Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

Личный космос

12.04.2011 | Мостовщиков Егор | № 13 (198) от 11 апреля 2011 года

Сделать ракету и полететь

18-3.jpg
Собери сам. На снимке изображена высокотехнологичная техника, собранная датчанами собственными руками: ракета-носитель и летательный аппарат «Тихо Браге», плавучий космодром «Спутник» и подводная лодка

«Чтобы построить собственную космическую ракету, вам понадобится наковальня, молоток, отвертка, шлифовальный станок и сварочный аппарат. Вот и все», — как-то совершенно буднично, будто речь о прогнозе погоды на завтра, сказал во время одной из своих лекций в Копенгагене бывший архитектор Кристиан фон Бенгтсон. Как самостоятельно можно улететь на орбиту — узнавал The New Times

Датчанин Кристиан фон Бенгтсон лыс, ему 37 лет, одет в черную майку и джинсы, немного запинается, но на сумасшедшего не похож — скорее на молодого IT-бизнесмена, готовящего очередной просчитанный и предсказуемый интернет-стартап.

Но его стартап предсказать сложно: в 2008 году фон Бенгтсон оставил работу и вместе со знакомым инженером Питером Мэдсеном создал некоммерческую организацию Copenhagen Suborbitals, и они засели в амбаре на заброшенной копенгагенской верфи — строить ракету. Некоторый опыт в создании крупных технических средств у них есть: инженер Мэдсон в свое время для развлечения построил три подводные лодки.

18-1.jpg
Кристиан фон Бенгсон
37 лет, архитектор. Имеет степень магистра в области аэрокосмической науки. Несколько раз сотрудничал с NASA.
18-2.jpg
Питер Мэдсен
40 лет, инженер. Специализируется на ракетных двигателях. Первым полетит в космос.

Ракета нынешним летом должна быть запущена в тестовый полет на высоту 20 километров, затем, после необходимой доработки, один из конструкторов-любителей отправится на ней в суборбитальный полет и станет не только первым датчанином в космосе, но и первым человеком, который проложил себе дорогу к звездам собственными руками.

Энтузиастам-датчанам помогают еще 20 волонтеров. Компания денег не приносит, а финансируется за счет пожертвований со всего мира — многим хочется увидеть, как кто-то самостоятельно улетит в космос. Пожертвований, которые компания собирает через свой сайт, хватает и на материалы, и на инструменты, и на постоянные исследования и тесты. Ракета «Тихо Браге», названная в честь датского астронома и астролога, обошлась в $60 тыс. — в несколько тысяч раз дешевле американской ракеты серии «Редстоун», чем особенно гордятся создатели.

«Тихо Браге» состоит из двух частей: из 9-метровой ракеты HEAT-1Х (топливо на основе полиуретана, жидкий кислород в качестве окислителя) и одноместного 3,5-метрового летательного аппарата, покоящегося на верхушке ракеты-носителя. По задумке создателей ракета должна взлететь на 100 километров вверх и отстрелить капсулу с датским космонавтом. Пробыв 5–10 минут в настоящем космосе, она под действием законов аэродинамики упадет вниз. Три парашюта должны обеспечить мягкое приземление. Если испытания и первый полет пройдут успешно, Copenhagen Suborbitals отправится в настоящее орбитальное путешествие.

По линии Кармана

Специалисты восторга тысяч людей, пожертвовавших Copenhagen Suborbital средства на строительство, не разделяют. «Это неквалифицированные люди, которые, скорее всего, убьются, — сказал The New Times Сергей Крикалев**Сергей Крикалев — Герой Советского Союза и Герой России, на его счету 6 полетов в космос, суммарно он провел на орбите 803 дня., космонавт, рекордсмен по суммарному пребыванию в космосе, директор Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. — Они, скорее всего, не знают, что они делают. Всякий экстрим люди любят. Некоторые с моста головой вниз прыгают, тоже невесомость какое-то время испытывают». «Я серьезно к этому не отношусь. Аналогичные компании есть в Румынии, есть компании, которые делают луноходы и ракеты. Об этом говорить серьезно можно только среди молодежи, чтобы их увлечь какой-то целью. Речь о том, чтобы любители своими силами отправили что-то в космос и уж тем более человека по баллистической траектории, не идет, — считает Игорь Маринин, главный редактор журнала «Новости космонавтики». — Это не подлодка и даже не самолет».

«Если вам предложат купить билет на эту ракету, я бы вам не советовал. Вы ничего не успеете рассмотреть, кроме той пустыни, где вас запустили и куда обратно уже будете спускаться. Чем хорош космический полет? Неделю летаешь — ты весь мир видишь, понимаете? Весь мир! Красота нашей планеты необыкновенная. А так только страху натерпитесь — все равно что тигрицу целовать! Страшно и никакого удовольствия», — добавляет космонавт Георгий Гречко**В отряде космонавтов с 1966 года, кандидат технических наук. Трижды в период с 1975 по 1985 год в качестве бортинженера летал в космос, работал на трех орбитальных станциях, дважды Герой Советского Союза.

Опрошенные The New Times специалисты сходятся на том, что эра любительских полетов либо далека, либо вообще невозможна. Другое дело — крупные бизнес-компании, которые вкладывают деньги, чтобы создать новую туристическую нишу: возить людей на пилотируемых кораблях на суборбиту, пребывать некоторое время в невесомости и отправляться обратно на Землю. Самая известная среди них — Virgin Galactic, открывавшая в минувшем октябре первый в мире частный космопорт. Компания собирается устраивать регулярные суборбитальные полеты для туристов начиная с 2012 года и уже продает билеты по $200 тыс. Правда, первые шаги компания начала делать еще в 2004 году, когда корабль SpaceShipOne, основная единица космофлота, стал первым на свете частным пилотируемым средством, вышедшим в космос. Тогда создатель компании известный бизнесмен Ричард Брэнсон и его партнер Берт Рутан, проектировщик судна, говорили, что смогут начать возить людей за пределы линии Кармана**100 км над уровнем моря, считается границей между атмосферой и космосом. через 2,5–3 года. Как видно, не получилось. «Это серьезная компания, у них есть какие-то шансы, но даже и у них может не получиться», — считает Игорь Маринин.

Однако Кристиан фон Бенгтсон с экспертами-пессимистами не согласен: «Даже если у нас не будет получаться снова и снова, я буду и в 80 лет сидеть в инвалидном кресле и нажимать на кнопку, пока не получится запуск. Потому что нам туда нужно.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.