#Без политики

Самый старый новый год

2011.04.03

ASSIRIA_PHOTAS_200.jpg
Каменный рельеф.
Период царя Саргона II (722–705 до н.э.).
Париж, Лувр
Дети Тигра и Евфрата. С Новым годом 1 апреля поздравили друг друга московские ассирийцы. И это не первоапрельская шутка. Именно в этот день один из самых древних народов отмечает новолетие — Ха б-Нисан по-арамейски. Уже в 6761-й раз, из которых 2616 — без собственной страны. Откуда в Москве ассирийцы — узнавал The New Times

В междуречье Тигра и Евфрата, на исторической родине ассирийцев, в апреле вовсю цветут абрикосы и вишни. Но в заснеженной Москве, приютившей одну из многочисленных разбросанных по всему миру ассирийских диаспор, так приятно в праздничную ночь помечтать о весне, о пробуждении природы, а может быть, и возрождении некогда великой Ассирии, завоеванной и стертой с лица земли в 605 году до нашей эры.

Ха б-Нисан

Айсоры, суряне и атураи — три названия одного этноса, земля которого лежала между современными границами Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе, охватывая практически всю территорию современного Ирака. Ассирийское царство было мощным. Под стать были праздники.

Ха б-Нисан отмечали масштабно. Это была 12-дневная церемония с участием божества Мардука, верховных жрецов и правителя страны — царя и его приближенных. Каждый день имел свое предназначение. Например, первые четыре дня — подготовительные: все проходили обряды «очищения». В шестой день несколько божеств, среди них Набу, сын Мардука, прибывали на специальной барже в Вавилон. На двенадцатый день церемония завершалась, и боги возвращались — каждый в свой храм.

Современные ассирийцы ограничиваются парадами и застольями. В этом году на 3 апреля, воскресенье, было запланировано шествие в Чикаго, где диаспора насчитывает около 100 тыс. человек. Там традиционно снаряжают открытый грузовик, украшенный цветами, который движется по бульвару Царя Саргона. В Ираке парады, запрещенные при Саддаме Хусейне, возобновились лишь три года назад. Московские ассирийцы на улицу не выходят — они арендуют Дом культуры или ресторан, украшают помещение ветками плодовых деревьев (хорошо бы цветущих, но где их возьмешь?), а на стол выставляют национальные блюда: дохву из ребер баранины, джаджик из творога, мучную мертоху, а к ним — освежающий кисломолочный напиток сыппура.
MAP_ASSIRIA_490.jpg
Увеличить изображение (1600х1117 pix откроется в новом окне)
Танцуют все

Другой, не менее любимый праздник — свадьба. Ассирийцы давно отказались от многоженства — христианство обязывает. Денег на торжество не жалеют: свадьба идет два дня, и угощение достается всем, кто заходит в дом поздравить новобрачных. Жених надевает на шею красный платок, символ невинности невесты, который хранится до рождения первенца, невеста — пышное, до пола, платье. Танцуют много. Отдельно — танец жениха и невесты: их осыпают цветами и деньгами. Отдельно — танец гостей «Семь кругов». В полной темноте зажигаются свечи, гости встают друг за дружкой и вот так, хороводом, медленно обходят зал семь раз. Очень торжественный момент — сабахт, вручение подарков. Каждый гость подходит к ведущему церемонии (обязательно уважаемый всеми долгожитель), сообщает свое имя, имя отца и деда, отдает подарок и выпивает рюмку вина.

Неизменный атрибут всех праздников — ассирийский флаг. Тут много символов. Золотой шар в голубом силуэте в форме звезды — солнце и земля. Волнистые полосы — реки Месопотамии. Темно-синий Евфрат — благополучие, красный Тигр — смелость и гордость, белый Заб — радость и мир. Но сегодня, как говорится на одном из сайтов ассирийской диаспоры в России, значение этих полос интерпретируют по-новому: «дороги, по которым со всех концов света ассирийцы должны вернуться обратно на историческую родину».

