«Если вы не готовы вставать в 7.30 утра, то какого черта вы решили стать волонтером?» — такое объявление итальянский фермер Антонелло Сирагуза повесил в комнате, где обитали студенты, приехавшие сюда из разных частей мира забесплатно поработать и пообщаться. Как студенту с пользой и недорого провести каникулы — на личном опыте выяснял The New Times

Натали (Техас, США): Я уже шесть месяцев путешествую. Работала волонтером на фермах в Испании, Франции, теперь вот тут, в Италии. После собираюсь в Англию, ну а потом домой, в Штаты, в родной Техас.

The New Times: По дому скучаешь? Да, бывает. Но вообще у меня двойственное чувство по поводу возвращения домой: я так давно там не была, что не знаю, что там найду.

А что собираешься делать, когда вернешься? Работать. А потом опять путешествовать. Работать, чтобы путешествовать — вот моя жизненная установка.

На ферме в Центральной Италии, где автор встретила Натали из Техаса, не одна она придерживалась такой жизненной философии. Люди приезжают на эту ферму в двух качествах: одни как волонтеры, добровольцы, помогающие за еду и крышу над головой по хозяйству, другие как гости, любители агротуризма — экологически чистого отдыха в сельской местности с дегустацией производимых там продуктов питания. Но всех их объединяет одно: страсть к путешествиям, природе и межкультурному общению. Кто-то приезжает на несколько дней, чтобы на время отрешиться от дел, которые ждут в лондонском офисе, другие, почти сразу же проникшись безмятежностью и свободой, царящими на ферме, остаются на две-три недели, лениво покачиваясь в гамаке на террасе с видом на Апеннины.

Ферма

Ферма — это семейный бизнес, руководит им 30-летний Антонелло Сирагуза, а помогают ему отец Джузеппе и мама Мария. Антонелло изучал английскую и испанскую литературу, работал год официантом в Сан-Франциско, а затем вернулся домой и придумал способ зарабатывать деньги, практически не выходя из дома. Свободные спальни в хозяйском доме и флигеле во дворе он преобразовал в комнаты для гостей. Мария готовит замечательную итальянскую еду, в основном пасту, причем все нужные для приготовления продукты (овощи, молоко, яйца) производятся на ферме. Джузеппе делает оливковое масло и сладкое белое вино и очень гордится тем, что не использует при выращивании винограда никаких удобрений: волонтеры вручную отчищают каждую гроздь от листьев так, чтобы лучи солнца могли достать ее со всех сторон. Вообще Джузеппе работает по правилу одного римского императора: «Торопись медленно». Он любит повторять запыхавшимся волонтерам: «Piano! Con calma!» («Тихонько! Спокойно!») А если кто-то из девушек не в тонусе, он сокрушенно говорит: «Вот была бы у меня кофемашинка, я бы сделал для синьорины кофе».

Пастуший экстрим

Главная достопримечательность той области Италии, где находится ферма Антонелло, — национальный парк Абруццо, только там водится марсиканский бурый медведь, особый вид, сохранившийся на этой изолированной горами территории. Антонелло регулярно водит гостей в горы на знакомство с медведем, причем перед тем как вступить на территорию обитания медведя, он заставляет своих спутников проделать шутливый обряд: три раза повторить по-итальянски медведь — orso, а затем покрутить задом. Но единственный дикий зверь, который встречается на крутых горных тропинках, — это сам Антонелло, который, забегая вперед остальной компании, забирается на деревья и рычит, подражая медведю. Вообще сложно сказать, когда Антонелло шутит, а когда он серьезен. Путешественникам приходится призадуматься над предложением Антонелло искупаться в ледяной воде горного водопада — конечной цели посещения марсиканского медведя, но самые смелые все-таки бросаются в воду, чтобы тут же выпрыгнуть, дрожа от холода.

А еще гостям предлагается экстремальная экскурсия — посещение местного пастуха, и самое экстремальное в ней то, что надо встать в 5 утра, когда жаркое итальянское солнце еще прячется и холод пробирает до костей. Зато можно увидеть, как пастух выгоняет на пастбище стадо овец, оттаскивая за шкирку маленьких ягнят. А потом он подвешивает над огнем огромный котел с молоком, откуда потом вылавливает комья еще не застывшего пекорино, овечьего сыра. Гостям предлагается попробовать кусочек только что приготовленного сыра, положенный на хлеб, обмакнутый в оливковое масло. Годится в употребление и сыворотка, которая остается после приготовления сыра, но это напиток на любителя.

Волонтеры, если они освободились от работы, тоже принимают участие в этих мероприятиях. Но живут по несколько иному, отличному от гостей графику.

