Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Суд и тюрьма

Блогировка удара

25.08.2008 | Барабанов Илья | № 34 от 25 августа 2008 года

Кто победил в информационной войне

Союз советских социалистических СМИ. Российское руководство проиграло информационную войну в мире, безоговорочно победив в пропагандистской кампании внутри страны. К противостоянию в международном медиапространстве Грузия оказалась подготовленной в разы лучше. В причинах и следствиях разбирался The New Times

Война в Южной Осетии показала, что ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер-министр Владимир Путин оказались не готовы к полномасштабной информационной войне. Результаты исследований ВЦИОМа и «Левада-Центра», проведенные сразу после завершения боевых действий, говорят следующее: 23% россиян считают, что президент был недостаточно жестким, а 28% вообще ничего не знают о позиции Медведева. На этом фоне кремлевские идеологи жалуются на предвзятость западных СМИ, которые, по их мнению, слишком однобоко освещали конфликт в Южной Осетии.

Неравные силы

«Надо признать, что информационную войну Россия проиграла, — написал в своем блоге американский политолог Николай Злобин. — Поразительно, но никто из высших руководителей России так и не обратился напрямую к своему народу и миру с объяснением ее позиции. Не было обращения к нации. Не было объяснения, за что именно погибли миротворцы, посланные туда официальной Москвой, почему сотнями гибнут их соотечественники в Южной Осетии, а Российская армия открыто бомбит территорию соседнего государства».

В дни войны основными ньюсмейкерами Москвы стали заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын и представитель России при ООН Виталий Чуркин. Несколько интервью и брифингов дал глава МИДа Сергей Лавров. Однажды выступил бывший министр обороны, а ныне вице-премьер Сергей Иванов. И все.

Грузия в этом плане подошла к войне намного грамотнее. «Я не могу вспомнить другого конфликта, в ходе которого так бы использовали CNN, — говорит профессор Колумбийского университета Линкольн Митчелл в интервью Moscow Times. — Можно было подумать, что у Михаила Саакашвили там есть собственное шоу». Посчитать количество интервью грузинского лидера в дни войны западным СМИ просто невозможно. Помимо него на постоянной связи с прессой было все грузинское руководство, начиная с премьера Ладо Гургенидзе и заканчивая последним чином в Министерстве обороны. По мнению Митчелла, Саакашвили раньше Москвы понял необходимость работать с западным общественным мнением, в то время как «Медведев выглядел советским аппаратчиком, а Путин — мафиози из фильма «Клан Сопрано». При этом и у Тбилиси, и у Москвы есть в США лоббистские конторы, в чью функцию входит работа с общественным мнением. По разным данным, Саакашвили такая услуга обошлась в $120 тыс., Кремлю — почти в $2 млн.

Граница на замке

Доступность руководителей страны стала при этом далеко не самым главным козырем в руках Тбилиси. В Гори с первого дня военных действий работал международный пресс-центр. По словам журналиста «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина, оказавшегося в первые дни войны в Гори, под пресс-центр было отведено три этажа здания местного телевидения. «Там собрали западных журналистов. В первый день войны их было очень много — человек 50. Их вывозили на позиции, каждый час с оперативной информацией выходил глава прессцентра, регулярно приезжал Дмитрий Санакоев (руководитель временной администрации Южной Осетии». — The New Times). Все они давали интервью на грузинском и английском», — рассказал Стешин The New Times.

Иностранные журналисты, оказавшиеся в России, были совсем в иных условиях. Через российско-грузинскую границу в районе Рокского тоннеля их просто не пропускали, хотя для российской прессы никаких ограничений на перемещения в первые дни не было. «На границе мне сказали, что пересекать ее имеют право только граждане стран СНГ, и рекомендовали ехать обратно во Владикавказ», — сказал The New Times корреспондент китайского агентства «Синьхуа» Чжао Цзялинь. «Пограничники ссылались на какое-то российско-грузинское соглашение, по которому границу в зоне Южной Осетии не имеют права пересекать иностранцы», — дополнил его венгерский журналист Гергей Нилаш из газеты «Непсабадшаг».

