#Деньги

Пауки в банке

13.04.2011 | № 13 (198) от 11 апреля 2011 года

Банк Москвы стал жертвой недружеского поглощения

Пауки в банке. Корпоративная битва за Банк Москвы — пятый во всероссийском рейтинге по размеру активов — близка к своему финалу. На 21 апреля назначено собрание акционеров, на котором должен быть выбран новый президент банка. 8 апреля стало известно, что действующий глава Андрей Бородин продал свою долю акций структурам, близким к ВТБ, который теперь де-факто стал владельцем Банка Москвы. В деталях поглощения разбирался The New Times

С тех пор как министр финансов Алексей Кудрин впервые публично озвучил новость о покупке Банка Москвы банком ВТБ, прошло 4,5 месяца (см. подробнее The New Тimes № 41 от 6 декабря 2010 г.). За это время громкая, но вроде бы мирная сделка превратилась в операцию по враждебному поглощению, в рамках которой государственный ВТБ опирается на ресурсы Генпрокуратуры, ФНС, Счетной палаты… Жертва яростно сопротивлялась, но силы были явно неравны. С отставкой Юрия Лужкова Банк Москвы остался «без крыши», а утрата политического иммунитета для столь крупного экономического субъекта в нашем «резко континентальном» инвестиционном климате равносильна гибели.

Удары

Начались бесконечные проверки. «С ноября 2010 года в Банке Москвы проверки провели Банк России, Счетная палата РФ, Инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, УБЭП, Следственный комитет, Федеральная служба по финансовым рынкам, новые акционеры (ВТБ) и другие», — говорится в пресс-релизе Банка Москвы от 28 марта.

Давление оказывалось и непосредственно на Андрея Бородина. 30 марта следственный департамент при МВД попытался отстранить его от должности президента Банка Москвы на время расследования уголовного дела, возбужденного по ст. 159 ч. 4 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»): якобы банк незаконно выдал в 2009 году кредиты на сумму 12,76 млрд рублей ЗАО «Премьер Эстейт», подконтрольного Елене Батуриной. Суд, однако, не поддержал ходатайство и вернул его в МВД для устранения процедурных недостатков. Тем не менее Андрей Бородин уехал за границу — в Лондон. Сначала говорилось — на день рождения дочери, затем — на лечение. 6 апреля другой «лондонский изгнанник» Борис Березовский заявил, что Андрей Бородин собирается обратиться к британским властям с ходатайством о предоставлении политического убежища. В Банке Москвы подобные планы своего руководителя не подтверждают, настаивая на том, что его возвращение ожидается со дня на день. В доказательство этого пресс-служба банка процитировала The New Times рапоряжение Бородина из Лондона, датированное 7 апреля, которым он возвращал себе функции оперативного руководства банком, ранее делегированные первому заму Сергею Ермолаеву.

Госмины

Пока шла эскалация конфликта, рушилась стоимость банка. Банк Москвы в пресс-релизе от 28 марта заявил, что «прямые потери в виде недополученной в результате указанной кампании в 2011 году прибыли составят не менее 5 млрд рублей. Основной урон был нанесен темпам роста ресурсной базы и кредитного портфеля, который является главным источником доходов банка». Происходит отток клиентов из банка — как юридических, так и физических лиц.

В банковских кругах констатируют: все составляющие рейдерской атаки налицо — банк подвергается не только мощному силовому, но и информационному давлению. 25 февраля в прайм-тайм на НТВ был показан фильм «Дело в кепке-3», а 25 марта — фильм «ЧП. Расследование». Основной удар в обоих фильмах наносился по Банку Москвы и лично по Андрею Бородину. Масла в огонь подлила и проверка Счетной палаты, результаты которой были обнародованы 25 марта. Аудиторы потребовали провести ревизию кредитного портфеля. По данным Счетной палаты, банк финансировал зависимые организации на нерыночных условиях, из-за чего недополучил более 1,396 млрд рублей. Всего таких организаций около сорока, в их числе два частных охранных предприятия и газета «Московский комсомолец». «В целом банк крепкий, солидный и с большим потенциалом, но из него надо повытаскивать мины замедленного действия», — говорит аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.

