Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

«Волга» впадает в «Опель»

10.06.2009 | Алякринская Наталья | №22 от 08.06.09

Зачем Россия спасает немецкий автогигант

Операция «Опель». Реанимация известного немецкого автопроизводителя доверена российско-канадскому альянсу Magna-Сбербанк-ГАЗ. Откуда у Сбербанка любовь к автопрому и зачем России понадобился Opel — выяснял The New Times

В критическую ситуацию Opel попал не сам. Будучи частью крупнейшего американского автопроизводителя General Motors, немецкий концерн приготовился умирать вместе с хозяином: 1 июня GM, 77 лет выступавший мировым лидером в производстве автомобилей, подал заявление о банкротстве. Долг GM — $172,81 млрд — более чем вдвое перерос размер его активов ($82,29 млрд). Американский Белый дом считает, что процедура банкротства позволит General Motors родиться заново. До конца 2010 года GM планирует закрыть 13 заводов в США, уволить 21 тыс. человек, ликвидировать или продать неприбыльные бренды (Pontiac, Saab, Saturn, Hummer) и сохранить за собой марки Cadillac, Chevrolet, Buick и GMC. Немецкий Opel в кандидатах на спасение не значился.

Воскрешение «Опеля»

Операцией по спасению Opel руководила сама канцлер Германии Ангела Меркель: на кону был не только важный для страны бренд, но и судьба 55 тыс. рабочих в шести европейских странах. Правда, формально Opel уже давно не является немецкой компанией. Министр экономики Германии Карл Теодор цу Гуттенберг изначально вообще высказывался в пользу банкротства Opel. Однако в правительстве Меркель сочли, что разумнее упредить протесты и социальные расходы, которые могут возникнуть при закрытии заводов Opel в Германии. По этой причине, видимо, был отвергнут и один из главных претендентов на Opel — итальянский Fiat: он предложил на базе своих активов и европейских производств GM (Opel, Vauxhall и Saab) создать второе после Volkswagen автопроизводство в Европе мощностью 6 млн автомобилей в год, однако не скрывал, что в случае покупки Opel сократит 10 тыс. рабочих, причем в основном на заводах Германии. Понятно, что германское правительство предпочло альянс канадского концерна Magna, российского Сбербанка и группы «ГАЗ» Олега Дерипаски: альянс гарантировал, что все четыре завода Opel в Германии будут сохранены.

В результате сделки Magna — крупнейший в мире производитель комплектующих для автомобилей * * Компания Magna (Канада) имеет 242 завода в 25 странах, капитализация Magna — $2,9 млрд. — получит 20% акций Opel, у Сбербанка и General Motors будет по 35%, 10% останется у работников Opel. Объявлено, что Magna выделит €300 млн на неотложные нужды компании, после чего ей понадобятся кредиты на сумму около €4,5 млрд. По-видимому, организацией этих кредитов и займется Сбербанк (в самом банке пока не называют суммы и сроки). Российский рынок, как заявляют в Magna, должен стать ключевым для Opel: новые владельцы намерены увеличить долю Opel в России с нынешних 3% рынка (продажи — около 15 тыс. машин в год) до 20%, развив производство Opel на базе заводов группы «ГАЗ». По словам президента Сбербанка Германа Грефа, приобретение такого актива может помочь реструктурировать автомобильную отрасль России, и Сбербанк в этом заинтересован. «Это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых с точки зрения технологий европейского производителя», — сказал Греф.* * Из интервью телеканалу «Вести» 1 июня 2009 года. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге он разъяснил, что Сбербанк не планирует оставаться стратегическим инвестором в Opel и позже продаст свою долю в компании. Пока же, по словам Грефа, Magna и Сбербанк выделят на развитие европейского подразделения GM €500 млн. «Сбербанк поступил совершенно правильно. Почему бы не купить то, что стоит сейчас дешево, но потенциально может стоить намного больше? — полагает Александр Пикуленко, автомобильный обозреватель радиостанции „Эхо Москвы“. — Если правильно распределить усилия, мы через какое-то время сможем получить современные технологии: ведь Opel делает хорошие автомобили и работает с поставщиками современных комплектующих».

ГАЗ или тормоз?

