#Культура

«Мы так не договаривались»

2011.04.03

О Людмиле Гурченко
S_RYAZANOVYIM_TASS_490.JPG
Одной из любимых фраз Люси, которую я слышал довольно часто — или после блестяще сыгранной сцены, или проникновенно исполненной песни, была такая: «Если кто может сделать лучше, пусть попробует». И в этом не было ни бахвальства, ни самодовольства. Просто в этот момент она отчетливо понимала, что была максимально близка к выполнению той задачи, которую сама же ставила перед собой. Внутренний мир актрисы в это мгновенье безошибочно совпадал с сутью ее персонажа…

Перед лицом смерти не хочется прибегать к трюизмам, вроде таких: Гурченко была гениальной актрисой. Да, это правда! Или — ее диапазон был огромен, от высокой трагедии, глубокой драмы, безупречного реализма чувств к легкой иронической комедии, к сарказму, едкой комедии, вплоть до гротеска, буффонады и пародии. Везде она была великолепна! И это тоже правда! Или — что каждая ее жилка была насквозь пронизана музыкой, которую она боготворила, что вся она была, как звенящая музыкальная нота. И это правда! Второй такой не было, нет и неизвестно, будет ли когда-нибудь…

Когда мне позвонили по телефону вечером 30 марта и сказали, что Люси не стало, я крикнул: «Это неправда!» И бросил трубку, настолько это не вязалось с ней, с ее уникальной, неповторимой индивидуальностью, ее жизнелюбием. Когда, после бесчисленных звонков, в эту трагическую новость пришлось поверить, я отключил мобильник и улегся лицом к стенке. Я пролежал сутки почти без сна и думал только о том, как же это несчастье могло случиться?! Ибо жизнестойкость ее была фантастична. Люсю всегда переполняла творческая активность, ее жажда созидания была беспредельна, а выдумки, поиски нового — неуемны. Снимая с ней «Вокзал для двоих», я всегда сравнивал энергию, напор Гурченко с атомной электростанцией. Если что-то и было противоположное ее жизненной мощи — так это слово «смерть».

Мы дружили с Люсей 55 лет, начиная со съемок «Карнавальной ночи» в 1956 году. Не все у нас было ладно в начале нашей совместной работы: я придирался к ее походке, она казалась мне вульгарной, я ужасался ее украинскому акценту, который был немыслим в нашей картине. В ней было немало «ужимок и прыжков», заимствованных ею из зарубежных, «трофейных» фильмов. Приходилось бороться с этими недостатками, снимая по множеству дублей. Но потом наша «Карнавальная ночь», ставшая для той эпохи бомбой, своеобразным символом «оттепели», вышла на экран, и на двадцатилетнюю студентку ВГИКа свалилась неслыханная слава.

Разные мысли и чувства ворочались во мне, когда я лежал, уткнувшись в стену. Главными были страшная горечь и отчаяние. Люся была моложе меня на 8 лет, но меня не отпускала мысль о сиротстве. Мне стало страшно: как же так? Я никогда теперь не смогу поговорить с ней. Мы не будем дурачиться, понимая друг друга с полуслова, полунамека. Например, у нее была забавная, озорная прибаутка. Когда она вставала со стула, собираясь уходить из гостей, она всегда произносила нечто полунемецкое, полурусское: «Ауфен ди жопен».

У нас никогда не было амурных отношений, но дружба, которая нас связывала после «Вокзала для двоих», была нерушима. Каждый из нас был готов на все ради другого. Иногда, когда меня спрашивали: может ли быть дружба между мужчиной и женщиной? — я всегда отвечал: «Может!», имея в виду мои отношения с Люсей.

Когда мы приступили к картине «Старые клячи», финансовое положение в кинематографе было, как всегда в последние годы, бедственным. И «старым клячам», дивным актрисам, предложили нищенские гонорары. И тогда Люся сказала: «Сценарий очень хороший, режиссер — тоже. Будем зарабатывать в другом месте…» Работали все мои дорогие «клячи» дружно, неистово, с огромным желанием. На той картине я испытывал чувство счастья от общения с потрясающими актрисами.

А «закольцевалось» мое творческое сотрудничество с Люсей на фильме «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя». В том же вестибюле Театра Российской армии, где молоденькая студентка сказала, стоя на новогодней горке: «Ну что ж! Попробуем!» — звезда, великая актриса спела финальную песню, написанную для нее великим композитором Александрой Пахмутовой.

И однако, чувство покинутости не оставляет меня. Как говорится, мы так не договаривались…




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share