Верующие от Фомы

После того как Мидия и Вавилония разрушили первую в истории человечества империю — Новую Ассирию* * Ассирийская империя просуществовала свыше тысячи лет, начиная с XVIII века до н.э. и до ее уничтожения в VII столетии до н.э. (около 605 до н.э.) Мидией — царством в северо-западных областях Иранского нагорья и Вавилонией — царством на юге Междуречья. , ее население смешалось с семитскими племенами арамеев и халдеев. В I веке, усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея атураи стали христианами. Причем сам Петр стал первым патриархом Ассирийской церкви Востока. И с тех пор она не сильно изменилась. В храмах нет икон и статуй, служба чаще всего ведется на арамейском языке.* * Язык семитской группы, получивший свое название от арамейских (кочевых) племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н. э., в языковом и этническом отношении близких к народам древнего Израиля. Так же как и в православии, детей крестят в младенчестве, но, например, исповеди в традиционном понимании в ассирийской церкви нет: верующий перед литургией просит прощения у тех, кого обидел, но не говорит о своих грехах священнику. Последний же, преклонив колени, молит Бога о милости к кающимся.

Одна из самых проникновенных молитв в православии, великопостная «Господи и Владыко живота моего…», столь любимая Пушкиным (он даже включил ее в состав стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»), составлена именно одним из первых учителей Ассирийской церкви Востока Ефремом Сирином.
IMG_8802_490.jpg
Мат Марьям — ассирийская церковь на Дубровке в Москве

ASSIRIA_REUTERS_200.jpg
Служба в церкви монастыря
Святого Матвея на горе Маклуб
в Северном Иране
Любопытно, что восточные христиане отвергают термин Богородица, но называют Деву Марию — «Мать Христа». Однако почитание Божьей Матери, как и любой матери вообще, у ассирийцев совершенно особенное. В ее честь называется большинство храмов, как, например, московский Мат Марьям на Дубровке.

Вечно гонимые

Заложенная апостолами крепкая христианская вера, с одной стороны, удержала этнос от полного растворения в массе других народов, с другой — послужила причиной бесконечных гонений. В окружении иудеев, зороастрийцев, а затем и мусульман выживать было непросто. Среди первых христианских мучеников много ассирийцев. Более того, поражают масштабы миссионерской деятельности несториан, как еще называют адептов этой церкви (по имени канонизированного ею архиепископа Константинопольского Нестория, жившего в V веке). Именно они, спасаясь от гонений в Персии, принесли христианство в Индию, в Среднюю Азию, Монголию, Китай, а оттуда в Японию. В начале XIII века христианские ханства Центральной Азии были завоеваны монголами Чингисхана, но сама церковь не была запрещена. Более того, два сына Чингисхана были женаты на христианках, а сын второго хана Золотой Орды Батыя Сартак и сам исповедовал восточное христианство. Но идиллия длилась недолго: сначала хан-мусульманин Берке устроил резню несториан в Самарканде, не пожалев даже племянника Сартака. Затем ассирийцев целенаправленно уничтожали Тамерлан и Улугбек. Выжить смогла лишь та небольшая часть, что укрылась в горах Курдистана. Часть верующих Ассирийской церкви Востока из Золотой Орды успела переселиться в Московскую Русь и перейти в православие.
ASSIRIA_SHUTTER_200.jpg
Мяста, кисломолочное блюдо
2 л молока, 50–100 г сметаны.
Вскипятите молоко. В остывшее
теплое молоко медленно влейте
сметану, осторожно перемешивая.
Накройте кастрюлю марлей,
а сверху — крышкой.
После этого кастрюлю укройте
теплой накидкой и оставьте
часов на 10–12.
Готовое мяста нужно
поставить в холодильник.