Встают они в 7.30 утра, съедают скромный завтрак, состоящий из пары ломтиков хлеба с джемом, а затем собираются во дворе, где фермер дает инструкцию на предстоящий рабочий день. Большую часть времени они проводят, работая на прилежащих к ферме участках, заросших лесом, которые Антонелло приобрел у переехавшего в Австралию местного семейства и где собирается устроить летний лагерь для своих клиентов. Задача волонтеров заключается в разгребании срубленных Антонелло и его отцом деревьев и укладывании их в аккуратные кучки по сторонам образовавшейся тропинки. Иногда кто-то остается на ферме и убирается в доме или выпалывает сорную траву, вовсю пробивающуюся из-под плиток, которыми вымощен двор. В 12.30 волонтеры заканчивают работать и садятся за стол, где неизменное блюдо — паста, а неизменный напиток — белое домашнее вино, которое с каждым днем становится все слаще. Затем они моют посуду и до ужина предоставлены самим себе. В этот промежуток у них есть возможность присоединиться к фермеру и его гостям в их походах. Ужин на ферме — особое действо, в котором как нельзя лучше воплощается главная идея, подтолкнувшая Антонелло к занятию агротуризмом.

Межкультурный полилог

Причин заняться тем, чем он занимается, у Антонелло было несколько. Во-первых, для него очень важен постоянный контакт с природой, ему вполне могла бы принадлежать фраза из «Неба над Берлином-2» о кочевниках, которым в какой-то момент стало безумно скучно, и они построили большие города, где осела вся их скука. Вовторых, тут конечно же не обошлось без заветной и долго лелеемой идеи. Антонелло очень вдохновил роман Алессандро Барикко «Море-океан», где описана помещенная в безвременье, в Негдейю, расположенная на маленьком острове таверна «Альмайер», место встречи случайных людей, каждый из которых так или иначе ищет свою судьбу. Ферма Антонелло напоминает что-то подобное: сюда приезжают на пару дней отдохнуть от суеты больших городов европейцы, американцы, австралийцы, и все они вместе встречаются за ужином, куда приходят не столько есть, сколько разговаривать.

Темы варьируются так же, как и приезжающие на ферму люди. Автору приходилось говорить обо всем, начиная от американской политики и кончая строительством небоскребов и особенностями индоевропейских языков. Среди гостей был один американец и одна англичанка, которые слушали в университете курс по российской политике, и им было интересно узнать, что дела в России обстоят не совсем так, как они себе представляют. Англичанка, например, со слов своего оптимистичного русского лектора была убеждена, что в России царит демократия.

Любопытно было увидеть, как по-разному американцы относятся к латиноамериканским эмигрантам. Например, у Натали, волонтерки из Техаса, все подруги в основном из Латинской Америки, она очень ценит эту культуру, учит испанский и читает Маркеса. Был на ферме один ирландец, которому автор рассказала про бум кельтской культуры в Москве и про то, как на день Святого Патрика, национальный ирландский праздник, у нас проводится парад чуть ли не масштабнее, чем в Дублине.

Кого берут в волонтеры?

Те, кто приглашает к себе волонтеров, вместо того чтобы нанять работников, преследуют отнюдь не только меркантильные цели (сложно сказать, что выгоднее: платить наемным работникам или терпеть у себя в доме и кормить совершенно чужих людей, которые чаще всего не обладают особыми профессиональными навыками). Обыкновенно хозяева — люди бывалые, открытые, что называется open-minded, получающие истинное удовольствие от ситуации межкультурной коммуникации и чувствующие себя в окружении своих иностранных гостей и работников как рыба в воде. И вы должны отвечать им тем же, всяческий feedback, обратная связь, весьма поощряется, в идеале вы должны расстаться взаимно обогащенными от общения.

Люди, ищущие волонтеров себе в помощь, существуют практически везде. Автору, как филологу, изучающему итальянский язык, было естественно завербоваться волонтером в Италии, хотя список стран, где практикуется волонтерство, в общем-то неограничен. Например, подруга-кельтолог отправилась нынешним летом доить коров в Ирландию.

В интернете существуют специальные сайты (например, www.helpx.net), где хозяева (hosts) выкладывают предложения для волонтеров, с этими данными могут ознакомиться все посетители сайта, но для того чтобы получить контакты хозяев, надо заплатить определенную сумму (20 евро). Однако можно сэкономить, взяв нужный e-mail у подруги или приятеля, уже имеющих аккаунт на волонтерском сайте. Получив адрес места, облюбованного для волонтерства, остается написать, что вы, такой прекрасный-распрекрасный, горите желанием примкнуть к их организации, и ждать ответа. Кроме платы за аккаунт на волонтерском сайте, а также расходов на дорогу и личные нужды, волонтерство не будет стоить вам ничего. Главное, быть уверенным, что вы к этому готовы. В комнате волонтеров у Антонелло висит объявление: «Если вы не готовы вставать в 7.30 утра, то какого черта вы решили стать волонтером?»

Человек, который хочет попробовать себя в качестве волонтера, должен четко усвоить, что со своим уставом в чужой монастырь лучше не соваться, что от него требуется максимум любопытства и открытости, и тогда все «трудности перевода» исчезнут, как по мановению волшебной палочки. Но прежде всего нужно желание. И воля, ведь именно от этого слова, только от латинского его аналога (voluntas) и произошло слово «волонтер».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.