Атака

5 апреля на съезде Ассоциации российских банков Андрей Костин резко негативно оценил состояние бизнеса Банка Москвы: он сравнил банк под руководством Бородина с криминальными банкротами — Межпромбанком, а также банками «Славянский» и ВЕФК. «Отчасти ответственность за те беспределы, которые мы видели в Межпромбанке, Банке Москвы, «Славянском», ВЕФК, — это из-за того, что функция надзора не исполняется в полной мере, в которой должна исполняться», — заявил глава ВТБ. Он призвал обеспечить Центробанку возможность отстранять менеджмент. «В противном случае нас ждет один и тот же сценарий: крах, отзыв лицензии», — добавил Костин.

Показательно, что финансовые показатели Банка Москвы ранее не вызывали беспокойства у ВТБ: чистая прибыль за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 18 раз — до 8,8 млрд рублей.

Ответ Бородина на обвинения Костина не заставил себя ждать. «Костин назвал беспределом ситуацию в Банке Москвы. По моей информации, ситуация в ВТБ на порядок более сложная. И руководителю второго банка в России стоит обратить внимание на возглавляемый им банк. У них серьезные проблемы в кредитном портфеле», — цитирует слова Бородина пресс-служба Банка Москвы.

«Каким профи нужно быть, чтобы купить за 100 млрд рублей кота в мешке. Возникает вопрос о профессионализме», — добавил Бородин, имея в виду сделку по покупке ВТБ доли акций Банка Москвы, принадлежащей столичному правительству.

Предъявляя публичные претензии к Банку Москвы, отмечают опрошенные The New Тimes аналитики, руководство ВТБ давало понять Бородину: если он не продаст акции своего банка «по-хорошему», это грозит ему уголовным делом. Судя по дальнейшему ходу событий, Бородин намек понял.

Торг

Пока в публичном пространстве глава ВТБ и глава Банка Москвы обменивались обвинениями и колкостями, «под ковром» шел торг — за кукую сумму и на каких условиях Бородин готов уступить котролируемый им пакет акций (совместная доля его и советника банка Льва Алалуева — 20,3%). По информации из источников, близких к руководству Банка Москвы, стало известно, что из «лондонского далека» Бородин предложил Костину три варианта сделки. Первый — «быстро и без взаимных претензий с возможными покупателями». Второй, «цивилизованный» сценарий предполагает независимую оценку банка. Третий сценарий аукционный: собственником банка останется тот, кто предложит лучшую цену. Любопытно, что именно за аукционный вариант продажи банка высказался помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

Ранее Бородина не устраивала цена, по которой ВТБ оценил Банк Москвы, — 202,8 млрд рублей. Бородин говорил о 240–280 млрд, но сейчас якобы уже опустил планку до $6 млрд (170 млрд).

8 апреля стало известно, что сделка по продаже состоялась. Но акции были проданы не напрямую ВТБ, а компании Nordic Yards. О ней известно, что она близка к руководству ВТБ, а возглавляет ее Виталий Юсуфов — сын экс-министра энергетики Игоря Юсуфова. Параметры сделки не раскрываются.

Исход

По расчетам банковских специалистов, еще до того, как Бородин согласился продать ВТБ, в руках у госбанка уже был сосредоточен контрольный пакет. 46,48% акций Банка Москвы он приобрел у московского правительства еще в 2010 году, и 3,88% акций приобрел бизнесмен Сулейман Керимов у Goldman Sachs в интересах ВТБ. Итого получается 50,46%. Теперь же, после того как Nordic Yards продаст «бородинский» пакет ВТБ, доля последнего вырастет до 70,76%. Сценарий собрания акционеров, назначенного на 21 апреля, предопределен: Андрей Бородин освободит кресло президента, а займет его, скорее всего, ставленник ВТБ Михаил Кузовлев.

8 апреля Андрей Костин уже как полноправный хозяин посетил офис Банка Москвы на предмет знакомства с менеджментом. Что касается Андрея Бородина, то его пресс-служба процитировала одну его фразу: «Удовлетворения от сделки я не испытываю».