Следующие волны ассирийцев, но теперь уже из Персии и Турции, хлынули в Российскую империю сначала после русско-персидской войны 1826–1828 гг., а затем после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. И это было не последнее бегство от турок. Во время Первой мировой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее, за помощь русской армии. Месть была более чем жестокой. Сначала были перебиты мужчины, в том числе и призванные в турецкую армию, затем разграблены селения, убиты женщины, дети и старики. Депортированным «повезло» не больше: они умирали в дороге от голода и болезней. Историки говорят о количестве жертв от 500 до 700 тыс. человек. Причем около 100 тыс. восточных христиан были убиты в соседней Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тыс. ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия. Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов и даже делать ответные вылазки.
ASSIRIA_1_SHUTTER_200.jpg
Джаджик, блюдо из творога
1 кг творога, 200 г сливочного
масла, по 200 г зеленого лука
и укропа, соль.
В творог добавьте мелко
нарезанные лук и укроп,
размягченное масло, тщательно
перемешайте, посолите.

После так называемой «сирийской резни», которая шла фактически параллельно с армянской, значительная часть ассирийцев сбежала на оккупированную британцами территорию современного Ирака. Там в составе элитной бригады они охраняли учреждения и нефтепромыслы, боролись с бандитами. Когда же летом 1933 года арабы заподозрили ассирийцев в желании восстать и создать свое государство с центром в Мосуле, началась очередная бойня. И опять итог — 30 тыс. погибших, тысячи бежавших в Сирию, а затем в США.

Другая часть беженцев 1914–1918 годов добралась до России. Прием был не самый теплый. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, к мусульманам. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру.

Советской власти сначала было не до ассирийцев. Но со временем окрепшая рука товарища Сталина дотянулась и до них. Те, кто пережил общую мясорубку 1937–1938 годов, в 1949 году, на волне послевоенных депортаций, подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь (в основном в район Нарыма) и Казахстан. Само название народа было под запретом. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему простодушно сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки».
ASSIRIA_2_SHUTTER_200.jpg
Дохва, первое мясное блюдо
На 500 г бараньих ребер —
250 г воды, 2 яйца, 1/3 стакана
промытого риса, 3 литра заранее
приготовленного мяста, по 10–15 г
сушеных душицы, мяты, зверобоя.
Отварить баранину, вынуть
готовое мясо, а бульон процедить.
Мяста посолить, добавить в него
яйца и рис. Поставить на огонь
и, помешивая, добавить бульон.
Продолжая помешивать, доводим
до кипения. Затем в готовое дохва
перекладываем вареное мясо
и сушеную зелень.
Подается к столу и горячим,
и охлажденным.

Но они все равно выжили, отвоевали у государства свои маленькие кусочки независимости, пусть даже в виде палаток «Чистка обуви» — для многих это была единственная возможность заработать. Поселившись на Тишинке, в Замоскворечье и на Самотеке, ассирийцы-чистильщики уже с 20-х годов прошлого столетия стали неотъемлемой частью столичного быта.

Среди московских ассирийцев есть писатели, артисты, журналисты, ученые, военные. В медицине наиболее известны два имени: покинувший недавно пост президента РАМН директор Московского онкологического центра на Каширском шоссе Михаил Давыдов и популярная в 80–90-е годы целительница Джуна Давиташвили, объявившая себя в 1997 году «царицей ассирийского народа». Но независимо от профессии и социального положения московские атураи, объединенные организацией «Хаятда» («Возрождение»), любят собираться, вместе отмечать праздники и разговаривать. Недаром же пословица гласит: «Ассирийцы после долгих разговоров обязательно окажутся родственниками».

Насколько мог припомнить Йоссариан, он с терпеливой улыбкой объяснял Клевинджеру, что кто-то всегда замышлял убить его и для которых он что-то значил, но были и другие, для которых он ничего не значил и которые ненавидели его и норовили прикончить. Ненавидели же они его за национальность — за то, что он ассириец.

Джозеф Хеллер. «Уловка-22»



Бежавшие из Золотой Орды восточные христиане частично осели в степной зоне между Ордой, Русью и Княжеством Литовским, где со временем образовали казачество. О предках казакам напоминают тюркские слова (майдан, гайдамак, отаман и т.д.), суффиксы — ук/-юк в украинских фамилиях, а также характерный несторианский равносторонний крест с расширяющимися от центра концами.


Ассирийский этикет — свод неписаных законов. Главные качества добропорядочного атурая — гостеприимство, почитание старших, храбрость, дружба, чувство чести и совести, умение прощать и быть снисходительным.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share