пользуются другие страны, заинтересованные в притоке туристов. Не находит пока решения и проблема постоянного роста стоимости турпакета. Европа, скажем, борется с этой напастью за счет развития low-cost перевозок1 и быстрого обновления авиапарка, о чем Россия пока может только мечтать.

В общем, нынешнее состояние дел в отечественной индустрии путешествий не дает поводов для оптимизма. Туристов кормят «завтраками» — обещаниями, что завтра будет лучше. В этой связи некоторые из наших собеседников надеются лишь на то, что власти осознают: нефть скоро закончится, и тогда уже просто не будет иного выхода, кроме как вкладываться в истинные ценности — природу, историю, культуру. А там, глядишь, и туристы потянутся.

_______________

1 Low-cost — путешествие налегке, без багажа и с минимумом затрат, скажем, без бортового питания.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.