Корреспонденту польского еженедельника «Пшекруй» Сергею Гречушкину удалось попасть в зону конфликта только благодаря российскому паспорту, но и он, вернувшись в Северную Осетию, провел пять часов в отделении милиции, пока оперативники выясняли его личность. Журналист агентства France Press приехал в Цхинвали еще за несколько дней до войны, а вот телеканалу CNN пришлось дожидаться, пока в столицу непризнанной республики доберется русский фотограф журнала Time: нормальной картинки CNN получить так и не удалось, в итоге в эфир вышел фотограф Time и слайд-шоу из фотографий. Ближе к завершению военных действий проблемы стали возникать и у российских журналистов, которым вдруг для работы потребовалась специальная аккредитация МИДа и ФСБ. А в это время, как свидетельствуют очевидцы, кремлевские и чекистские пиар-начальники без устали отмечали счастье мирной жизни далеко от Москвы в главной гостинице Владикавказа.

Блогокремль

При этом пропагандистскую кампанию внутри страны кремлевские пиарщики выиграли безоговорочно. Впрочем, внутри страны у них и конкурентов не было. Телевидение традиционно давало только одну точку зрения, приглашая в эфир даже врачей, которым по фотографиям возбужденного грузинского лидера предлагалось поставить ему диагноз.

Грузинские власти не остались в долгу: продемонстрировали свою «демократичность», отключив сначала от вещания российские телеканалы, затем и закрыв доступ ко всем сайтам с доменом ru, а в довершение прекратили вещание русскоязычного RTVI, после того как там прошло интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова «Эху Москвы».

Российские хакеры еще раньше взломали правительственные сайты в Грузии. Уже 8 августа, через несколько часов после начала войны, хакерам удалось обвалить сайты президента и правительства, парламента, МИДа, МВД, Министерства обороны, Минфина и Национального банка Грузии. Посетители информационного агентства «Грузия Online» обнаруживали на главной странице издания фотографию Саакашвили в нацистской форме, при этом грузинскому лидеру были пририсованы гитлеровские усы.

Пожалуй, впервые полная победа была одержана кремлевскими пиарщиками в интернете. Наиболее активно кремлевские пропагандисты вели себя в эти дни в блогосфере. Особенно отличились сотрудники прокремлевского Фонда эффективной политики Глеба Павловского. В режиме информационных агентств они забивали ленты блогов новостями с фронтов, разбавленными откровенной пропагандой. Пропагандисты воспользовались тем, что интерес к новостям в обществе в эти дни был особо велик (рейтинги новостных программ на телевидении, несмотря на Олимпиаду, возросли в два раза). Популярность информационных блогов также была высока, а их посещаемость в дни конфликта вполне можно было сравнить с посещаемостью наиболее раскрученных интернет-СМИ. Завоевавшись, политтехнологи попытались даже устроить скандал вокруг фотографий агентства Reuters из Гори. Блогеры из ФЭП утверждали, что фотографии с трупами грузин, погибших в результате российского авианалета, — подделка, и даже сфабриковали интервью с фотографом, которое якобы у него взял главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. В поддельном интервью фотограф подтверждал, что сделанные им кадры постановочные. На фальшивку отреагировали даже некоторые вполне серьезные СМИ, перепечатавшие новость о «проколе» Reuters. Распространению дезинформации не смогли помешать ни опровержение от самого Венедиктова (он этого интервью не брал), ни сообщение на официальном сайте агентства о том, что результаты внутренней проверки подтвердили аутентичность сделанных кадров.

Победа в блогах, конечно, никак не могла повлиять на международное общественное мнение, но стала одним из этапов победы на внутреннем информационном фронте. Осталось освоить международные технологии.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.