Со стороны действительно выглядит красиво: Россия спасает немецкий автопром и выступает на мировом рынке как серьезный покупатель и инвестор. Но зачем госбанку в условиях кризиса понадобилось участвовать в столь крупной покупке? Сергей Гуриев, член наблюдательного совета Сбербанка, от комментариев отказался, сказав, что сделка еще не обсуждалась. Однако в середине мая на собрании миноритарных акционеров Сбербанка было заявлено: банк всего лишь дает финансовые гарантии на покупку Opel, но непосредственно сами акции покупать не собирается. «Сейчас выяснилось, что покупка все-таки была, — говорит Алексей Навальный, член Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка. — Это довольно странно. Какое отношение эта сделка имеет к России, к Сбербанку или ко мне как к его акционеру? С моей точки зрения, которую разделяют многие миноритарные акционеры, это связано с какими-то общими интересами Дерипаски и Magna».

Напомним, что в 2007 году холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски за $1,5 млрд купил 20% акций канадской Magna. Однако в октябре 2008-го в результате кризиса Дерипаска вышел из состава ее акционеров. По мнению Навального, несмотря на это, интересы Дерипаски в канадском концерне остались: «Он воспользовался своим влиянием в российском правительстве, чтобы продвинуть личные интересы и ввязать Сбербанк в эту сделку, — утверждает Навальный. — Это типичный пример „политического“ финансирования, причем в очень серьезном размере». Примечательно, что сделка проведена на фоне пошатнувшегося здоровья Сбербанка: как признают в самом банке, доля просроченных кредитов в Сбере к концу года может вырасти до 30%.* * См. The New Times № 21 от 1 июня 2009 г. Кроме того, по словам Навального, уже очевидно, что отчетность за 2009 год покажет отсутствие прибыли, а возможно, и убытки: «Это говорит о том, что банк не обладает достаточными средствами, чтобы финансировать такого рода сделки».

По мнению Никиты Масленникова, советника Института современного развития (ИНСОР), без большой политики здесь не обошлось. Он полагает, что за спасение Opel российская сторона может получить свою долю дивидендов на немецком рынке. Если это так, то вопрос, зачем России сохранять рабочие места в Германии, когда встал КамАЗ и проблемы у самого ГАЗа, кажется уже наивным: на кону интересы куда более серьезные. Если же верить в официально объявленную цель сделки (развитие отечественного автопрома), то есть большие сомнения в том, что это смогут сделать на ГАЗе. «Перевооружение Нижегородского завода для полномасштабного производства таких автомобилей, как Opel, требует гигантских вложений в оборудование, — считает Александр Пикуленко. — Поэтому максимум, что может осуществить ГАЗ, это крупноузловую сборку подобных автомобилей». Но нет уверенности и в этом: долг ГАЗа составляет сегодня 45 млрд рублей. Кроме того, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в I квартале продажи ГАЗа упали на 60%, а продажи самого Opel — на 49%. Наконец, из-за кризиса уже провалились два амбициозных проекта ГАЗа по производству в России иностранных автомобилей: в середине мая автозавод отказался от выпуска легкого коммерческого автомобиля Maxus (продано Малайзии), а производство разрекламированной Volga Siber (на базе линии Chrysler) в марте было приостановлено из-за снижения спроса.


Группа «ГАЗ» — крупнейший автомобилестроительный холдинг в России. Основан в 2005 г., принадлежит Олегу Дерипаске. В состав холдинга входят 18 автомобилестроительных предприятий в России. В их числе Горьковский автомобильный завод (автомобили «Газель», «Соболь», «Валдай», «Садко», «Волга»); Павловский автобусный завод (автобусы «ПАЗ»); Ликинский автобусный завод (автобусы «ЛиАЗ»); «Автодизель» (Ярославль, производитель дизельных двигателей и силовых установок марки «ЯМЗ»); «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, Миасс). Штаб-квартира компании находится в Нижнем Новгороде. Консолидированная выручка от реализации группы «ГАЗ» в 2008 году составила 143 млрд рублей.

Компания Opel основана в 1863 г. немецким инженером Адамом Опелем. На разработку первого автомобиля у Opel ушло 38 лет. В 1914 г. Opel становится самым крупным автомобильным производителем Германии, продав 3335 автомобилей в год. В 1929 г., с началом мирового экономического кризиса, семья «Опель» заключает соглашение с корпорацией General Motors (США), которая покупает 80% акций Opel. В 1931 г. GM приобретает оставшиеся 20%. В 1936 г. Opel становится самым большим автопроизводителем Европы с ежегодным производством 120 923 автомобилей. Сегодня Opel имеет 6 заводов — в Германии, Бельгии, Польше, Португалии, Испании и Великобритании. В 2008 году на них было выпущено 1,5 млн автомобилей. Концерн Opel имеет линейку из 9 моделей: Opel Antara, Astra, Astra Twin Trip, Corsa, Meriva, Vectra, Zafira, Combo, Insignia. По прогнозу GM, убыток Opel в 2009 г. составит более $3 млрд.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.