Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

Золотая рыбка в тарифной сетке

11.08.2008 | Работнова Виктория | № 32 от 11 августа 2008 года

С сентября по декабрь в России произойдет кардинальное изменение системы оплаты труда бюджетников. Новшество коснется более 3 млн человек, работающих в учреждениях здравоохранения, образования и культуры

Главное нововведение: просуществовавшая 16 лет Единая тарифная сетка (ЕТС) упраздняется. Заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов говорит, что новая система позволит руководителю устанавливать именно ту зарплату, которую заслужил отдельно взятый работник. При этом зарплата работников по новой системе не может быть меньше, чем по старой. Однако независимые эксперты усматривают в грядущих переменах отнюдь не только положительные моменты.

Жизнь по ранжиру

ЕТС была введена постановлением правительства России в октябре 1992 года. Тогда, в условиях бушующей гиперинфляции, правительство решило «упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников». Для всех бюджетных учреждений, организаций и предприятий (как федеральных, так и региональных) ввели одинаковую систему из 18 разрядов. Каждой должности присваивался определенный разряд, тарифная ставка 1-го разряда устанавливалась либо правительством, либо законом, но не могла быть меньше минимального размера оплаты труда, а ставки остальных разрядов получались путем умножения на «тарифный коэффициент».

До декабря 2001 года ставки 1-го и 18-го разрядов отличались в 10 раз, потом ставку 1-го разряда увеличили сразу в 1,8 раза, а максимальный тарифный коэффициент ограничили величиной 4,5 (то есть больше всего выиграли низкооплачиваемые работники). По словам руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, о недостатках ЕТС говорили давно, а отменить ее планировали еще в 2001–2002 годах. Главная претензия — невозможно гибко менять размер оплаты труда отдельным категориям работников: повышение ставки 1-го разряда автоматически повышает оклады всем, «размазывая» и без того небольшие деньги по всем бюджетникам. Однако именно по этой системе 3 млн федеральных бюджетников живут и по сей день.

Что касается 13 млн региональных бюджетников, то с января 2005 года в рамках знаменитого «закона № 122» их отпустили в «свободное плавание»: обязательность использования ЕТС для них была отменена, и регионам предписали самостоятельно определить для них систему оплаты труда. Однако лишь несколько регионов (в частности, Петербург и Тюмень) ввели собственные системы оплаты труда, обеспечив своим врачам и учителям относительно приличные зарплаты. Все остальные так и остались «сидеть на привязи» ЕТС. Правда, везде, где имелись деньги, регионы обеспечивают своим бюджетникам надбавки, доходящие иногда до 200% от оклада, рассчитанного в соответствии с ЕТС. Впрочем, учитывая копеечные ставки ЕТС, даже такие надбавки не решали проблем большинства бюджетников. Что касается «федералов», то у них никакого выбора не было — только ЕТС, причем без всяких надбавок (Бюджетный кодекс запрещал регионам «софинансировать» федеральные учреждения). Особенно тяжело это сказалось на учебных и научных институтах, подавляющая часть которых — федерального подчинения: называть зарплатой то, что там до сих пор получают, можно только в насмешку.

Свобода руководящих рук

Сейчас система меняется: 70% зарплаты работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей составят оклад и надбавки за уровень образования, сложность и особые условия работы, а остальные 30% — доплаты «стимулирующего характера». Впрочем, эти надбавки могут сильно разниться. Кто-то может не получить ничего, а кто-то — в десять раз больше, чем оклад. Именно на увеличение стимулирующих выплат и направят в первую очередь все внебюджетные доходы бюджетных учреждений.

Руководителям бюджетных учреждений теперь обеспечивается максимальная свобода рук. Государство будет устанавливать только общий лимит в виде размеров фонда оплаты труда, а дальше руководитель сам будет определять, какое именно вознаграждение за свой труд будут получать его сотрудники. Что касается самого руководителя, то его должностной оклад фиксирован и составляет три средних зарплаты работников его учреждения, а стимулирующие выплаты ему определяет вышестоящий орган, в ведении которого находится учреждение. Таким образом, размер стимулирования руководителя может быть неопределенно большим — в зависимости от отношений с начальством (соответствующим министерством или ведомством).

Для страховки от раздувания штатов бюджетных организаций в последние дни перед реформой правительство намерено по состоянию на 1 августа зафиксировать фонд оплаты труда в бюджетной сфере. Этот фонд будет «заморожен» на уровне 381 млрд рублей. Но как только новая система заработает, фонд оплаты труда возрастет на 135 млрд рублей. По словам Александра Сафонова, эти деньги будут использованы на 30-процентную надбавку всем федеральным бюджетникам.

Однако Лилия Овчарова из Независимого института социальной политики обращает внимание на то, что разрыв между средними зарплатами в регионах и так достигает 6 раз (от 7 до 41 тыс. рублей), а новая система может еще больше усилить неравенство. Кроме того, в самих коллективах бюджетных учреждений возникнет разница доходов, которая может быть неадекватна разнице в качестве труда. А если говорить о «стимулирующих» надбавках, то здесь есть немалые возможности для произвола. И вполне возможно, что больше получит не тот, кто работает на порядок лучше, а тот, у кого на порядок лучше отношения с начальством.

По мнению Владимира Гимпельсона, директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, зарплаты бюджетников все равно далеки от заработка людей с аналогичными компетенциями в частном секторе. По его данным, зарплаты в образовании держатся на уровне 62–65% от средних по стране, а в здравоохранении — 73–75%. Новая система никак не направлена на ликвидацию этого разрыва. Никакие 30-процентные надбавки не решают, по большому счету, эту проблему: ведь они осуществляются на фоне высокой инфляции, которая особенно болезненно бьет по беднейшим слоям населения, к которым, как ни печально, до сих пор относятся российские бюджетники.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.