Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

«Мы не войну пародируем, а масскульт»

18.08.2008 | Сулькин Олег | № 33 от 18 августа 2008 года

Бен Стиллер — The New Times

В российский прокат вышел фильм «Солдаты неудачи» — комедия о войне. The New Times встретился в Лос-Анджелесе с режиссером, автором сценария и исполнителем нескольких ролей в этом фильме Беном Стиллером

Вы на себя взвалили кучу обязанностей: и актер, и сценарист, и режиссер. Не тяжко? Еще раз хотите повторить такой опыт?

Вы забыли упомянуть — я же и один из продюсеров. Да, легкое безумие витало в воздухе. Но я обожаю руководить. Мне режиссура нравится даже больше актерства. Процесс коллективного творчества меня увлекает. И когда садишься в монтажной и начинаешь собирать фильм по кадрикам...

Цинизм и штампы

А что сложнее — управлять актерами или самому лицедействовать?

Кино про кино — очень трудное дело. В начале есть сцена, где моему герою взрывом отрывает руки, и он выставляет напоказ обугленные обрубки. Мои-то настоящие руки связаны за спиной. Я командую: «Снято!», а меня не понимают, думают, что «Снято!» говорит мой герой, а не я, как режиссер. Таких конфузов было множество. И разочарований, и сюрпризов. Шесть месяцев готовились, рисовали эскизы, строили планы, две недели репетировали перед камерой. А когда стартовали, то многое полетело коту под хвост. Но съемки на Гавайях я вспоминаю с наслаждением. Каждый день как праздник.

Вашему фильму присвоен прокатный рейтинг R (зрители моложе 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых), что существенно ограничивает аудиторию. Не обидно?

В первой сборке продолжительностью три с половиной часа было много всякого-разного, что пришлось с сожалением выбросить. Если бы мы все это оставили, нам бы и этого рейтинга не дали! А в общем, я себя не ограничивал ни в лексике, где много мата, ни в картинке, где много насилия.

Вы все время манипулируете зрителем. Вроде бы кровь настоящая, а потом понимаешь, что кетчуп. Вроде бы жалко парня, которого взрывом разносит в клочья. А потом осознаешь, что это такой очень черный, но все-таки юмор.

Вот-вот, именно на такую двойственность восприятия мы и рассчитывали. Мне очень важны тон, стиль, стёбность, пародийность. Если у нас это получилось, я самый счастливый человек на свете.

Один из персонажей, которого вы играете, — актер, явно равняется на Рэмбо, своего рода его клон, такой заносчивый и тщеславный невротик. В жизни вы на него хоть немножко похожи?

Думаю, все актеры подпитывают характеры своих персонажей как бы изнутри, чертами своей натуры. Где-то глубоко во мне сидит страх, смутное беспокойство. И это нельзя скрыть. Наверное, глаза выдают.

Войну и ее будни вы избрали главной комедийной мишенью. Не боитесь протестов ветеранов Вьетнама?

Надеюсь, что протестов не будет. Мне скептики говорили: не суйся в эту тему, война же идет. Но я не военную и не антивоенную картину снимал! Все же ясно прочитывается: мы не реальную войну пародируем, а пошлость массовой культуры, паразитирующей на войне. Мы высмеиваем цинизм и штампы киношников, а вовсе не мужество и героизм военнослужащих. Я тут на днях ездил с фильмом на базу морпехов Пендлтон под Сан-Диего. Примерно тысяча ребят просто ухохотались на просмотре. Это серьезные парни и девушки, они прошли огонь и воду и сразу поняли, кого мы избрали объектом для высмеивания.

Нет ли планов снять сиквел и переместить действие, допустим, в Ирак?

Нет, спасибо большое. Вот этого не надо.

Лысый Том Круз

Известно, что вы давно дружите с Томом Крузом. Его в фильме не узнать: лысый, с бородой, в очках да еще темпераментно танцует рэп. Трудно было уговорить его радикально изменить внешность?

Я послал Тому сценарий. Ему понравилось, особенно он проникся идеей тотального грима, чтобы предстать в необычном облике. Рэпа в сценарии не было, Том сам его предложил и начал двигаться по площадке так уморительно, что мы все полегли от хохота.

Дружба дружбой, но как он и другие ваши давние соратники, Джек Блэк, к примеру, воспринимали ваши указания на площадке? Слушались босса беспрекословно?

Я никогда не диктую свою волю, я всегда веду диалог с актерами, оператором, художником. Мне важно, что мои коллеги предлагают, и самое ценное я всегда с благодарностью принимаю. Когда фильм выйдет на DVD, вы увидите в бонусной секции не вошедшие дубли длиной 7–9 минут, где Блэк и Дауни бесподобно импровизируют, добавляют феньки и ужимки собственного изобретения.

Наверное, гордитесь тем, что по политической некорректности явно обошли братьев Фаррелли...

О, нет! Я вовсе не помышлял с ними соревноваться. Мне хотелось, чтобы получилось смешно и неожиданно, и остро. Удивить и рассмешить — вот о чем я думал.

На церемониях «Оскара» почти всегда награды получают актеры за драматические роли, и крайне редко — за комедийные. Не нужно ли ввести отдельную наградную категорию для актеров комедийного жанра? Ведь на «Золотых глобусах» есть такое разделение.

Комедия с точки зрения «Оскаров» — жанр второго сорта, а ведь снять хорошую комедию неизмеримо сложнее, чем драму. Но печалиться и нервничать по этому поводу не стоит. А то если будешь психовать, точно крыша поедет.

Великие ребята

Кто из мастеров на вас повлиял?

Самым решительным образом — Спилберг. Я вырос на его фильмах, а в «Империи солнца» фактически дебютировал. Мартин Скорсезе, тот же Коппола. Великие ребята! Восхищают «Охотники за привидениями» Хэролда Рамиса и Айвена Рейтмана, люблю Мела Брукса и Вуди Аллена.

Прислушиваетесь к советам со стороны?

Далеко не всегда. Сколько людей, столько мнений. Очень много субъективизма. Спроси пятерых режиссеров, как снять ту или иную сцену, получишь пять совершенно разных ответов.

Будете снимать как режиссер в будущем?

Непременно.

Есть уже следующий проект?

Я работаю над сиквелом «Ночи в музее». Съемки идут в Канаде и в музее «Смитсониан» в Вашингтоне. А потом собираюсь отдохнуть.

Бен Стиллер родился в 1965 году в Нью-Йорке в семье известных актеровкомиков Джерри Стиллера и Анне Меара. В 10 лет он начал снимать на собственную 8-миллиметровую камеру. Впервые снялся в 10 лет в телесериале, где играла его мать. Среди наиболее популярных фильмов, в которых он снялся в качестве актера или которые поставил, — «Знакомство с родителями», «Образцовый самец», «А вот и Полли», «Знакомство с Факерами», «Ночь в музее», а также задуманный и озвученный им мультфильм «Мадагаскар».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.