Рейдерством называл действия ВТБ против Банка Москвы Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ: «У меня не было сомнений, что рейдер получит свою добычу, слишком тяжелые орудия пущены в дело. Андрей Бородин не имел шансов защитить свою собственность в российских судах, он даже и не пытался — исход был ясен заранее. У него не было иного выхода, кроме как продать акции банка. Если бы уперся и требовал справедливой цены, то уголовные дела против него (и его коллег, а также бывших покровителей) продолжали бы множиться». Впрочем, Андрею Бородину успокаиваться рано: уже после того, как он продал свои акции, Следственный комитет объявил его в розыск.



Хроника корпоративной войны

24 ноября 2010 г.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил журналистам, что ВТБ ведет переговоры о возможной покупке пакета мэрии в Банке Москвы.

13 декабря 2010 г.
Счетная палата начала проверку Банка Москвы.

31 декабря 2010 г.
Вице-мэр Москвы Андрей Шаронов заявил о том, что есть и другие претенденты на пакет мэрии в Банке Москвы. Среди них упоминалась итальянская группа UniCredit, но наибольшую PR-активность в этом направлении развил Альфа-Банк.

8 февраля 2011 г.
Офшор Marimba Trading направил мэру Москвы Сергею Собянину предложение купить пакет мэрии за 91 млрд рублей — на 1 млрд дороже, чем предлагал ВТБ.

21 февраля 2011 г.
Внеочередное собрание акционеров Банка Москвы избрало новый совет директоров. Большинство получили сторонники Бородина.

22 февраля 2011 г.
Завершена сделка по продаже 46,48% акций Банка Москвы между «Центральной топливной компанией» (100% «дочка» правительства Москвы) и ВТБ.

25 февраля 2011 г.
НТВ в прайм-тайм показала «Дело в кепке-3» о Банке Москвы.

23 марта 2011 г.
Goldman Sachs продал 3,88% акций Банка Москвы Сулейману Керимову, который, возможно, в данной сделке представлял интересы ВТБ.

23 марта 2011 г.
Миноритарии Банка Москвы во главе с Андреем Бородиным выставили ВТБ оферту на покупку доли в Банке Москвы.

25 марта 2011 г.
Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки Банка Москвы за 2009–2010 годы. Счетная палата выявила многочисленные нарушения в банке.

25 марта 2011 г.
Совет директоров Банка Москвы отстранил Михаила Кузовлева от должности члена правления Банка Москвы.

25 марта 2011 г.
НТВ в прайм-тайм показала фильм «ЧП. Расследование» о Банке Москвы.

25 марта 2011 г.
Андрею Бородину и его заместителю Дмитрию Акулинину были выписаны повестки явиться 28 марта к следователю по делу о незаконной выдаче кредитов ЗАО «Премьер Эстейт» на сумму 12,76 млрд рублей.

25 марта 2011 г.
Андрей Бородин и его заместитель Дмитрий Акулинин выехали за рубеж.

28 марта 2011 г.
Следователь вынес постановление о привлечении Бородина и Акулинина в качестве обвиняемых по ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями»). Однако обвинение им предъявлено не было, так как они не явились в назначенный срок.

30 марта 2011 г.
Австрийская Vienna Insurance Group сообщила о предстоящей продаже трех компаний, входящих в Столичную страховую группу. ВТБ принадлежит 25% + 1 акция ССГ, которая, в свою очередь, владеет 17,32% акций Банка Москвы.

5 апреля 2011 г.
Президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, выступая на форуме Ассоциации российских банков, назвал беспределом ситуацию в Банке Москвы.

6 апреля 2011 г.
Борис Березовский заявил, что Андрей Бородин, находящийся в Лондоне, собирается обратиться к британским властям с ходатайством о предоставлении политического убежища.

8 апреля 2011 г.
Андрей Бородин и его советник Лев Алалуев согласились продать свой пакет акций (20,3%). Условия сделки не оглашаются. Андрей Костин посетил головной офис Банка Москвы «для знакомства с менеджментом». 






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.